Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день крайне сложно представить развитие современной экономики без актив-ного участия бизнеса. Несмотря на то, что вести бизнес в России относительно не просто, инте-рес к предпринимательству со стороны молодых людей только растет. Многочисленные рабо-ты по предпринимательству, поведенческому поведению наталкивают нас на мысль о том, что в ближайшее время интерес к этому вопросу не угаснет.
Развитие современного предпринимательства в нашей стране определяется различными пока-зателями, среди которых особое место занимает предпринимательская активность, которая, как известно, зависит от представлений будущего бизнесмена об основных условиях и возможно-стях осуществления предпринимательской деятельности. Именно истинные мотивы лежат в ос-нове реализации любой предпринимательской инициативы.
Всеобщее восприятие предпринимательства оказывает существенное влияние на экономику. Именно в предпринимательстве многие видят реализацию своей карьеру, всеобщий статус, успех, реализацию своих скрытых талантов, потенциала.
Несмотря на сложности, в которых сегодня пребывает весь мир, интерес к предпринимательству в ближайшие годы, по мнению ведущих аналитиков, лишь возрастет. Да, безусловно, много предприятий торговли, из прочих других сфер уже закрылись, и при этом подобный кризис – этот период расцвета, переоценки имеющихся возможностей и системы ценностей, открываю-щиеся возможности для развития потенциала.
Мы видим ту тенденцию в мире, что сейчас многие предприятия вынуждены перейти из обы-денного офлайн формата в так называемый «дистанционный формат» взаимодействия с клиен-том». Возможно, если бы не сложившаяся ситуациям вокруг пандемии, все оставалось бы по-прежнему. Однако из любого опыта можно извлечь важные уроки, в том числе и то, каким обра-зом можно правильно выстраивать бизнес-процессы с нуля, какие приемы и инструменты в наибольшей степени подошли бы в каждой конкретной ситуации для предпринимателя, и пр. Именно на эти и другие вопросы и должны найтись ответы в ходе изучения предприниматель-ских намерений и того, насколько эффективно можно было бы оценить их уровень на практике в разрезе тех (иных) подходов.
За инновационной предпринимательской деятельностью, как отмечают эксперты, будущее. По-добного рода практическая деятельность не только обеспечивает создание нужных инноваций, но и способствует формированию новых рабочих места для людей, входящий в категорию так называемого трудоспособного возраста. В ходе такого процесса формируется здоровая конку-рентная среда. Именно предпринимательству отведена в современном мобильном обществе первостепенная задача по стимулированию экономического роста. Недопонимание того, что на самом деле может способствовать возрастанию масштабов предпринимательства – один из главных вопросов, который по-прежнему не решен до конца. Большой практический интерес также заслуживает оценка уровня предпринимательских намерений студентов, чему в данной работе посвящена практическая часть исследования.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей и факторов формирования предпринимательской активности у студентов экономических специальностей. Для достижения поставленной целью в работе выделены следующие основные задачи:
- рассмотрение проблематики предпринимательских намерений с различных точек зре-ния, основных концепций, на этот процесс влияющих;
- рассмотрение подходов к исследованию предпринимательских намерений студентов и анализ факторов на них влияющих;
- оценка на практике уровня предпринимательских намерений студентов по авторской методике;
- формулирование выводов и рекомендаций по итогу исследований.
Глава 1. Теоретические основы предпринимательских намерений, как важная психолого-педагогическая проблема.
1.1 Основы предпринимательских намерений, как важной категории
Современное предпринимательство играет важную практическую роль в развития современной экономики нашей страны, выступая в качестве одного из важных источников экономического роста. Нестабильная ситуация в мире, неуверенность в завтрашнем дне, работая на государство, - все эти и многие причине постепенно привело к тому, что все большее количество человек в стенах вуза к моменту выхода на диплом принимают важное решение начать свой собственный бизнес. Понятно, что если мы говорим про бизнес, здесь также не все радужно.
Предпринимательские намерения[5] служат более сильной предпосылкой предприниматель-ского поведения по сравнению с другими переменными, такими как установки, убеждения или личностные черты. Предпринимательские намерения часто превращаются в реальные действия и, в свою очередь, приводят к росту предпринимательской активности. Таким образом, исследо-вание намерений заниматься предпринимательской деятельностью и изучение факторов, спо-собствующих формированию предпринимательских намерений, важно для понимания пред-принимательского поведения и предпринимательской активности.
Интерес многих исследователей предпринимательства в первую очередь направлен на изуче-ние того, почему одни люди становится предпринимателями, а другие - нет. В центр внимания при исследовании предпринимательского поведения часто ставится изучение предпринима-тельских намерений, поскольку они представляют собой начальное звено предприниматель-ского процесса и позволяют предсказывать предпринимательское поведение индивида.
Одним из первых исследователей, обратившихся к изучению предпринимательских намерений, является Б. Берд. По его мнению, намерения представляют собой такое состояние сознания ин-дивида, которое концентрирует его внимание, опыт и действия на достижении поставленных целей. Предпринимательские намерения направлены на создание новой фирмы или новых ценностей в уже существующей фирме. Другие исследователи определяют предприниматель-ские намерения как конкретные действия индивида, направленные на открытие нового бизнеса. Предпринимательские намерения относятся к «индивидуальному суждению о вероятности со-здания собственного бизнеса», а также включают в себя индивидуальный план становления предпринимателя.
Предпринимательство представляет собой[5] спланированное поведение и во многом опреде-ляется намерениями начать новый бизнес. В литературе существует множество моделей пред-принимательских намерений, которые связывают различные предпосылки намерений начать новый бизнес с предпринимательским поведением. Наиболее часто используемыми концепци-ями предпринимательских намерений служат теория запланированного поведения и модель предпринимательского события.
Следует отметить, что субъективные нормы, отражающие оценки предпринимательского пове-дения окружающими людьми, представляют собой внешние факторы предпринимательских намерений.
На сегодняшний день широкое практическое применение получили следующие основные под-ходы. Личностный подход к изучению предпринимательских намерений студентов характери-зуется изучением личностных характеристик, присущих предпринимателю, и факторов, оказы-вающих воздействие на выбор студентами карьерного пути. Среди первых исследований сту-денческого предпринимательства большое внимание уделяется выбору профессии, построе-нию карьеры и самостоятельной занятости.
Исследователи[6] пытались определить причины выбора студентами предпринимательской ка-рьеры и выделить характерные черты предпринимателей, которые отличают их от людей, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Так, результаты анализа, проведенного в США, показали, что предпринимательская деятельность связана с творческой составляющей, независимостью и интеллектуальным характером труда.
Итогом другого исследования стала разработанная классификационная схема причин, опреде-ляющих выбор индивидом карьерного пути. Всего было выделено 11 классов причин, среди ко-торых независимость, авторитет, самореализация, новые возможности и участие во всем рабо-чем процессе являются причинами выбора предпринимательской карьеры, в то время как ста-бильность, социальное окружение и желание построить карьеру в компании служат предпосыл-ками выбора занятости в существующей организации.
Помимо выявления характеристик, присущих предпринимателям и отличающих их от предпри-нимателей, некоторые исследователи изучали характеристики, присущие разным типам пред-принимателей. Так, предприниматели, ориентированные на рост, характеризуются самоэффек-тивностью и чаще встречаются среди мужчин, тогда как предприниматели, ориентированные на независимость, менее склонны к риску. Другое исследование показало, что самоэффективность положительно связана с намерениями стать как индивидуальным предпринимателем, так и предпринимателем в организации.
Поведенческий подход[5] к предпринимательским намерениям студентов характеризуется смещением фокуса от индивидуальных черт предпринимателя к анализу его поведения. В ис-следованиях студенческого предпринимательства стали широко использоваться и тестироваться различные поведенческие модели, среди которых наиболее часто применяются теория запла-нированного поведения и модель предпринимательского события. Намерения являются цен-тральным понятием предпринимательства и играют важную роль в объяснении предпринима-тельского поведения. За моделями предпринимательских намерений последовала концептуа-лизация предпринимательских намерений студентов. Используя различные поведенческие мо-дели, исследователи пытались изучить и предсказать предпринимательские намерения и фак-тическое поведение индивида.