Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Общение – это совокупность связей и взаимовлияний, что возникают и закрепляются между людьми в процессе совместной деятельности.
Общение в педагогической деятельности заключается в создании возможности организации и координации деятельности отдельных участников.
Именно в общении происходит обогащение деятельности, развиваются и образуются новые связи и отношения между людьми.
Коломинський Я.Л. под педагогическим общением понимает «профессиональное общение преподавателя с обучающимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и теми, кто учится».
Педагогическое общение с точки зрения Платонова К.К. «это взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятельности».
Зимняя И.А. рассматривает педагогическое общение «как форму учебного сотрудничества, что является условием оптимизации обучения и развития личности тех, кто учится».
И, наконец, С.С. Степанов толкует педагогическое общение как специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (обучающегося), с помощью которого происходит усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.
Разное видение сущности педагогического общения свидетельствует, что общение является чрезвычайно сложным и емким понятием.
Таким образом, педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, которое имеет определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учеником внутри коллектива. Другими словами, педагогическое общение – это общение педагога с учениками в педагогических целях. Это особая категория общение, специфика которого обусловлена разнообразными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Преподаватель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязательства по управлению процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и управления, в определенной степени зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
Влияние стиля педагогического общения на психическое развитие младшего школьника изучали: А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, Г.А. Цукерман, М.И. Лисина, И.И. Рыданова, и др. Экспериментальные исследования впервые в 1938 году провёл немецким психологом Куртом Левином. В отечественной же психологии систематическое, целенаправленное изучение стиля проводилось В.С. Мерлином, Е.А.Климовым и др.
Цель: изучить стили педагогического общения и их влияние на психическое развитие учеников.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) изучить особенности и виды педагогического общения;
3) рассмотреть стили педагогического общения;
4) охарактеризовать влияние стиля педагогического общения на развитие учеников.
Объект исследования: педагогическое общение.
Предмет исследования: влияние стиля педагогического общения на психическое развитие учеников.
Основным методом является анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Понятие педагогического общения
1.1 Особенности и виды педагогического общения
В настоящее время описано структуру педагогического общения, которая является сложным многоплановым процессом взаимодействия в системе «учитель - ученики», и выяснено важнейшие личностные качества и коммуникативные умения педагога, необходимые для эффективного общения.
Педагогическое общение рассматривается как существенная предпосылка успешности педагогического труда. Проблемы педагогического общения решались, в частности, в трудах ученых советской эпохи: А. А. Бодалева, М. И. Дьяченко, В. А. Кан-Калика, Л. А. Кандибович, Я. Л. Коломинского, С. В. Кондратьевой, Н. В. Кузьминой, А. А. Леонтьева, В. А. Петровского и др. В результате ученые пришли к выводу о необходимости готовить будущего учителя к общению с учениками до начала профессиональной деятельности.
Готовность к деятельности и коммуникативная культура как личностные образования будущего педагога формируются, реализуются и развиваются в процессе осуществления субъектом педагогической деятельности, то есть педагогического общения как формы этой деятельности.
Именно педагогическая деятельность - ее содержание и условия осуществления - определяет содержание, характер и главные черты педагогического общения. Такое общение, построенное как коммуникативно-речевое взаимодействие между учителем и учеником, выполняет по крайней мере три главные функции: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (имеет целью взаимодействие и взаимовлияние его субъектов) и перцептивную (направленную на восприятие и понимание сущности другого человека). Следовательно, содержанием взаимодействия в системе «учитель - ученики» является обмен информацией и взаимовлияние, а средством (инструментом) их реализации в учебно-воспитательном процессе выступает профессиональная коммуникативная культура. Учитель как субъект педагогического общения должен обладать высокоразвитой коммуникативной культурой, которая представляет собой систему морально направленных качеств и коммуникативных умений, необходимых для успешного профессионального общения и личностного развития его субъектов - учителя и ученика.
Педагогическому общению присущи две формы, которые реализуются с помощью уже сложившейся профессиональной культуры учителя и культуры общения ученика, которая только-только начинает формироваться:
1) позаситуативно-личностное общение педагога с учеником, призвано сформировать у ребенка умение внимательно слушать и понимать учителя, адекватно воспринимать его профессиональную роль;
2) деловое общение между учащимися как субъектами совместной учебной деятельности, в течение которого, педагог должен выработать у них умения успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия.
Сам термин «культура общения» в его отношении к педагогическому общению, что традиционно рассматривается как разновидность профессионального общения, приобрел особое распространение в 90-е годы с появлением исследований о путях активизации социально-психологического обучения. В этих исследованиях (Ю. М. Емельянов, В. А. Кан-Калик, Г. А. Ковалев, С. В. Кондратьева, Е. С. Кузьмина, Л. А. Петровская, Т. К. Яценко и др.) обобщался опыт познания общения как психической реальности и предлагались комплексные методы социально-психологического обучения человека умения общаться, повышение уровня культуры его субъекта с целью обеспечения качества и результативности коммуникативного процесса.
Овладение человеком «социальным интеллектом» как устойчивой способности понимать самого себя и других людей, их взаимоотношения, совершенствование коммуникативной компетентности (инструментария) и, наконец, обретение культуры общения было достаточно непростым делом в условиях традиционных форм обучения. Итак, встала задача выяснить особенности оптимального педагогического общения как таковой формы педагогической деятельности, которая создавала бы условия для диалогичности, субъект-субъектного взаимодействия, развития мотивации обучающихся, обеспечивала бы активный творческий характер их учения, личностный рост.
Кроме того, оптимальное педагогическое общение невозможно без высокого уровня развития культуры тех, кто учит. Поэтому особую актуальность приобрели теоретические исследования психологии педагогического общения и практические разработки путей повышения культуры его носителей в условиях нынешнего реформирования системы школьного образования в России.
Различают такие виды педагогического общения:
1) профессиональное общение - коммуникативное взаимодействие педагога с учениками, родителями, коллегами, направленное на установление благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию деятельности, отношений;
2) непрофессиональное общение рождает страх, неуверенность, вызывает снижение работоспособности, нарушение динамики речи, нежелание думать и действовать самостоятельно, отчужденность, устойчивое негативное отношение к учителю, обучению.
В зависимости от типа (субъект-субъектное, субъект-объектное) общение учителя может быть функционально-ролевым или личностно-ориентированным. Функционально-ролевое общение является сугубо деловым, стандартизированным, ограниченным требованиями ролевых позиций. Личные мотивы, отношение педагога и ученика не учитываются и не оказываются. Главная цель его заключается в обеспечении выполнения определенных действий.
Личностно-ориентированное общение является сложным психологическим взаимодействием, которое предполагает выполнение определенных нормативных функций с проявлением личного отношения, чувств. Главная его цель направлена не столько на выполнение задач, как на развитие личности учащихся. Требует такого уровня внутренне детерминированной активности личности, при котором они не идут по обстоятельствам, складывающихся в педагогическом процессе, а способны