Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эффективное осуществление политики и тактики финансового менеджмента невозможно при отсутствии финансовой политики организации. Установив цели, задачи, виды и методы функцио-нирования предприятий, финансовая политика должна определить перспективы и инновацион-ные направления развития в условиях рисков и циклических экономических процессов. Финан-совая политика организации, связанная с финансовой правительственной политикой учитывает приоритетные направления развития экономики, экономические циклы восстановления и ре-структуризации экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения финансовой и экономической и социальной стабильности в стране на основе экономического роста.
Теоретические и методологические основы финансовой политики непосредственно соответ-ственно относятся к теории финансов, основоположниками которой являются Диомере Карафа, Жан Боден, Франсуа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо, Жан Сисмонди и другие ученые. Развити-ем рыночной экономики, которое характеризуется относительной свободой выбора деятельно-сти, привлечением, использованием и распределением финансовых ресурсов, финансовая по-литика организации выступает как относительно самостоятельную область исследований. Про-блемы развития некоторых видов финансовой политики часто рассматриваются без учета внеш-них и внутренних условий на организации. В то же время, решения относительно инвестиций, дивидендной и долговой политики, и другие финансовые проблемы не могут быть приняты независимо друг от друга. В настоящее время нет единой методики оценки финансовых показа-телей в политика организации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ
ПОЛИТИКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
1.1. Место финансовой политики в экономической
политике хозяйствующих субъектов
Национальная экономика как единая интегрированная система и ее основные подразделения в виде государственного и частного секторов, совокупности домохозяйств функционирует и разви-вается в рамках проводимой экономической политики.
Термин «экономическая политика», исходящий из понятия «политика», означает многомерное и многоуровневое явление. Существует множество подходов к определению этих понятий.
До настоящего времени научное сообщество не выработало единого подхода к пониманию сущности политики относительно ее определения, об этом свидетельствует проведенная авто-ром ретроспектива научных взглядов на сущность политики.
Проведенный анализ разных подходов к пониманию сущности явления «политика» позволяет сформулировать авторскую позицию по этому вопросу. Термин «политика» происходит от греч. nöhç - государство, что означает «искусство управления государством, сообществом, межгосу-дарственными отношениями» и определяет политику как «сферу деятельности, связанную с от-ношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства» [6].
Во-первых, определяющую роль в становлении политики автор отводит социокультурным, т.е. приобретенным, свойствам субъекта социального действия.
Во-вторых, с точки зрения культурологического подхода социальной парадигмы основой поли-тики является ценностно-нормативная составляющая, опирающаяся на нравственную, мораль-ную убежденность индивидуумов в ценности принципов политики, приверженность индивиду-умов к установленным нормам, личностные качества лица, принимающего решение, т.е. на его харизму. Этот подход автор поддерживает и признает идеологию в качестве глобальной цели субъекта, разрабатывающего политику.
Международные организации в структуре субъектов управления мировым хозяйством являются надстроечным элементом и выполняют функцию глобального регулирования взаимоотношений на межгосударственном и международном уровне.
Остальные субъекты управления - от государства до отдельных индивидуумов - при проведении политики руководствуются, с одной стороны, нормами, вводимыми вышестоящими субъектами управления, а с другой, - собственными интересами.
Несмотря на наличие стандартных интересов субъектов управления одного уровня, реальные интересы, находящиеся в основе содержания политики, могут существенно отличаться.
Субъекты управления одного уровня изначально обладают не только особенностями индивиду-альных потребностей разработчиков, но и разными потенциальными возможностями, сложив-шимися исторически при создании данного субъекта либо приобретенными в процессе его жиз-недеятельности. Цели субъекта управления зависят от этих возможностей и накладывают серь-езные ограничения на процесс формирования специфических интересов субъекта.
Самостоятельная политика каждого субъекта управления в рамках многоуровневой политики обладает не только спецификой, но и отражает общую концепцию. Последняя заключается в необходимости сохранения вертикали преемственности основ многоуровневой политики: по-литика нижестоящего уровня должна строиться в соответствии с установленными нормами по-литики выше-стоящего уровня [12, с. 50-55]. Тогда можно говорить о сбалансированности инте-ресов, целей и потребностей отдельных элементов социума.
Так, на уровне государства - это конституция страны, законы и подзаконные акты, на уровне хо-зяйствующего субъекта - прописанная и официально принятая собственниками политика, на уровне социальных групп - статусные нормы и правила, приемлемые в группе, принятые груп-пой и обязательные для выполнения всеми ее участниками.
Субъекты разных уровней управления проводят политику в подведомственном им пространстве , под которым предлагаем считать сферу политических, экономических, производственных, со-циальных либо личностных отношений, юридически оформленную как самостоятельная едини-ца, обладающая целостностью и взаимосвязью составных элементов, организованная для до-стижения специфических целей субъекта соответствующего уровня и находящаяся под его управлением.
Пространства разных уровней управления активно взаимодействуют друг с другом. Не подлежит сомнению, что базовым субъектом управления многоуровневым пространством выступает госу-дарство, которое при проведении политики обладает полномочиями, позволяющими задавать широкие рамочные условия во всем подведомственном ему пространстве, включающем про-странства, подведомственные субъектам управления нижестоящих уровней.
Содержание политики связано с функциями субъекта управления. В экономической литературе выделяются различные классификационные признаки и соответствующие им виды государ-ственной политики: по направлениям общественной жизни (экономическая, социальная и пр.); по сфере распространения (международная, государственная, региональная, местная); по струк-туре (отраслевая, структурная, территориальная) и т.д. Экономическая политика государства в зависимости от различных критериев подразделяется:
- согласно отраслевому и институциональному подходу - на промышленную, аграрную, социальную, внешнеэкономическую и др.;
- функционально-ориентированному подходу - финансовую, структурную, конъюнктур-ную, антимонопольную, ценовую, валютную и др.
Основные направления экономической политики государства включают:
- денежно-кредитную политику;
- бюджетную политику;
- налоговую (фискальную) политику;
- инвестиционную политику;
- политику в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов;
- внешнеэкономическую политику и др.
На микроуровне разрабатывается и реализуется экономическая политика хозяйствующего субъ-екта.
Экономическая политика хозяйствующего субъекта представляет собой систему экономических отношений по поводу формирования собственниками свода принципов и правил в виде соответ-ствующих макроэкономическим нормам внутренних нормативных актов, служащих основой для дальнейшего стратегического и оперативного управления, что позволяет достичь поставленных собственниками бизнеса целей в минимальные сроки, с приемлемыми затратами и допустимым уровнем риска.
Этап 1. Формулирование целей деятельности организации. По мнению автора, экономическая политика организации имеет право на реализацию в случае, если ее цели гармонично вписыва-ются в цели деятельности организации.
Идеология организации является глобальной целью ее деятельности, выступает индикатором общественной полезности хозяйствующего субъекта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Греков, И.Е. Обоснование ключевых параметров бюджетной и денежно-кредитной по-литики как целереализующих институтов повышения эффективности общественного развития [Текст]: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: Греков Игорь Евгеньевич. - Орел, 2018. - 55 с.
2. Дамдинов, Д.Д. Развитие малого предпринимательства в России [Текст] // Вестник ВСГУ-ТУ - 2018. - № 2 (41). - С. 112-118.
3. Денежное хозяйство предприятий [Текст]: учебник для вузов / А.Ю. Казак, О.Б. Веретен-никова, М.С. Марамыгин, К.В. Ростовцев; под ред. проф. А.Ю. Казака, проф. О.Б. Веретеннико-вой. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2016. - 464 с.
4. Домчук, В.А. Финансовая политика предприятия в процессе его реформирования [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук: Домчук Виталий Анатольевич. - М., 2015. - 32 с.
5. Забродская, Н.Г. Предпринимательство. Организация и экономика малых предприятий [Текст]: учебник / Н.Г. Забродская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 263 с.
6. Инвестиции в России [Текст]: стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2015. - С. 164-165.
7. Казак, А.Ю. Финансовая политика в системе корпоративного управления [Текст] / А.Ю. Казак, О.Б. Веретенникова, В.И. Майданик. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2018. - 268 с.
8. Казак, А.Ю. Финансовая политика хозяйствующих субъектов: проблемы разработки и внедрения [Текст] / А.Ю. Казак, О.Б. Веретенникова, В.И. Майданик. - Екатеринбург: Издатель-ство АМБ, 2018. - 308 с.
9. Когденко, В.Г. Корпоративная финансовая политика: особенности разработки и реализа-ции [Текст] / В.Г. Когденко // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2018. - № 25 (163). - С. 2-13.
10. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Когденко, М.В. Мельник, И.Л. Быковников. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2017. - 471 с.
11. Коптева, Е.П. Функции стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия [Текст] / Е.П. Коптева // Российское предпринимательство, предприятие: экономика и управле-ние. - 2016. - № 16 (214). - С. 34-37. Корпоративные финансы [Текст]: учеб. для вузов / Л.А. Ве-личко, А.И. Вострокнутова; под ред. М.В. Романовского, А.И. Вострокнутовой. - Стандарт третье-го поколения. - СПб.: Питер, 2018. - 592 с.
12. Котляров, С.А. Управление затратами [Текст] / С.А. Котляров. - СПб.: Питер, 2015. - 160 с.
13. Крупин, А.Л. Проблемы совершенствования финансовой политики государственных кор-пораций [Текст] / А.Л. Крупин // Финансы и кредит. - 2017. - № 48 (432). - С. 55-58.
14. Лапуста, М.Г. Предпринимательство [Текст]: учебник / М.Г. Лапуста. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 384 с.
15. Лебедев, Д.С. Международная инвестиционная политика предприятий [Текст]: учеб. по-собие / Д.С. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ 2018. - 167 с.