Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время особую важность приобретают проблемы развития экономики России и её регионов с использованием всех имеющихся резервов социально-экономического роста. Экономические отношения тесно связаны с повышением предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования. В этой связи особая роль в экономике отводится процессу развития малого бизнеса, как инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения.
Малому бизнесу приходится сталкиваться с различными проблемами, возникающими в процессе функционирования экономики страны и региона, вызванных общей экономической нестабильностью, несовершенством законодательства и налоговой системы, финансовыми трудностями, отсутствием необходимых знаний, навыков и опыта.
Актуальность исследования курсовой работы обусловлена тем, что необходимое, осмысленное решение государственной политики в области поддержки малого бизнеса должно основываться на результатах оценки его экономической эффективности для разработки комплекса мер, направленных на создание условий развития малого бизнеса.
Цель исследования курсовой работы - разработка направлений по повышению экономической эффективности функционирования малого бизнеса в регионе.
Необходимость достижения цели потребовала решения следующих задач:
- исследование теоретических аспектов малого бизнеса как сектора региональной экономики;
- анализ показателей экономической эффективности функционирования малого бизнеса в регионах ЦФО;
- разработать организационно-экономический механизм функционирования малого бизнеса в регионе.
Объектом исследования является малый бизнес.
Предметом исследования выступают организационно-экономические и управленческие отношения, складывающиеся в процессе оценки функционирования малого бизнеса в экономическом пространстве региона.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных авторов, посвящённые вопросам развития малого бизнеса и его социально- экономической значимости: Б.А. Райзберга, М.Г. Лапусты, Л.А. Колесниковой и проблемам обеспечения и измерения экономической эффективности И.Т. Абдукаримова, Н.В. Боталовой, О.В. Котлячковой, Н.Н. Киреева, а так же материалы научно-практических конференций.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации, статистические данные Федеральной службы государственной статистики.
В процессе анализа были применены системный, статистический, методы, метод сравнения, SWOT-анализ.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты малого бизнеса как сектора региональной экономики. Во второй главе определены показатели экономической эффективности функционирования малого бизнеса Московской области и ряда регионов ЦФО. В третьей главе представлены направления повышения экономической эффективности функционирования малого бизнеса в Московской области.
В заключении обобщены выводы по задачам исследования курсовой работы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК СЕКТОРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Функции малого бизнеса в региональной экономике
Современная экономика предполагает функционирование предприятий различных форм собственности и размера.
Крупные предприятия в основном определяют экономическую и техническую мощь страны. В целях развития они стремятся к интеграции, поглощая или привлекая к своей деятельности партнёров, объединяясь в более крупные структуры, наращивая свою мощь или теряя свою значимость под влиянием более сильных организаций [13, с.5].
Средние предприятия вынуждены конкурировать не только между собой, но и с субъектами крупного бизнеса.
Основные функции малого бизнеса, ввиду его массовости, заключаются в определении уровня социально-экономического развития территории и диверсифицированности её экономики [6, с.170]. Данный сектор экономики представляет самую разветвлённую сеть организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность преимущественно на местных рынках, связанных с массовым потреблением товаров и услуг. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, производственная и управленческая гибкость обеспечивают своевременную реакцию на изменяющуюся конъюнктуру рынка и другие факторы внешней среды. Деятельность малых предприятий ориентирована, главным образом, на локальный рынок, а её стимулирование позволяет решать проблемы территориальных образований. Малый бизнес является основной базой для формирования рациональной структуры местного хозяйства [10, с. 168].
В настоящее время существуют расхождения в подходах к пониманию категории «малый бизнес» с позиций юридической и экономической наук, что объясняется различными целями и задачами, которые стоят перед учёными, исследующими данную экономическую категорию.
Под малым бизнесом понимается массовое явление, сущность которого заключается в специфической, рискованной деятельности малых форм предпринимательства в условиях конкурентной среды, по поиску наиболее эффективного решения в области сочетания экономических, трудовых и других типов ресурсов на инновационной и законодательной основе с целью получения прибыли [7, с.24]. В Российской Федерации статус малого бизнеса на государственном уровне определён различного рода законодательными актами и документами. Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса относятся внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, а также физические лица, внесённые в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие указанным в законе
условиям (таблица 1).
Таблица 1- Критерии отнесения предприятий к категории «малый бизнес»
Тип предприятия Численность
работников предприятия Выручка от реализации
товаров
(работ, услуг),
млн. руб. Экономическая самостоятельность предприятия
Микропредприятия До 15 До 120 Доля участия государственных субъектов в уставном капитале не должна превышать 25%
Малые предприятия (ИП) До 100 До 800
Источник: № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
Разнообразие функций малого бизнеса является важным условием повышения сбалансированности экономики [23, с.158]. В Приложении А представлены сферы влияния малого бизнеса на экономику и определение его значимости.
Б.А. Райзберг определил следующие функции малого бизнеса:
- воспроизводственные функции: производство продукции, удовлетворяющей потребностям общества;
- обеспечение занятости и доходов населения;
- генерация инновационных процессов;
- влияние на формирование позитивных структурных сдвигов на мезо- и микроуровне;
- влияние на формирование среднего класса [8, с.17].
Д.В. Мукосеев к функциям малого бизнеса причислил:
- расширение ассортимента и увеличение объёмов производства товаров и услуг с минимальным вложением инвестиций;
- оказание услуг для крупных предприятий (сервисные, логистические, производственные);
- формирование рыночной среды;
- привлечение в производство имеющихся ресурсов населения;
- развитие инновационной деятельности [12, с.61].
Малый бизнес по сравнению с крупными предприятиями, в большей степени влияет на:
- диверсификацию структуры экономики региона и повышение её эффективности в муниципальных образованиях;
- эффективность использования имеющихся ресурсов региона;
- степень удовлетворения локального потребительского спроса;
- уровень развития конкурентной среды в экономике региона;
- уровень денежных доходов населения региона;
- уровень развития инфраструктуры региона;
- развитие муниципальных связей региона [20, с.166].
Малый бизнес может разрабатывать и апробировать результаты инновационно-технологических исследований, проявляя инновационную активность, которая позволит развивать не только субъект малого предпринимательства, но и экономику региона в целом. Это будет стимулировать обеспечение формирования доходной части бюджетов на всех уровнях напрямую (отчисления от самих организаций) и косвенно (отчисления налогов с заработной платы работников) [8, с. 49].
Вопросы обеспечения занятости населения при помощи развития малого бизнеса одни из самых актуальных в регионах и муниципальных образованиях. Возрастание его роли в моногородах и депрессивных муниципальных образованиях - при относительно небольшой численности субъектов малого предпринимательства число занятых в нём может достигать значительного количества [21, с. 68].
Развитие малого бизнеса способствует увеличению конкуренции на рынке и снижению уровня его монополизации, что ведёт к повышению качества товаров, работ и услуг, а также росту эффективности производственных процессов в коммерческих организациях. Существенное влияние отражается на уровне региональной и муниципальной экономики, так как зачастую субъекты малого предпринимательства нацелены на удовлетворение спроса локальной территории.
В процессе развития малый бизнес способен формировать на уровне региона универсальные, производственные, управленческие, транспортные и иные структуры, которые обладают высокой степенью адаптации к условиям внешней среды и обеспечивают развитие экономики муниципальных образований. Деятельность таких структур создаёт благоприятные условия для охвата субъектами малого предпринимательства незанятых ниш рынка и позволяет диверсифицировать региональную экономику, тем самым обеспечивая экономический рост и безопасность, номенклатуру и объём выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Предприятия малого бизнеса участвуют в реализации ресурсного потенциала локальной территории. В своей деятельности они учитывают экономические, социальные, природные, географические, экологические, культурные факторы, которые формируют среду их функционирования на территории.
1.2 Факторы и методы определения экономической эффективности малого бизнеса
В современной экономике малый бизнес нацелен на повышение эффективности использования экономических ресурсов. Определение экономической эффективности малого бизнеса рассматривается в совокупности факторов и характеризует уровень воздействия малого бизнеса на изменение качества жизни населения.
В Приложении Б представлена модель функционирования малого бизнеса, запускающего процессы экономического развития региона.
Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности показывает, что в нашей стране существуют огромные резервы экономического роста за счёт поддержки и широкого вовлечения малых предприятий (Приложение В). Преимущественное место среди малого бизнеса отводится оптовой и розничной торговле.
Основные проблемы субъектов малого предпринимательства в условиях нехватки финансовых ресурсов:
- сокращение оборотных активов капитала в связи падением объёмов продаж (особенно в строительной сфере, сфере производства стройматериалов, грузоперевозок, торговле непродовольственными товарами);
- увеличение просроченной кредиторской задолженности;
- увеличение объёма неплатежей;
- сокращение спроса на продукцию малого бизнеса;
- сокращение доступа к банковским ресурсам в связи с ужесточением требований банков [27].
К основным проблемам развития малого бизнеса России относятся:
- необоснованно высокие тарифы по услугам организаций, обеспечивающих подключение малого бизнеса к электросетям;
- административные барьеры, которые заключаются в отсутствии стратегии развития в муниципалитетах и способствующие крупным ретейлерам диктовать свои условия на рынке для реализации продукции местного производства;
- низкая покупательная способность населения, что чаще всего является следствием отсутствия промышленных предприятий в регионе и оттока квалифицированных кадров в крупные города [27].
К проблемам развития малого бизнеса, следует отнести и проблемы установления деловых контактов, нежелание субъектов малого предпринимательства совместно решать основные задачи; непонимание важности их координации при получении доступа к информационным ресурсам; недостаточный уровень профессиональных навыков руководителей и сотрудников малых предприятий по экономическим и управленческим вопросам.
Оценка экономической эффективности малого бизнеса позволяет выявить возможные направления его развития, выработать стратегии развития, которые охватывают имеющиеся возможности и ожидаемую социально-экономическую выгоду. Проведение оценки экономической эффективности основывается на выявлении сложившегося состояния субъектов малого предпринимательства, определении возможных проблем и их причин.
Основной целью определения экономической эффективности малого бизнеса является возможность дать оценку жизнеспособности предприятий малого предпринимательства, охарактеризовать степень их влияния на качество жизни населения и определить уровень развития этого сектора экономики.
Основными задачами определения экономической эффективности малого бизнеса являются:
- комплексное исследование объекта;
- оценка эффективности факторов производства;
- объективная и полная оценка эффективности субъектов малого бизнеса;
- выявление и измерение явных и скрытых резервов повышения эффективности малого бизнеса.
Основные этапы оценки экономической эффективности малого бизнеса представлены в Приложении Г.
И.Т. Абдукаримов и Н.В. Тен разработали методику оценки эффективности финансовой деятельности, которая предполагает, что её критерием выступает достижение наилучших финансовых результатов при наименьших вложениях; достичь этого возможно повышением эффективности используемого капитала, вложенных в производство средств (Приложение Д, Приложение Е) [11, с.18]
Методика уделяет должное внимание не только общеэкономическим показателям оценки эффективности бизнес-структур, но и основных факторов производства, в том числе основных и оборотных средств, трудовых ресурсов и инвестиционной деятельности. Таким образом,
осуществляется комплексная оценка эффективности малого бизнеса с необходимой информацией для проведения анализа.
Г.В. Савицкая предложила анализировать экономически показатели эффективности малого бизнеса в относительном выражении (Приложения Ж-К). Наряду с традиционными показателями: фондоотдачей, фондоёмкостью и рентабельностью фондов также рассчитываются:
- удельные капитальные вложения на один рубль прироста продукции;
- относительная экономия основных фондов:
Эоф=(ОФ1-ОФ0)×JПР, (1)
где: ОФ1, ОФ0 - соответственно среднегодовая стоимость основных фондов в базисном и отчётном годах, тыс. руб.;
JПР - индекс объёма реализации продукции [9, с.205]
Н.В. Боталова и О.В. Котлячков, предложили оценивать эффективность малого бизнеса следующим образом:
- расчёт интегрального показателя (проводится оценка эффективности государственной поддержки по всем предприятиям малого бизнеса, которым была оказана государственная помощь);
При оценке уровня развития малого бизнеса в регионе Н.Н. Киреев
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144. (дата обращения 05.05.2020)
2. Указ Президента РФ от 05.06.2015 №287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180670. (дата обращения 05.05.2020)
3. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 №1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предприни- мательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462. (дата обращения 05.05.2020)
4. Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2015 №167 (ред. от 28.11.2016) «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_179243. (дата обращения 05.05.2020)
5. Государственная программа Московской области «Предпринимательство Подмосковья» на 2017-2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mii.mosreg.ru/dokumenty/ministerstvo/16-03-2017-17-54-27-gosudarstvennaya-programma-moskovskoy-oblasti-pred (дата обращения 05.05.2020)
Экономическая учебная и специальная литература
6. Колесникова, Л.А Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием: Монография /Л.А Колесникова. - М.: Логос, 2016. - 290 с.
7. Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. - М.: Инфра-М, 2017. – 372 с.
8. Райзберг Б.А. Туляков А.В. Стратегическое планирование и управление социально-экономическими объектами: учебник /Б.А. Райзберг, А.В. Туляков. - М.: Экономика, 2016. – 224 с.
9. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г. В. Савицкая. М.: Инфра-М, 2015. - 652 с
10. Шарыгин, М.Д. Функции малого предпринимательства в системе региональной социоэкономики / М.Д. Шарыгин, И.И. Кротов, Д.А. Носков // Устойчивое развитие социоэкономики регионов: мат. Всерос. науч.-практ. конф. Пермь. - 2017. - С. 168-171. 156
Материалы периодических изданий
11. Абдукаримов, И. Т., Тен Н. В. Эффективность и финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия: критерии и показатели их характеризующие, методика оценки и анализа // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - №5-6. – С. 11-21.
12. Агеев, А.И. Социальная ответственность бизнеса: отечественные грани и зарубежные стандарты / А. Агеев, Е. Карпухина // Экономические стратегии. – 2018. - № 2. - C. 60-63.
13. Асаул, А.Н. Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем / А.Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2017. - № 2.- С. 4-7.
14. Боталова, Н. В., Котлячков О. В. Оценка эффективности использования государственной помощи и роль критерия социальной эффективности // Вестник Удмуртского ун-та. Сер.: Экономика и право. - 2017. - Вып. 1. - С. 10-15.
15. Булакина, О.Н. Методика комплексной оценки предпринимательского потенциала муниципального образования / О.Н. Булакина // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2018. - № 4 (66). - С. 63-65.
16. Гулин, К.А. Стратегические подходы к развитию научно-технического потенциала территории / К.А. Гулин, А.П. Ермолов // Проблемы развития территории. - 2017. - № 1. - C. 7-14.
17. Киреев, Н. Н. Тенденции развития малого бизнеса в региональных социально-экономических системах Российской Федерации на современном этапе // Регион: системы, экономика, управление. -2018. - № 4 (43). - С. 17-23.
18. Меркулова, Е. Ю., Какушкина М. А. Детерминанты функционирования малого бизнеса как драйверы развития экономики региона // Социально- экономические явления и процессы. - 2017. - Т. 12. - №6. - С. 196-203.
19. Морковина, С. С. Роль государственного регулирования в содействии развитию малого предпринимательства // Вестник Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. - 2017. - Вып. 9 (65). - С. 383–388.
20. Насонов, В. В. Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона // Молодой ученый. - 2017. - №1. - С. 403-405.
21. Тимофеев, Р.А. Актуальные вопросы функционирования региона как социально-экономической системы / Р.А. Тимофеев, В.В. Шлычков, И.Г. Алафузов // Актуальные проблемы экономики и права. - 2017. - № 3. - С. 63-70.
22. Ускова, Т.В. Социально-экономическое развитие территорий: проблемы эффективности региональной политики / Т.В. Ускова // Проблемы развития территории. - 2017. - № 2. - С. 7-18.
23. Шарыгин, М.Д. Основные факторы территориальной организации малого предпринимательства / М.Д. Шарыгин, И.И. Кротов // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. - 2017. – № 9. - С.155-168.
Электронные ресурсы
24. Картышев С. В., Кульчитская И. Н., Поташников Н. М. Управление комплексом маркетинга на предприятии на основе CRM-технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.curs.ru (дата обращения: 07.05.2020).
25. Методика оценки работы администраций муниципальных образований по развитию малого предпринимательства / Автономная некоммерческая организация «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=128049 (дата обращения: 07.05.2020)
26. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 07.05.2020)
27. Ресурсный центр малого предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://rcsme.ru/index.php/ru/statistics (дата обращения: 02.05.2020).