Фрагмент для ознакомления
2
развития, прежде всего, тем что на первое место выделяется целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление.
Мышление определим, как процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик. Главное направление формирования мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Словесно-логические операции определяют направление интеллектуальной деятельности [14, с. 23].
В структуру мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста входят следующие компоненты:
Во-первых, мотивационный компонент, проявляется в различных видах активности.
Во-вторых, регуляционный компонент, выделяется в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность.
В-третьих, операционный компонент, этот компонент устанавливает наличие сложившихся, таких операций, как анализ и синтез.
Формирование мышления демонстрирует положительную роль на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника [6, с. 24].
Восприятие, обозначим как целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира.
А.В. Запорожец, относит период дошкольного детства особенно чувствительным для формирования восприятия. Восприятие детей становится осмысленным и дифференцированным. В ходе формирования восприятия старших дошкольников увеличивается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала [11, с. 34].
Память рассмотрим, как психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения [14, с. 134].
У детей старшего дошкольного возраста прежде всего определяется словесная память в процессе активного освоения речи; проявляется произвольная память, связанная с возрастанием определяющей роли речи, выделением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Внимание обозначим, как форму организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект.
Выявляя особенности формирования внимания детей старшего дошкольного возраста, следует заметить, что изменения касаются всех его свойств: во-первых, объем (способность одновременно сосредоточиваться на восприятии 3-4 объектов); во-вторых, распределение (в связи с автоматизацией ребенка); в третьих, устойчивость (способность удерживать внимание на одном объекте 10-15 минут).
Отметим, что произвольное внимание старшего дошкольника связано с развитием всех сторон речевой деятельности, прежде всего с пониманием значения предстоящей деятельности, а также с осознанием ее цели, появлением произвольного поведения.
Воображение детей старшего дошкольного возраста – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта.
Формирование детского воображения, можно связать с усложнением сюжетно-ролевой игры, это определяет переход, во-первых, от репродуктивного к творческому воображению, во вторых, от непроизвольного к произвольному воображению.
Преобладает наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности.
Следовательно, старший дошкольный возраст является временем быстрого формирования процессов познавательной деятельности.
В эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста, основное значение занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной сферы.
Дети старшего дошкольного возраста научились воспринимать эмоциональные состояния других, также могут сопереживая и отвечать соответствующими чувствами.
В итоге очередной этап становления эмоциональной регуляции будет формирование у ребенка навыков произвольного поведения. Стремительно формируются, у старших дошкольников, такие категории как, нравственно-этические или личностные. Их определяют такие понятия как, «хороший – плохой», «добро – зло», «красивый – некрасивый», «правда – неправда». Уже достаточно хорошо детьми этого возраста воспринимаются нормы и правила поведения.
Дошкольники естественно проявляют свои чувства, их настроение зависит от определенной ситуаций, а проявление до такой степени по разному, что эмоции с легкостью узнаваемы по мимике, отношению и четкости.
Речевая деятельность развивается в количественном и качественном отношении.
Следует отметить, что в освоении речи подходит следующий этап для детей старшего дошкольного возраста:
во-первых, речь характеризуется как контекстная, а не как ранее ситуативная;
во-вторых, для регулирования деятельности и поведения развивается регулирующая функция речи;
в-третьих, складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности;
в-четвертых, звуковая сторона речевой деятельности совершенствуется, например, в звукоподражании преодолеваются дефекты, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов;
в-пятых, обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом, т.е. совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности [9, с. 45].
Уникален дошкольный возраст, благодаря пластичности природного механизма усвоения речи, быстрому запоминанию языковой информации, интенсивному формированию познавательных процессов, способности заговорить сразу на нескольких языках не путая их, особой способности к имитации, отсутствию языкового барьера.
На начальном уровне обучения иностранному языку акцент ставится на развитие понимания разговорного языка, и закладываются основы произношения.
Постоянное употребление иностранных слов через фразы и речевые клише из песенок и разнообразных разыгрываемых ситуаций, а также видео материалов, способствует полному их восприятию. «В процесс работы активно включаются стихи, игры, песни. Разучивая стихи и песни, дети двигаются в такт словам, во время игр они произносят рифмовки, а игровые моменты присутствуют во всех видах деятельности» [13, с. 344].
Дошкольный возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям, проявляющаяся в попытках словообразования и словоизменения. На период дошкольного возраста, согласно мнению психологов приходится период так называемой наибольшей интеллектуальной восприимчивости. Дети полностью готовы к активному вовлечению в познавательный процесс, воспринимая его как увлекательную игру, постоянно ожидая от него сюрпризов и информационных открытий. Они становятся его непосредственными участниками, что позволяет в значительной степени усилить педагогический эффект от передачи знаний от педагога к ребенку.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Агурова Н.В. Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду. М.: Просвещение, 1963.
2. Барышникова Ю.В. Психологические предпосылки формирования речевых навыков // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 76-й международной научно-технической конференции. 2018. С. 302-303
3. Барышникова Ю.В., Барышникова А.М. Некоторые проблемы обучения иноязычному говорению на начальном этапе // Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в высшей школе Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в высшей школе». Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. 2019. С. 114-117
4. Барышникова Ю.В., Барышникова А.М. О некоторых проблемах обучения и овладения иностранным языком // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2019. № 44. С. 4-7
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение,1981
6. Брагина О. Л. О системе упражнений в процессе обучения диалогической речи / О. Л. Брагина // Иностранные языки в школе. – 1985. – № 3. – С. 22–27
7. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М.Л. Вайсбурд. – Обнинск: Титул. 2001
8. Веракса Н.Е. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е Веракса, Т.С. Комарова. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
9. Вторушина Ю.Л. Лингвокультурные характеристики английской народной сказки в контексте диалога культур // Проблемы истории, филологии, культуры. 2006. № 17. С. 77-81
10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе: методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
11. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку дошкольников как система, реализующая личностный подход // Иностранный язык в школе. – 2001. – № 3.
12. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 1999
13. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников: методическое пособие для воспитателей детского сада. М.: ЦПО, 2013.
14. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ // Управление ДОУ. - 2012. - №5. С.20-22
15. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. – М. : Наука, 1975.
16. Конышева, А.В. Английский для малышей. Стихи, песни, игры, рифмовки, инсценировки, утренники / А.В. Конышева. – СПб.: КАЮ, Минск: Издательство «Четыре четверти», 2005. – 160 с.
17. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.—С.140-146
18. Мусаелян И.Ф. Комплекс упражнений, направленных на формирование языковой компетенции // Гуманитарные науки. – 2014. – №2. – С. 76-77
19. Новый словарь методических терминов и понятий: http://methodological_terms.academic.ru/2107
20. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 2014
21. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. – М. : Флинта, Наука, 1998
22. Протасова Е.Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностр. в» [Текст] N Е.Ю. Протасова Н.М. Рожина. — М.: Гуманитар, изд. центр ШАДОС, 2010. – с. 51
23. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
24. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи на материале английского языка. Пособие для учителей. — К.: Радянська школа, 2009.
25. Тарасюк Н.А. Обучение иностранному языку дошкольников: вопросы теории и практики (на примере английского языка): учебное пособие. – Курск, 2003.
26. Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1973
27. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски. СПб.: Специальная литература, 1999.
28. Щерба, Л. В. Современный русский литературный язык // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М. : Просвещение, 1957. 186 с.
29. Верещагина В.А. Обучение диалогической речи учащихся восьмилетней школы: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Верещагина. - М., 1969
30. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: методическое пособие для воспитателей детского сада. М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2004.