Фрагмент для ознакомления
2
Лингвистический аспект обучения английским неправильным глаголам в начальной школе
1.1 Понятие неправильные глаголы
В английской грамматике есть много правил, а также исключений, без которых мы не можем обойтись. Изучение правил вслепую бесполезно; грамматику просто нужно понять. Именно в процессе сознательного обучения формируются более устойчивые и гибкие грамматические навыки, которые очень важны для хорошего владения изучаемым языком во всех видах устной деятельности: говорении и письме, аудировании и чтении.
Нет никаких сомнений в том, что грамматическая система английского языка сильно отличается от русского. Это одна из главных причин, по которой учащиеся испытывают трудности в овладении правилами английской грамматики. При изучении грамматики есть неизбежные вещи, которые вам просто нужно выучить наизусть. Самый точный пример этого - неправильные глаголы. Необходимо запомнить формы неправильных глаголов прежде чем овладеть всеми тонкостями правил употребления времени осознавая что употребление времен является одним из важнейших правил английской грамматики.
Британские лингвисты насчитали в современном английском языке 470 неправильных глаголов, которые не поддаются общепринятым правилам грамматики. В оксфордском словаре также содержится 470 неправильных глаголов. Регулярно употребляемыми неправильными глаголами считаются только 170−180 единиц.
Считается, что большинство английских неправильных глаголов имеет древнее германское происхождение. Именно иррациональность образования форм неправильных глаголов придает английскому языку определенную прелесть исконной британской традиционности. Даже исторически более молодой американский вариант английского языка упрощает использование неправильных глаголов в сравнении с более древним британским вариантом английского.
По сравнению с другими языками, английский хорошо структурирован, и большинство языковых правил подчиняются определенным правилам. Но в каждом правиле всегда есть исключение и неправильный глагол - яркий тому пример.
Неправильные глаголы в современном английском языке происходят от глаголов, которые на более ранних стадиях развития языка следовали правильной структуре. В частности многие такие глаголы являются производными от германских сильных глаголов, которые создают многие флективные формы с помощью аблаута.
Большинство английских неправильных глаголов являются его родными словами, произошедшими от существующих глаголов древнеанглийского языка. Практически все глаголы, которые были заимствованы в более поздние периоды, подвергались правильному спряжению.
Термин «неправильные глаголы» – один из распространенных терминов в индоевропеистике, поскольку это грамматическое явление характерно для большинства индоевропейских языков. Так, например, в немецком языке весь глагольный вокабуляр делится на две большие группы: сильные и слабые глаголы. Критерием разграничения служит формообразование глагола, а именно образование форм простого прошедшего времени (претерита) и причастия второго. Формообразование слабых глаголов происходит по строгим правилам, формообразование сильных глаголов не поддается правилам, но имеются определенные закономерности.
Имеется также незначительное количество глаголов, формообразование которых не поддается ни правилам, ни закономерностям. В немецком языке семь неправильных глаголов (unregelmӓssige Verben): haben «иметь», sein «быть», werden «стать», gehen «идти», stehen «стоять», bringen «приносить», tun «делать», если не считать модальных глаголов, формообразование которых также происходит не по правилам, но они выделяются в отдельную группу из-за своей общей языковой специфики.
По способу образования форм прошедшего неопределенного времени и причастия все английские глаголы делятся на правильные и неправильные.
Большая часть английских глаголов принадлежит к правильным глаголам, образование формы прошедшего неопределенного времени и причастие у которых осуществляется при помощи окончания -ed (с некоторыми исключениями).
Большинство неправильных глаголов существуют в виде пережитков прошлого, как прообраз исторически сложившейся системы спряжения. Когда некоторые грамматические правила стали меняться или вовсе изыматься из употребления, отдельные глаголы сохранили свои старые формы. Например, перед великим сдвигом гласных глагол keep (прежде произносившийся как kehp) принадлежал к группе глаголов, чьи гласные были сокращены в прошедшем времени. Эта закономерность сохраняется и сегодня у того же глагола kept (точно так же как и у глаголов crept, wept, leapt, left). Такие глаголы как peep, которые имеют аналогичную форму, но возникли позже великого сдвига гласных, принимают окончание -ed.
Новые глаголы, включая заимствования из других языков, а также существительные, которые стали использоваться как глаголы, например "to facebook", – подвержены правильному изменению до тех пор, пока они не становятся составной частью уже существующего неправильного глагола, например "to housesit" (от sit) → housesat.
Сегодня наблюдается тенденция к уменьшению количества неправильных глаголов, ведь большая их часть принимает форму правильных глаголов, подвергаясь стандартному спряжению (например, глагол chide когда-то имевший в прошедшем времени форму chid, позже приобрел правильную форму childed). Многие глаголы имеют двойные формы, обе из которых существуют параллельно: spelt / spelled, dreamt / dreamed.
В некоторых диалектах английского языка могут использоваться нерегулярные формы глаголов (устаревшие формы), которые в общепринятом варианте английского спрягаются по общему правилу.
Формообразование правильных глаголов происходит по определенных правилам. Они регулярно образуют форму прошедшего времени Past Simple и причастия II с помощью окончания -ed. Формообразование неправильных глаголов не поддается регламентации, хотя определенные закономерности прослеживаются. Неправильных глаголов в английском языке насчитывают около шестисот. Однако часть из них устарела и вышла из употребления, другая часть востребована крайне редко и только порядка 170-180 лексем имеют регулярное употребление. Среди наиболее востребованных неправильных глаголов английского языка можно назвать: be «быть», become «становиться», begin «начинать», bring «приносить», build «строить», can «мочь, уметь», come «приходить», do «делать», drink «пить», eat «есть, кушать», fall «падать», feel «чувствовать», find «находить», give «давать», go «идти» и др. Следует отметить, что по внешним признакам эти глаголы ничем не отличаются от других, т.н. «правильных» глаголов.
Неправильные глаголы доставляют много трудностей людям, изучающим английский язык. Кажется, что нереально запомнить этот бесконечно длинный список, вспомните ту огромную таблицу неправильных глаголов. Неправильные глаголы сложились исторически и не подчиняются общим правилам по традиции.
1.2 Виды неправильных глаголов
Исследователи утверждают, что более половины ошибок, допускаемых при пользовании английским языком, бывает связано с неправильным употреблением глаголов. Глагол является самым важным словом в любом английском предложении, так как синтаксическая конструкция предложения в гораздо большей степени зависят от глагола, чем от любой другой части речи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеева И. В. Ситуативные картинки на уроках английского языка // ИЯШ. 2001. № 6. С. 29−31.
2. Алферов А. Д. Психология развития школьника: учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2000. 384 с.
3. Андриенко М.С., Ромашкин И.В., Фоменко Л.Н. Почему неправильные глаголы так называются // В сборнике: Российская наука: тенденции и возможности Сборник научных статей. Научный редактор А.Н. Ромеро. Москва, 2019. С. 235-240.
4. Афанасьева Е. Ю. Обучение грамматике английского языка на начальном этапе // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №23. С. 87-91.
5. Бабинская П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учебное пособие. Москва: Тетра Системс, 2005. 288 с.
6. Баранов С. П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. Москва: Акад. пед. наук, 1963. 123 с.
7. Биболетова М. З. Английский язык: Английский язык с удовольствием / Enjoy English для 4 класса общеобразовательных учреждений / М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева.– Обнинск: Титул, 2007.
8. Биболетова М. З. Английский язык: рабочая тетрадь к учебнику английского языка. Английский язык с удовольствием / Enjoy English для 4 класса общеобразовательных учреждений / М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева.– Обнинск: Титул, 2008.
9. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам // ИЯIII. 2001. №2. C. 61-64.
10. Бокий А.А. История неправильных глаголов // Modern Science. 2019. № 6-1. С. 68-72.
11. Бутко Г. В. Наглядные пособия на уроках английского языка // ИЯШ. 1988. № 2. C. 51−52.
12. Данилина Н. Е. Возможности активизации учебного процесса на уроках английского языка (на материале зарубежных пособий) // ИЯШ. 1990. № 5. C. 64−68.
13. Драгункин А.Н. Неправильные глаголы и другие “неправильности” английского языка. – Спб: изд. дом “Андра”, 2003.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Москва: Логос, 2002. 179 с.
15. Золотницкая С. П. Спутник старшеклассника. Москва: Просвещение, 1999. 345 с.
16. Казачинер А. А. Роль наглядности в обучении английскому языку младших школьников // Английский язык и литература. 2004. №13. С. 2−5.
17. Кауфман К. И. Английский язык: рабочая тетрадь № 2 к учебнику Счастливый английский.ру / Happy English.ru для 4 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. / К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман.— Обнинск: Титул, 2013.
18. Кувшинов В.И. Упражнения на прочное усвоение неправильных глаголов // Иностранные языки в школе , 1990. – № 4 – с.59–61.
19. Купцова О.А. Способы запоминания неправильных глаголов в английском языке // В сборнике: V Авдеевские чтения сборник статей Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников. 2017. С. 309-312.
20. Нестерова Т.Г., Узбекова А.Ф., Ханафиева А.М. Эффективные способы запоминания неправильных глаголов при изучении английского языка // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2019. С. 2468-2473.
21. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. Москва: Рус. яз., 1977.
22. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образовании. Москва: Академия, 2005. 149 с.
23. Радин А.М., Ильина Е.А. Возникновение и развитие неправильных глаголов в английском языке // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. 2019. № 3. С. 6.
24. Рогова Т. В., Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. Москва: Просвещение, 2008. 310 с.
25. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2003. – с. 110–145.
26. Соловьев А.Ю. Освоение неправильных английских глаголов с использованием элементов рифмовки и игр // Иностранные языки в школе. – 1998. – №4. – с. 45-52.
27. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Москва: УРАО, 2002. 511 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // М-во образования и науки РФ / М., 2010.
29. Фридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. Москва: Педагогика, 1977. 208 с.
30. Чазова А.А. English. Неправильные глаголы в упражнениях. – М.: Юнити. – Дана, 2004.
31. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Mосква: Просвещение, 1986.