Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена теме «Диалогические концепции культуры в 20-21 веке и их связь с теорией текста».
Выбор темы обусловлен тем, что позволит рассмотреть такие аспекты культуры, как диалогические концепции, изучить различные теоретические положения диалога культур, а также проследить связь современных диалогических концепцией с теорией текста.
Актуальность темы заключается в том, что в центре внимания мирового сообщества в последнее время находится состояние культуры. Под культурой понимается, прежде всего, содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ключевых признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных внеземных цивилизаций.
Поэтому выбранная тема курсовой работы очень актуальна, так как важно изучать положительный испытательный опыт своего народа, планетарной цивилизации, не допускать повторения трагических событий прошлого. Наука культурология нацелена на решение этих и многих других проблем настоящего и будущего развития.
Объектом исследования является диалогические концепции культуры в 20 – 21 веке и их связь с теорией текста.
Предметом – совокупность теоретических концепций о диалогизме в культурологической мысли в 20- 21 веке и аспекты их сопоставления с теорией текста.
Цель данной работы заключается в изучении теоретической базы феномена «диалогизма» как части культурологической системы, в том числе выявление связи данного явления с теорией текста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− раскрыть понятие диалогической концепции;
− рассмотреть основные положения теории диалога культур;
− исследовать аспекты теории текста;
− проследить современные диалогические концепции культуры;
− проанализировать материалы, отражающие диалогические концепции культуры в 20-21 веке и их связь с теорией текста.
Методами исследования являются:
− описательный метод;
− метод компонентного анализа;
− дескриптивный метод;
− анализ научного материала.
Теоретическую базу исследования составили труды таких известных исследователей как: М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е.А. Ставицкая, Е.С. Никитина, К. Гирц, А. Кребер, Л.Э. Уайт, П. С. Гуревич, Э.С. Маркарян, А. С. Кармин, П. Шеллер.
Практическая значимость работы заключается в повышении профессионального уровня исследователя. Конечные результаты могут быть использованы на практических занятиях по лингвистике, межкультурной коммуникации, социологии. Полученные исследования являются хорошей подоплекой для дальнейшего изучения диалогических концепций в культурном аспекте.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ
1. Понятие диалогической концепции
Перед началом исследования необходимо раскрыть понятие «диалогическая концепция».
Диалогическая концепция является неоднородным смежным феноменом, то есть основывается на теоретических аспектах таких наук, как: философия, культурология, лингвистика. Так, русский философ М. М. Бахтин, считает, что диалогическая концепция – это форма общения отдельных личностей, а также способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе, основанная на идее диалога» [1, с. 218]. В данной концепции ключевыми аспектами выступают: «ответственность» и «полифония», что означает многоголосие и равноправие существующих в мире и художественных произведениях сознаний по отношению друг к другу и к единому культурному целому.
Сама концепция диалога культур является не новой для философии, однако сами положения, разработанные М. М. Бахтиным и получившие своё развитие в трудах В. С. Библера, углубили и расширили научную значимость феномена культуры в целом. Бахтин понимает концепцию диалога как структурный компонент культуры, а под культурой, в свою очередь понимает:
− форму общения людей разных культур, форму диалога; для него “культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой”
− как механизм самоопределения личности, с присущей ей историчностью и социальностью;
− как форма обретения, восприятия мира впервые [1, c. 185].
Все вышеперечисленные компоненты взаимосвязаны друг с другом и перетекают из одного в другое.
С помощью диалогической концепции М. М. Бахтин стремился отобразить гуманитарную концепцию мышления в диалоге как в основном языковом жанре, мышление и процесс восприятия информации должен опираться на содержание текста как на базовый источник информации и источник мировой культуры, помимо этого, источник должен быть ориентирован на экстралингвистические факторы и смысл вне текста, заключённый в личности и поступках автора [2, с. 69 ].
Важной отличительной особенностью диалогической концепции культуры Бахтина М. М. является введение феномена диалога, неотъемлемого от идеи ответственности. Культура, в свою очередь, становится конечным результатом происходящих процессов в сознании субъекта культуры, а также выражается через произведения - объекты и является основой непрерывной внутренней самомодификации [2, с.70]. Следует сказать, что М. М. Бахтин подразумевает под культурой и как форму коммуникации людей разных культур, и как систему самодетерминации личности, а также как форму обретения, восприятия окружающего мира впервые.
Другой советский философ, В. С. Библер, вводит другую интерпретацию термину «диалогическая концепция». В. С. Библер вводит диалогическую концепцию в логическое мышление, развивая при этом идею диалога культур и подчёркивая, что идея взаимопонимания должна быть господствующей. Следует отметить, что в диалог вступают коренные образы личности, иными словами образы культуры различных исторических эпох. К таким эпохам можно отнести: время Прометея, Эдипа, Христоса, Гамлета, Фауста и т.д. Для реализации данного общения необходим индивид, являющийся главным инициатором и создателем культуры [3, с. 7−8].
Таким образом, диалогическая концепция по мнению В. С. Библера заключается в диалоге как двусторонней информационной смысловой связи, являющейся важнейшей составляющей процесса познания. Можно выделить внутри личностный диалог, диалог как речевое общение людей и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур [3, с.10].
На основании выдвинутой идеи В. С. Библера, следует привести ряд концептуальных идей «диалогической концепции»:
− диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности;
− многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога;
− диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру;
− диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.
− современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры [3, с. 87].
В концепции «Диалога культур», предложенной В.С. Библером, диалог выступает в двух функциях:
− форма организации обучения.
− принцип организации самого содержания науки:
а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий;
б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления;
в) диалог в сознании ученика голосов поэта и теоретика, как основа реального развития творческого мышления [3, с.210].
Другой австрийский философ, М. Бубер, интерпретировал понятие «диалогическая концепция» как «бытие, предполагающее взаимоотношение двух равноправных начал» [4, p.170]. При этом, понимание «диалога» как встречи пронизано религиозно- теологическим содержанием. Культура в этой концепции рассматривается как совместное бытие, пропитанное пламенем свободного акта творческого процесса, а диалог понимается как принцип человеческого бытия.
Проанализировав весь вышеизложенный материал, следует сделать вывод. Диалогическая концепция является одной из основополагающих теоретических основ развития лингвосоциокультурной компетенции. В первые, понятие «диалогическая концепция» было упомянуто в трудах отечественных философов. С течением времени, теоретическая основа «диалогической концепции» расширялась и модифицировалась. В настоящее время существуют различные интерпретации данного термина, однако многие как зарубежные, так и отечественные исследователи понимают под данным определением следующее: «диалогическая концепция – это форма общения отдельных личностей, а также способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе, основанная на идее диалога».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.,
1979.− 319 с.
2. Ставицкая Е.А. Диалогическая концепция культуры.- М., 2016. – 190с.
3. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность (Философские рассуждения о проблемах).-М.,1991. – 413с.
4. Buber M. Das dialogishe Prinzip.Heidelberg. 1973.− 210 p.
5. Харченкова Л.И. Искусство и диалог культур: сборник научных трудов.-Санкт-Петербург.2009. – 419 с.
6. Горбаткова О. И. Теория «диалога культур» как философско-методологическая основа отечественного массового медиаобразования.М., 2015, 29-35 с.
7. Мищерина И. В. Сущность и содержание диалоговой концепции культуры. М., 2012. −210 с.
8. Лотман М.Ю. Текст как семиотическая проблема. История и типология русской культуры.−СПБ, 2002. −270 с.
9. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта: Наука, 2007.
10. Валгина, Н.С. Теория текста: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Издательское дело и редактирование» / Н.С. Валгина. - М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998, 2003. −319 с.
11. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. −350 с.
12. Демьянков, В.З. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ /В.З. Демьянков. - М., 1989. − 269 с.
13. Залевская, А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды / А.А. Залевская. - М., 2005. . − 360 с.
14. Золотова, Г.А. Говорящее лицо и структура текста / Г.А. Золотова // Язык - система. Язык - текст. Язык - способность: К 60-летию чл.-корр. РАН Ю.Н. Караулова.-М ., 1995.-С . 120-133.
15. Кубрякова, Е.С. Текст и его понимание /Е.С. Кубрякова // Русский текст. -СПб., 1994.- № 2.
16. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества./ М.М. Бахтин // Русская словесность: Хрестоматия. - М., 1997. . − 410 с.
17. Богданов, В.В. Текст и текстовое общение / В.В. Богданов. - СПб., 1993. . − 169 с.
18. Гиндин, С.И. Первые полстолетия лингвистики текста: историконаучные и методологические уроки / С.И. Гиндин // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы: тез. конф. - М., 1995. Т. 1
19 Ворожбитова, А.А. Теория текста: Антропоцентрическое направление / А.А. Ворожбитова. - М., 2005.
20. Золотова, Г.А. Говорящее лицо и структура текста / Г.А. Золотова // Язык - система. Язык - текст. Язык - способность: К 60-летию чл.-корр. РАН Ю.Н. Караулова.-М ., 1995.-С . 120-133.
21. Хемингуэй Э. Прощай, оружие! Роман на англ. яз. / Э. Хемингуэй. - М.: Менеджер, 1978. - 336 с.
22. Remarque E. M. [Электронный ресурс] // Remarque E. M. Im Westen nichts Neues. URL: http://www.rulit.me/books/im-westen-nichts-neues-read-167674-1.html. (Дата обращения:10.06.2020).