Фрагмент для ознакомления
2
2) на семантическом уровне: наличие общего (интегрального) семантического признака, объединяющего все единицы поля и выражаемого лексемой с обобщенным значением (архилексемой) – цвет;
3) в лексико-семантическом поле выделяются микрополя – семантические объединения, связанные интегральным признаком – значением какого-либо конкретного цвета, обычно выраженным доминантой поля (ядерной лексемой);
4) множества единиц цветообозначения, составляющие микрополя, структурированы таким образом, что представляется возможным выделить их ядро и периферию (ближнюю и дальнюю, в зависимости от степени близости к ядру);
5) взаимоопределяемость элементов, выступающая иногда в виде взаимозаменяемости этих элементов;
6) микрополя не изолированы друг от друга: одни и те же цветообозначения могут входить в разные микрополя;
7) в силу своей многозначности, цветообозначения могут входить в другие лексико-семантические поля;
8) лексико-семантическое поле «цвет» может включаться в другое поле более высокого уровня [Брагина: 73].
Прилагательные-колоративы, которые встречаются в поэтических текстах Н. Заболоцкого, мы можем разделить на определенные группы: 1) прилагательные, которые приобретают вторичную номинацию (малиновый, персиковый, янтарный, аметистовый, горчичный, лимонный; 2) прилагательные, не имеющие четкой этиологии (бурый, вороной, алый); 3) неологизмы и архаизмы (смарагдовый, кубовый); 4) прилагательные с ограниченной сочетаемостью (карие глаза); 5) заимствованные прилагательные (индиго, хаки); 6) терминологические (кобальт, ультрамарин); 7) окказиональные или индивидуально-авторские прилагательные [Носовец: 122].
Рассмотрим хроматические цветообразования в поэзии Н. Заболоцкого. Сначала несколько слов об идиостиле писателя. В идиостиле Заболоцкого Н. исследователи отмечают диалектную и народнопоэтическую речь как обязательные для языка традиционного писателя; визуальную силу и богатство фонового словарного запаса. При этом в поэзии кульминацией являются фрагменты, в которых герой переживает переход от чувственного восприятия мира к своему духовному знанию.
Заболоцкий прежде всего живописец, его задача – сотворить не «текст», а зримую словесную реальность. Фантазия ощутима и передана номинативным словом, ибо для автора первостепенна точность смысла, глагольными формами длительности, в ряду тропов преобладают изобразительные метафоры и эмоциональные эпитеты, ибо они выражают трепет чувствований: «Все в синеватом серебре», «Прижаться к палевым губам», «Открыв молочные глаза», «Чугунный крест из серебра».
Приведем примеры с хроматическими цветообозначениями: частотными являются прилагательные, описывающие природу в таких стихотворениях, как «Лицо коня» (1926), «В жилищах наших» (1926), «Белая ночь» (1926), «На лестницах» (1928), «Искусство» (1930), «Предостережение» (1932), «Венчание плодами» (1923-[1948]), «Утренняя песня» (1932), 8 «Лодейников» (1932-1947), «Лесное озеро» (1938), «Утро» (1946), «Читайте, деревья, стихи Гезиода» (1946), «Еще заря не встала над селом» (1946), «Урал» (1947), «Оттепемь» (1948), «Весна в Мисхоре» (1953), «Осенние пейзажи» (1955), «Осенний клен» (1955), «Гроза идет» (1957) и др. Наблюдаются эти образы на протяжении всего творчества поэта.
Цветописание – это прием создания природного ландшафта, прорисованного в стихотворениях поэта: «Качали кольцами деревья, Спадали с факелов отрепья Густого дыма. А на Невке Не то сирены, не то девки, Но нет, сирены, – на заре, Все в синеватом серебре… («Белая ночь»)».
Однако семантика и роль колоратива в поэтическом пространстве Заболоцкого намного сложнее, чем просто элемент пейзажа. Все сосредоточено около и вокруг него. Оно соединяет миры, создает у Заболоцкого вертикальное пространство. Со стороны автора это не просто дань традициям русской поэзии – одухотворение пространства природного мира – это особое видение и ощущение жизни в каждом ее проявлении:
Колоративы представлены чаще всего эпитетом, как художественным приемом. Все это позволяет создать поэту бесконечное многообразие природы в целом. Поскольку цвет соотнесен в лирике А.Н. Заболоцкого с внутренним миром человека, то закономерно, что он связан с мотивом любви. Так в стихотворении «Осенние пейзажи» автор создает грустную и скорбную зарисовку осеннего времени, когда расстаются влюбленные: «Обрываются речи влюбленных, Улетает последний скворец. Целый день осыпаются с кленов Силуэты багровых сердец. Что ты, осень, наделала с нами! В красном золоте стынет земля. Пламя скорби свистит под ногами, Ворохами листвы шевеля».
Кленовая осень поэта – это время сплина, «время времени», в нем застывает все, как в янтаре. Также образ янтарного цвета связан с мотивом любви. Достаточно часто встречаются колоративы в описании образа цветущих и плодоносящих деревьев в лирике Н.А. Заболоцкого. Они традиционны для России: черемуха, сирень, рябина, тополь, ива. Черемуха – это символ молодости, сирень – это волнительный мир души расцветающей весны. Образы рябины, тополя и ивы не несут особой семантической нагрузки в стихотворениях поэта, но они – часть большого мира, часть природы, поэтому одухотворены в его произведениях. В процессе исследования мы обнаружили, что цветообозначающую лексику у Заболоцкого можно разделить на 3 группы:
1) Прямой естественный цвет явления или объекта
2) цвет, полученный при определенных условиях
3) цветовые центры, используется прием метонимии
Термин золото используется для передачи символического значения, красный, отражающий закат, вечернее небо. Тон настроения: «Оно, как золото, блестело» («Вечерний бар»)
Золото используется для описания, как внешнего вида человека, так и описания любого оттенка красного, например, цвет растения и фруктов, при описании природного явления. Красный тоже имеет массу оттенков: багровый, киноварь, алый, гранатовый, огненный, розовый и др. В первый период творчества этот цвет очень распространен, но вопреки традиции не несет трагической окраски, а розовый закреплен за миром пошлости: «чиж на розовой подвязке», «тело розовой севрюги», «красоток розовые икры». Среди оттенков желтого - золотой наиболее любим поэтом и на всем протяжении творческого пути Заболоцкого, кроме блеска, несет в себе символическую нагрузку, он становится символом жизни: «воздух ярко-золотой», «золотое зарево», «девушка золотая, как огонь».
Значение слова в художественном тексте может быть реализовано в новом глубинном смысле, который слово приобретает именно в данном тексте, то есть в данном поэтическом тексте происходит приращение смысла к основному понятийному значению.
Поэзия Заболоцкого освещается благородной и чистой любовью к природным просторам. Природа - это источник силы и вдохновения поэтов, радости и грусти. Поэзия известна своими богатыми красками - образами. Палитра сложна, разноцветна и выразительна. Любимые цвета поэта (по частоте встретившихся) – белый, золотой, серебряный. Заболоцкий видел радостное весеннее убранство России, наполненное ароматными летними цветами и травами, чистым голубым небом, извилистыми реками, веселыми рощами. В осенние дни, когда небо настолько прозрачно, когда опадают листья, почти все видят красные усыпанные листвой дороги. Поэт наиболее четко передает эту эмоцию. Природа красочна. Цветовые схемы также помогают передать самое деликатное состояние человеческой души: «В нежном небе серебристым комом / Облако невиданной красы. / По бокам туманно-лиловато, / Посредине грозно и светло». Лирика Заболоцкого отнюдь не легка. Она говорит о летальности, смерти, несчастье, слабости, робости, отвергнутой любви и изменившейся дружбе, разрушенной жизни.
Темные, черные и серые оттенки становятся все более распространенными в последний период творчества. Формально, сравнения, эпитеты, метафоры в текстах поэтом используются для того, чтобы выразить свое отношение к миру более полно и глубоко. Реальность, конкретность и осязаемость являются характеристиками системы образов поэта. Необходимость визуализации изображения является одним из важных значений его уникального стиля.
2.2. Состав ахроматических колоративов в поэзии Н. Заболоцкого
Слово «ахроматический» по-гречески означает «бесцветный». Такое странное название на первый взгляд получили цвета, не образованные какими – либо комбинациями первичного или вторичного цветов. Из-за того, что их нельзя получить с помощью основных, им было дано такое парадоксальное название – ахроматическое, хотя на самом деле бесцветный из них только белый.
Рассмотрим ахроматические цветообозначения в поэзии Заболоцкого Н. Необходимо отметить, что белый в контрасте с черным, темным оттеком встречаются достаточно часто, даже в большей концентрации чем хроматические цвета и оттеночные значения.
Именно из-за своей способности поглощать спектр чёрный издавна ассоциируется с чем-то таинственным, в различных культурах он олицетворяет смерть, депрессию, страх. Серые сумерки способны увеличить толпу, людей в толпе кажется больше, чем есть на самом деле, применение такого цветообозначения позволило автору наиболее точным образом показать, как воспринимаются объекты в серости сумерек.
Черен бор за этим старым домом,