Фрагмент для ознакомления
2
2.1 Формирование готовности будущих специалистов к профессиональной самореализации как психолого-педагогическая проблема
Категория «готовность» употребляется в литературе для определения ее как условия и регулятора деятельности, психологического состояния, установки, в наличии субъекта определенных потребностей, как синтез свойств личности и тому подобное.
Готовность рассматривается по-разному, в зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности. Большинство авторов раскрывают «готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности; общее психологическое состояние, что обеспечивает актуализацию возможностей; направленность личности на выполнение определенных действий (Г. Гаспарян, Е. Козлов, Л. Нерсерян, А. Пуни и др.). Готовность изучалась и как определенный уровень развития личности (Я. Коломинский).
По мнению М. Дьяченко готовность формируется под влиянием установки, которая в свою очередь, создает своеобразную «настройку» субъекта на будущую деятельность .
В трудах С. Рубинштейна, готовность к деятельности определяется как комплекс способностей, которые включают в структуру различные свойства и качеств личности, причем способность выступает как общая категория по отношению к этим свойствам и качествам. В своих трудах по исследованию установки личности В.М. Цветаев подчеркивает, что готовность – существенный признак установки, который выявляется во всех случаях поведенческой активности субъекту .
Готовность, по мнению М. Дьяченко и Л. Кандыбовича, это приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент, внутренний настрой личности на определенное поведение при выполнении задач, установка на активные и целенаправленные действия. Такую готовность ученые называют временной. Долговременная готовность рассматривается ими как система профессионально важных качеств личности: ее опыт, знания, умения, необходимые для успешной работы.
Готовность - это система интегративных качеств, свойств, знаний, навыков личности.
Итак, в литературе можно выделить два подхода к определению понятия «готовности»:
1) понимание готовности как определенного психического состояния;
2) понимание готовности как определенного свойства или системы свойств и качеств личности.
При чем, анализ понятия «готовность» позволяет выделить главное сходство феномена, что исследуется, во взглядах ученых – она предполагает наличие знаний, умений, опыта деятельности и сложившегося отношения личности к будущей профессии, которое заключается в стремлении самореализоваться в ней.
Кроме понятия готовности, стоит также рассмотреть связанные понятия «подготовка», «профессиональная подготовка» и «педагогическая подготовка». Довольно часто современные теоретики профессионального образования связывают профессиональную подготовку с профессиональной готовностью, деятельностью.
По мнению Е.А. Климова, профессиональная готовность представляет собой осознание высокой роли социальной ответственности, стремление активно выполнять профессиональную задачу, установку на реализацию знаний, умений и качеств личности . В то же время, ученым профессиональная готовность будущего учителя рассматривается как уже сложившееся активно деятельностное состояние личности, обеспечивающее быструю адаптацию, эффективную реализацию и использование в процессе практической работы полученных в вузе знаний, умений, навыков.
В ряде исследований (Н. Ипполитовой, т. Климовой, т. Оболдиной, Р. Пеньковой, Н. Яковлевой и др.) готовность к педагогической деятельности рассматривается как интегративная профессионально значимое качество (свойство, образование) личности, в состав которой входят различные компоненты, в зависимости от определенного вида готовности.
Проведенный анализ литературы по вопросу готовности будущих учителей к педагогической деятельности позволяет выделить основные подходы к определению готовности к профессиональной деятельности:
– на личностном уровне готовность рассматривается как многоплановая структура качеств, свойств и состояний, которые в совокупности позволяют более или менее успешно осуществлять деятельность;
– на функциональном уровне готовность – это результат подготовки к определенной деятельности; некоторое интегративное личностное образование, включающее различные компоненты: совокупность знаний, умений, навыков, личных качеств, адекватных требованиям и содержанию деятельности.
Рассматривая структуру готовности, стоит рассмотреть работу исследователей. В смысле структуры готовности они выделяют следующие взаимосвязанные между собой компоненты: мотивационный – выражается в наличии потребности успешно выполнять поставленную задачу, интересе к объекту деятельности, способах ее осуществления, стремление к успеху; ориентационный – включает знания и представления об особенностях и условиях деятельности; операциональный – предполагает владение способами и приемами деятельности, умениями и навыками; волевой – характеризует внутреннюю потребность в управлении действиями; оценочный – предполагает самооценку свои подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач установленным образцам .
2.2 Анализ теоретико-методологических источников по готовности будущих специалистов к профессиональной самореализации
Само понятие «готовность» появилось еще в начале прошлого века и было связано с необходимостью создания модели активности личности в различных сферах жизни (Д. Кац, Г. Олпорт, Г. Смит,. Томас). Позже данной проблемой интересовались многие выдающиеся ученые, среди них белорусские исследователи М. Дьяченко и Л. Кандибович, которые впервые ввели в научный оборот понятие «психологическая готовность к деятельности». Они рассматривают психологические основы формирования готовности студентов к трудовой деятельности после окончания вуза, а именно: дают психологическую характеристику готовности студентов к трудовой деятельности, освещают ее психологические предпосылки и пути формирования. Представления о готовности к профессиональной деятельности именно в интерпретации этих ученых стало наиболее распространенным в педагогике. Познакомимся с ним подробнее.
М. Дьяченко и Л. Кандибович различают разные виды готовности. Готовность как профессионально важное качество – это, по их мнению, сложное психологическое образование, что включает в себя следующие компоненты:
1) мотивационный (интерес и позитивное отношение к профессии, а также другие достаточно устойчивые профессиональные мотивы);
2) ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности и ее требования к личности);
3) операционный (владение способами и приемами профессиональной деятельности, процессами анализа, сравнения, обобщения и необходимыми знаниями и навыками);
4) волевой (самоконтроль, управление собственными профессиональными действиями);
5) оценочный (самооценка своей профессиональной подготовки .
Показателем высокого уровня профессиональной психологической готовности специалиста достаточна развитость и выраженность этих компонентов и их целостного единства. Готовность как психическое состояние личности означает внутренний настрой на определенное поведение при выполнении конкретных задач, установка на активные и целесообразные действия. Это состояние формируется благодаря пониманию профессиональных задач, осознанию ответственности, желанию добиться успеха и т. п. Эти два вида готовности постоянно взаимодействуют, причем состояние готовности является своеобразным продолжением устойчивой, длительной готовности.
По мнению авторов, готовность обусловлена устойчивыми мотивами и психическими особенностями, присущими данной личности. Одним из важнейших показателей готовности М. Дьяченко и Л. Кандибович считают период адаптации к трудовой деятельности. Полная профессиональная адаптация измеряется временем, которое требуется молодому специалисту после окончания обучения для достижения стандартной производительности труда и качества работы. Для определения уровня готовности требуется характеристика развитости ее компонентов, а также процесса и результатов
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник / М.И. Бухалков. – М.: Инфра-М, 2011. – 368 с.
2. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. – М.: Юристъ, 2009. – 496 с.
3. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2014. – 528 с.
4. Гладких В.Г., Емец М.С. Формирование профессионально педагогической готовности бакалавра технологического образования как научная проблема // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №2 (121). – С. 133-139.
5. Горгома B.C., Козина А.В. Формирование готовности к профессиональному самоопределению личности: Учебно-методическое пособие / В.С. Горгома, А.В. Козина. – Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2005. – 116 с.
6. Гордиенко, Ю.Ф. Управление персоналом. Серия «Высшее образование» / Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 352 с.
7. Дьяченко М. Психологический словарь–справочник / М. Дьяченко, Л. Кандыбович. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 576 с.
8. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск: БГУ, 1976. – 176 с.
9. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: Учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер – М.: Academia, 2007. – 238 с.
10. Иванченко, Л.А. Основы успеха: теория и практика менеджмента / Л.А.Иванченко. – М.: Мысль, 2013. – 287 с.
11. Ипполитова Н.В. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект: Монография / Н.В. Ипполитова, М.А. Колесников, Е.А. Соколова. – Шадринск: Исеть, 2006. – 236 с.
12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
13. Кротова Н.В. Управление персоналом: Учебник / Н.В. Кротова, Е.В. Клеппер. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 320 с.
14. Поликанов, Д.В. «Кадровый голод» на государственной и муниципальной службе / Д. В. Поликанов // Мониторинг общественного мнения. – 2010. – №5. – С.32-46
15. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учебное пособие / под общ. ред. В. А. Бодрова. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 768 с
16. Управление персоналом. (Под ред. С.И. Самыгина). Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 512 с.
17. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учебник / В.М. Цветаева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 160 с.
18. Чичикин В. Т. Проблема сущности профессиональной готовности педагога // Нижегородское образование. – 2016. – №4. – С. 114–118.