Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования определяется положением, которое в кинематографе и литературе, занимает понятие архетипа, в частности, Анимы и Анимуса. В культурном материале существует огромное разнообразие образов для их проявления.
Преобразуя архетипические образы, искусство, а в частности, литература и кинематограф, порождают героев, посредством которых происходит утверждение эталонных моделей поведения в культуре, а индивидуальное включается в систему коллективных и идеологических координат.
В данном отношении особое положение занимает кинематограф, так как он является достаточно новым искусством, и, в то же время, наиболее сформировавшимся элементом сферы экранной культуры. Таким образом, кинематограф принимает образы из более ранних искусств и пополняет свою образную коллекцию.
В зарубежной науке интерес к архетипическим образам в кинематографе и литературе проявляется в работах широкого круга исследователей, однако, в отечественной культурологии данной теме не уделяется должного внимания.
Целью настоящего исследования является анализ проявления архетипов Анима и Анимус в литературе и кинематографе.
Настоящая цель может быть достигнута путем последовательного решения следующих задач:
-рассмотреть теоретические аспекты понятий архетипов Анима и Анимус;
-определить культурологическое значение Анимы и Анимуса;
-дать характеристику проявлений архетипических образов Анима и Анимус в зарубежной и русской литературе;
-выявить значение архетипа для современного кинематографа;
-рассмотреть примеры проявлений архетипов Анима и Анимус в кинематографических сюжетах.
Объект исследования – архетипические образы Анима и Анимус в культурологическом аспекте.
Предмет исследования – проявление архетипических образов Анима и Анимус в кинематографических и литературных сюжетах.
Методологической основой исследования является принцип, разработанный в области гуманитарных наук, опирающийся на комплексный и системный подход в изучении искусств.
Теоретической основой исследования послужили работы психоаналитиков Э. Юнг, К.Г. Юнга, К.А. Гуггельнбюля, исследователей литературы Карпова И.П., Васильевой Т.И., Макаричевой Н.А., исследователей в области кинематографа Соколова Е.Г., Конфорти М., Карчевской К.С. и др.
Гипотеза исследования: можно предположить, что в кинематографических сюжетах реализуются те же самые архетипические образы, что и в литературе.
Научная и практическая значимость работы: анализ кинематографических и литературных персонажей позволяет определить воздействие архетипических образов Анима и Анимус на современное общество, что является значительным фактором для развития гуманитарной науки. Теоретические положения настоящей работы могут быть использованы при дальнейшем исзучении проявления архетипических образов в кинематографических и литературных сюжетах.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты понятия архетипов
Анима и Анимус
1.1 Архетипы Анима и Анимус в юнгианских и современных представлениях
Основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг высказал предположение о том, что коллективное бессознательное состоит из сильных первичных психических образов, так называемых архетипов. Под архетипами понимают врожденные идеи или воспоминания, предрасполагающие индивида воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.
В действительности это не воспоминания или образы, а скорее предрасполагающие факторы, под воздействием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия, отвечая на какой-либо объект или событие.
Врождённой здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации - например, при неожиданном столкновении с любимым человеком, незнакомцем, со змеёй, приливом или смертью.
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Структурируя психику, Юнг использовал такие понятия, как «персона», «тень», «анима», «анимус» и т.д., называющие другие архетипы коллективного бессознательного. Согласно Юнгу архетипы обладают качествами матриц психических инстинктов. Таким образом, вся индивидуальная психика, все личные переживания могут быть интерпретированы посредством архетипных форм.
К. Г. Юнг считал их регуляторами поведения и психической жизни, организующими психические процессы. Без знаний об архетипах индивид не осознает, что находится под воздействием коллективно бессознательных архетипных сил.
В психологии Юнга маскулинный компонент в психике женщины определяется как анимус, а внутренняя фигура женщины, присутствующая в психике мужчины, обозначается анимой. Таким образом, анима является связанным с коллективным бессознательным синтетическим, развитым в опыте поколений образ женщины в психике мужчины.
Данный образ обладает мощным влиянием в случае его активизации, что происходит, например, в случае, когда анима мужчины проецируется на какую-либо конкретную женщину. Анима рассматривается как наличие женского начала в психике мужчины. Она может влиять на настроение, приводить к его снижению, грусти, печали и т.д. Анима проявляется в женственных чертах характера, свойственных даже наиболее мужественным мужчинам.
Согласно Юнгу, ни один мужчина не является лишь мужчиной, и ни одна женщина – лишь женщиной, каждый мужчина одновременно и мужчина, и женщина и, соответственно, каждая женщина – и женщина, и мужчина. Каждый человек формируется из мужских и женских качеств, а преобладающее количество таких качеств является решающим фактором в определении пола.
Таким образом, психологическая бисексуальность соответствует биологической реальности. В психике только сознание у мужчины имеет мужские черты, бессознательное же имеет женское качество.
В его бессознательном накапливаются женственные качества, которые, проявляясь, демонстрируют в нем существование женского начала, названного Юнгом Анимой. Таким образом, очень мужественные мужчины также подвержены женским чувствам, а сила и стойкость может встречаться у очень женственных женщин.
Точно так же сознание женщины компенсируется мужским началом, и поэтому её бессознательное несет на себе мужской отпечаток, мужской аспект себя самой, названный Юнгом Анимусом.
При этом Анима обладает всеми характерными чертами женского существа, а Анимус – мужского, и оба они представляют собой фрагментарные личности, которые существенно влияют на жизнь человека.
Согласно Юнгу, понятие Анимы включает в себя три разноуровневых компонента:
- коллективный образ женщины, который веками складывался у мужчины;
- индивидуальное представление мужчины о женских качествах, его идеал женщины;
- женский принцип Эрос, скрытый внутри мужчины.
Подобно Аниме мужчины, Анимус женщины содержит в себе:
- коллективный образ мужчины, веками складывавшийся у женщины;
- индивидуальное представление женщины о мужских качествах, её образ идеального мужчины;
- мужской принцип Логос, скрытый внутри женщины.
Таким образом, как и сознание, бессознательное женщины существенно отличается от бессознательного мужчины.
Анимус соответствует отцовскому Логосу, а Анима – материнскому Эросу. Логос и Эрос – это понятия древнегреческой философии, где Логос означает «суждение», а Эрос – «чувствование, любовь». Согласно Юнгу, сознание женщины характеризуется в большей степени соединительным качеством Эроса, чем различительной и познавательной способностями, связанными с Логосом.
Архетипы Анима и Анимус связывают уровни личного и коллективного бессознательного и присутствуют одновременно.
По Юнгу, оба эти архетипа обладают фатальностью и могут вызвать трагические последствия - когда действуют архетипы, индивид оказывается в ситуации, характеризующейся повышенной эмоциональностью, и, таким образом, проявляется коллективное бессознательное. Эмоции снижают уровень личностного и приближают человека к общей инстинктивной основе, которая уже не содержит в себе ничего индивидуального.
Согласно психоаналитику, каждый мужчина носит внутри себя образ женщины, свой идеал - Аниму, а каждая женщина, соответственно, носит идеальный образ мужчины - Анимус. У мужчины есть совершенно определенный образ Анимы, и среди большого числа женщин он всегда может распознать тех, кто наиболее подходит под этот образ. Однако образ Анимуса у женщин достаточно расплывчат.
Данный факт связывается Юнгом с особенностями мужской и женской психологии. На биологической ступени основной интерес женщины концентрируется на одном мужчине, тогда как для мужчины основной интерес – завоевать женщину, и по своей природе он редко останавливается на одном завоевании. Таким образом, в сознании женщины решающую роль играет одна мужская личность, и наоборот - отношение мужчины к женщине менее определенное.
В бессознательном же данная тенденция должна компенсироваться противоположной. По Юнгу, подтверждением данному утверждению является относительно строго очерченная фигура Анимы у мужчины и столь же неопределенный полиморфизм Анимуса у женщины в подсознании.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аллахвердов, В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений / В.М. Аллахвердов. – СПб.: Издательство ДНК, 2001. – 200 с.
2. Баранов, Е.Г. Искусство как фактор развития личности / Е.Г. Баранов // Перспективы развития науки в современном мире: Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. – 2017. – С. 153-160.
3. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С. 295-436.
4. Бугаева, Л. Кино и мозг / Л.Бугаева. – Новый литературный журнал. – 2017. – №1. – С. 23-35.
5. Бунин И. А. Чистый понедельник // Бунин И. А. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Сантас, 1994. Т. 6. С. 205-217.
6. Власкин А. П., Зайцева Т. Б., Рудакова С. В. Образная система романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в гендерном аспекте // Проблемы истории, филологии, культуры. 2017. № 2 (56). С. 196-205.
7. Гостев, А.А. Глобальная психоманипуляция: психологические и духовнонравственные аспекты / А.А. Гостев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 467 с.
8. Грязева-Добшинская, В.Г. Тип переживания и рефлексия образов Я при восприятии произведений визуального искусства / В.Г. Грязева-Добшинская, Н.А. Нохрина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2013. – Т. 6. – № 4. – С. 15-23.
9. Гулуева, А.Е. Воздействие художественных фильмов на личность и его взаимосвязь с психологией риска / А.Е. Гулуева // Человек и мир: психология риска, инноваций, конфликта сборник научных трудов. – 2016. – С. 35-37.
10. Гуггенбюль К.А., Брак умер - да здравствует брак! / Гуггенбюль Крейг А. Пер. с нем. - 2-е изд., испр. - М. : Когито-Центр, 2007. - 112 с.
11. Данте Алигьери. Божественная комедия ... Перевод М.Лозинского ББК 84.4 Ит Д 17 Издательство "Правда", М.: 1982
12. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Л.: Наука, 1973. Т. 8. Идиот. 511 с.
13. Звонова, Е.В. Символическое опосредствование переживания и понимание произведений искусства / Е.В. Звонова // Человеческий капитал. – 2016. – № 6 (90). – С. 53-55.
14. Карпов И. П. Монологизм страстного сознания (поэтика женского тела в «Темных аллеях») // Проза Ивана Бунина: книга для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей. М.: Флинта; Наука, 1999. С. 256-278.
15. Карчевская, К.С. Архетипы в кинематографе: автореф. … дис. канд. культурол. наук: 24.00.01 / К.С. Карчевская. – Санкт-Пертербург, 2010. – 25 с
16. Конфорти, М. Архетипы, когерентность и кино / М. Конфорти // Кино и глубинная психология. – М.: МААП, 2010. – С. 57-74 .
17. Концепт «любовь» // Антология художественных концептов русской литературы ХХ века / ред. и авт.-сост. Т. И. Васильева, Н. Л. Карпичева, В. В. Цуркан. М.: Флинта; Наука, 2013. С. 156-187.
18. Макаричева Н. А. «Женское понимание» как коммуникативная проблема в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Гуманитарный вектор. 2013. № 4 (36). С. 91-95.
19. Матис, Э. Культовое кино и сексуальное насилие / Э. Матис // Философско-литературный журнал Логос. – 2012. – № 6 (90). – С. 157-179.
20. Менегетти, А. Кино, театр, бессознательное. Том 1 / А. Менегетти // пер. с итальянского ННБФ «Онтопсихология». – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004. – 400 с.
21. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Сов. Россия, 1995. 683 с
22. Соколов Е. Г. Аналитика масскульта. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 280 с.
23. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. – Москва : Ренессанс, 1991. – 300 с.
24. Юнг, К. Г. Избранное / пер. с нем. Е. Б. Глушак, Г. А. Бутузова, М. А. Собуцкого, О. О. Чистякова ; отв. ред. С. Л. Удовик. — Минск : Попурри, 1998. — С. 155-246.
25. Юнг, К. Г. Об архетипе и особенно о понятии Анима / К. Г. Юнг // Юнг, К. Г. Бог и бессознательное. — М. : Олимп : АСТ-ЛТД, 1998. — С. 99-121.
26. Юнг, К. Г. Психологические аспекты Коры / К. Г. Юнг // Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов : пер. с англ. — М. ; Киев : Совершенство : Port-Royal, 1997. — С. 178-201.
27. Яновский, М.И. Проблема изучения кинематографа в психологии / М.И. Яновский // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31. – № 5. – С. 79-88.
28. Юнг, Э. О природе Анимуса [Электронный ресурс] / Э. Юнг. — URL: https://www.psyoffice.ru/2-0-1937.htm — (Дата обращения 13.05.2020)
29. Петренко, Е.К. Архетипы коллективного бессознательного в популярных молодежных кинофильмах / Е.К. Петренко // [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http//www.portalus.ru/modules/psychology. – Дата доступа: 13.05.2020.