Фрагмент для ознакомления
2
1. Необходимо сочетать педагогическое руководство со стремлением учащихся к самостоятельности, независимости, а также с желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Важно не подавлять личность учащегося, а умело направлять, развивать ее, вместе с тем не командовать, а сотрудничать с учениками. При этом строго следить за ответной реакцией школьников на педагогическое воздействие, так при отрицательном восприятии необходимо переменить тактику и искать другие пути. Учащиеся должны уметь самостоятельно достигать ими же поставленные цели и решать задачи. Важно выбирать цели, которые понятны каждому члену коллектива.
2. Ученический коллектив является динамичной системой, которая вечно меняется, развивается, крепнет. Из этого следует, что изменяется подход к педагогическому руководству таким коллективом. На первой стадии развития коллектива классный руководитель является единоличным организатором, затем он постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях его развития вступает в отношения сотрудничества с учащимися.
3. Высокой эффективности коллективного воспитания можно добиться при опоре на коллектив учителей, работающих в этом классе, включение класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, а также при поддержке тесной и постоянной связи с семьей.
4. Важно постоянно пересматривать, обновлять цели и содержание воспитания коллектива.
5. Одним из главных аспектов является наличие в коллективе общего мнения по всем вопросам жизни класса, которое будет способствовать выработке необходимой линии общественного поведения.
6. Нельзя допускать попустительства со стороны классного руководителя, а также убирать контроль за выполнением обязанностей учеников.
7. При организации коллективных отношений, необходимо контролировать факторы, которые влияют на положение ученика. К факторам относятся особенности самого учащегося, черты характера и его физические данные.
8. При разработке индивидуальных поручений классный руководитель должен исходить из возможностей и интересов самих учащихся, а не только из потребностей коллектива. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным. Иначе если задания не способствуют их интересам или возможностям они будут выполняться формально, либо совсем не выполняться.
9. Характер и виды деятельности коллектива должны постоянно изменяться и об этом должен заботиться классный руководитель. Коллектив существует для личности, и задача педагога состоит в том, чтобы создавать в коллективе такие ситуации, которые бы способствовали положительному влиянию на его отдельных членов .
Ученический коллектив может стать важным инструментом при формировании личности при условии разумного управления им со стороны классного руководителя. Эффективное управление сплоченным, ученическим коллективом возможно при условии вооруженности классного руководителя по вопросам организации деятельности и отношений для его развития и личности. Влияние на взаимоотношения учащихся в коллективе немыслимо без глубокого и постоянного изучения характера и динамики отношений. Не менее важным условием является искренность в отношениях с учащимися, заинтересованность в их судьбах, стремление помочь им стать лучше.
Успех классного руководителя в управлении сплоченным, ученическим коллективом во многом зависит от овладения ими конкретными приемами руководства коллективами, постоянное их совершенствование.
1.2. Цели, задачи, принципы и этапы создания коллектива учащихся: теоретические подходы
Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив в полном смысле слова. Этот этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. На этом организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования индивидуально-психологическую карту личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом.
Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т.е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива. Укреплению и развитию коллектива на втором этапе способствуют: вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности, постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми.
На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития.
Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива и выделяет три стадии.
Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования.
На второй стадии усиливается влияние актива. Для этой стадии характерна стабилизация структуры коллектива.
Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития.
В результате анализа имеющихся в современной литературе подходов к определению детского коллектива и его характеристик выделены основные показатели уровня сформированности детского коллектива:
• самоуправление;
• социальная активность учащихся во всех сферах школьной жизни;
• наличие традиций, правил;
• микроклимат.
Ученический коллектив – это коллектив воспитательный, поскольку в нем происходит накопление детьми позитивного социального опыта в различных сферах жизнедеятельности, в частности опыта коллективного поведения в позициях:
а) подчинения (ребенок как член общества и член коллектива вынужден принимать правила и нормы взаимоотношений, свойственные тому или иному коллективу);
б) активного противопоставления (школьник, убежденный в своей правоте, занимает активную позицию и не только высказывает свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивает ее перед коллективом);
в) руководства (ученик является членом актива и периодически выполняет руководящие функции).
Основной задачей образования сегодня является формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию. Для выполнения этой задачи сегодня на первый план выходит проблема формирования самостоятельности учащихся ещё на начальной ступени обучения. Уровень самостоятельности влияет на общее развитие ребёнка, на его способность ориентироваться в изменяющихся условиях, на его навык использования полученных знаний в данных условиях. Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у учащихся следующие компетенции: умение ставить цели, навык организации деятельности и способность адекватно оценить её результаты. Сегодня одним из инструментов для решения данной задачи является организация самоуправления учащихся в классе.
В школе дети должны готовиться к взрослой жизни, к тому, чтобы занять своё место в социуме, когда придёт время. Ученическое самоуправление играет роль модели той взрослой жизни, к которой школа готовит ребёнка, в частности оно является ситуационной моделью в сфере управления и взаимоотношений на деловом уровне. Самоуправление развивается успешно в том случае, когда учащиеся получают право выбора и сами определяют пути решения тех или иных задач. Постановка и решение задач во многом зависят от инициативы и самостоятельности учащихся, а развитие самоуправления развивается наиболее быстро там, где педагогами учитывается сфера интересов учащихся. То есть, если учащийся проявляет
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М: Просвещение, 2015
2. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. [Электронный ресурс] /Е.В.Беликова, О.И. Битаева, Л.В. Елисеева. – Режим доступа:ttp://www.libma.ru/nauchnaja_literatura_prochee/teorija_i_metodika_vospitanija_konspekt_lekcii/index.php
3. Букин А. Р. Можно ли управлять воспитанием? // Управление школой: Прилож. к газ. "Первое сентября". 2013. № 36. С. 6-12.
4. Воропаев М. И. Стратегия развития школы // Народное образование. 2013. № 7. С. 117-121
5. Гаврилин А. В. Диагностика наличия и состояния воспитательной системы школы // Педагогическая диагностика. 2012. № 5. С.114-119
6. Григорьев Д. Н. Результаты и эффекты воспитания // Воспитательная работа в школе. 2012. № 5. С. 117-123
7. Демакова И. В. Гуманитарные критерии оценки воспитательной деятельности общеобразовательной школы // Воспитательная работа в школе. 2013. № 2. С. 91-98
8. Детская общность как объект и субъект воспитания: Монография / под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М.: Издательский центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. 324 с.
9. Золотухина И. В. Уровень готовности педагога к воспитательной деятельности // Воспитание школьников. 2014. № 7. С. 9-16
10. Каверин Ю. В. Схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год // Воспитательная работа. 2011. № 6. С. 119-122
11. Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний. М. : Педагогика, 2016.
12. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / М.: Академия, 2017
13. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2019
14. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2018
15. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во «Гном и Д», 2017.
16. Роботова А. С. Введение в педагогическую деятельность/ М.: Академия, 2019
17. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2018
18. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций [Электронный ресурс] / Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. – Режим доступа: http://e-reading.club/book.php?book=99153
19. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике / Н.Л. Селиванова — М.: УРАО ИТИП, 2019.
20. Степанов П. В. Воспитательный процесс: от изучения результатов к управлению по результатам // Воспитательная работа. 2010. № 4. С. 61-64