Фрагмент для ознакомления
2
к большим предприятиям, геройским подвигам и к непоколебимой твёрдости в предпринятом» .
Затрагивая вопросы нравственного воспитания, княгиня отмечала, что оно должно присутствовать тогда, когда дети «к терпению, к благосклонности и к благоразумному повиновению» приучены. Важнейшими элементами такого воспитания должны быть любовь к правде и к отечеству, почтение к законам церковным и гражданским, почтение и доверенность к родителям, омерзение к эгоизму, а также человеколюбие, добродетель, храбрость.
Размышляя о третьем виде воспитания – школьном (классическом), Е.Р. Дашкова определяет круг предметов, которые необходимы для освоения. Данный список во многом перекликается с идеями Дж. Локка: ученики должны были осваивать языки (латынь, греческий, немецкий, английский и французский языки), а также логику, риторику, историю, географию, высшую математику, нравственную философию, юриспруденцию, химию, физику. При этом княгиня не просто определяет перечень дисциплин, но и предлагает их последовательность.
Вместе с английским философом княгиня считала возможным участие в воспитательном процессе гувернера, «сведущего в науках» и «строго честных правил». Созвучными были идеи Дж. Локка и Е.Р. Дашковой относительно манеры воспитания, которое «более примерами, нежели предписаниями, преподается и ранее начинается и позднее оканчивается, нежели вообще думают». Кроме этого, оба деятеля отмечали важность путешествий в процессе развития личности. Княгиня, знающая о дальних путешествиях не понаслышке, уделяла этому моменту очень много внимания.
Переняв действительно многое из педагогической концепции английского мыслителя, Е.Р. Дашкова, тем не менее, предложила и свое собственное видение образование. Многое из этого было обусловлено собственно русским контекстом. Это подчеркивается современной исследовательницей Е.П. Зыковой, которая отметила в рассуждениях княгини попытки осознать, как повлияли на отечественную культуру контакты с Европой . И хотя отдельные ученые причислили Е.Р. Дашкову к англоманам, наряду с Г. Потемкиным, Воронцовыми, Чернышевыми, Куракиными, Орловыми, смотревшим «на Англию с почтением и восторгом» , княгиня никогда не отрицала значение своей собственной культуры.
Так, Е.Р. Дашкова, осознавая всю ценность и значимость просветительских идей, не отрицала наличия собственных культурных традиций. По ее мнению, перемены, связанные с тем, что воспитанники стали стыдиться быть русскими и начали перенимать европейские обычаи без всякой меры, никак нельзя было считать положительными. «Отцы наши воспитать уже нас желали как-нибудь, только чтоб не по-русски и чтоб чрез воспитание наше мы не походили на россиян, – с горечью констатировала Екатерина Романовна. – Тогда танцмейстеры, французские учители или мадамы, по их мнению, все воспитание совершали, хотя с улиц парижских без пропитания шатающиеся или от заслуженного в Отечестве своем наказания укрывающиеся оными воспитательницами по большей части бывали» .
Еще одно важное расхождение в педагогических взглядах Дж. Локка и Е.Р. Дашковой заключалось в определении того, какое же образование – домашнее или школьное – является наиболее важным при становлении личности. Если английский философ отдавал предпочтение первому варианту, то русская княгиня – второму.
Как мы показали, именно педагогические воззрения Дж. Локка оказали существенное влияние на формирование отечественной системы воспитания и образования XVIII века. В настоящее время идеи английского мыслителя активно изучаются в рамках философии, начиная с 70-х годов ХХ в. и по сей день личность и деятельность Дж. Локка стали предметом историографии. Современные педагогические исследования также не обходят стороной наследие английского философа. Так, например, в 2002 г. была представлена диссертация на степень кандидата наук Михайловой Л. В. «Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка: Личность, опыт, идеи, современное значение», в которой автор подчеркивает актуальность воззрений мыслителя для современной педагогики: « <…> философско-педагогическое наследие Локка содержит положения, позволяющие создать целостную педагогическую систему формирования высоконравственной личности, дифференцированного влияния на свойства и качества воспитуемых, подтверждающие возможности творческого использования воспитательного потенциала личности и учения английского просветителя в гуманистическом воспитании, социализации личности с ориентацией на общечеловеческие ценности» .
Подводя итоги данной главы, еще раз подчеркнем, что прямого воздействия на систему образования со стороны Дж. Локка не было, однако его педагогические взгляды сыграли колоссальную роль в переосмыслении проблемы воспитания и становления личностью не только в Британии, но и далеко за ее пределами: в Европе, Америке и России.