Фрагмент для ознакомления
2
Введение
История политических и правовых учений может стать эффективной учебной дисциплиной только
в том случае, если задействованные в ней специалисты строго следуют требованиям системного и
аналитического подхода к исследуемому материалу. Не представляя всего спектра областей
философской и правовой мысли, невозможно качественно изучить предмет этой дисциплины,
поскольку глубокий смысл каждой отдельной доктрины непостижим, если не принимать во
внимание более ранние или современные науки. И независимо от того, идет ли речь о развитии
того, что говорили их предшественники, или об отрицании их достижений; о солидарности с
современными людьми или полемике с ними. Бесполезно для тех «специалистов», которые после
«тщательного изучения» отдельного направления, отдельной концепции имеют лишь
поверхностное представление обо всех остальных. Поэтому любой политолог и юрист должен
четко понимать содержание и «личный состав», историческое развитие различных школ и
доктринальное соотношение их позиций. Соблюдение этого требования не должно быть
затруднено тем фактом, что приписывание мыслителя к определенной школе часто обусловлено.
Конечно, нельзя принять огромное [2]. Эта счастливая эпоха, когда образованный человек мог
читать все, что было написано его предшественниками, восходит к античности. Однако поиск
широчайших знаний всегда считался достойным похвалы вопросом для всех, кто занимается
гуманитарной наукой.
Почему мы обращаемся конкретно к работе Вилле, в то время как все остальные титаны
антимодернизма, его великие предшественники и современники до сих пор остаются плохо
понятыми авторами? Разве мы не должны начать все сначала, а затем однажды обратиться к
Вилле как к последнему представителю этой великолепной галактики? Причиной нашего интереса
к этой концепции является то, что Вилле оказывается самым важным писателем нашего времени,
и, возможно, особенно нашей страны. Отказываясь от претензий на идеологическую
исключительность и конфронтацию с западной наукой, присущей советской научной традиции,
российское право «обречено» на то, чтобы делить общие теоретические и философские
проблемы с европейской наукой [4]. После принятия концепции прав человека, гражданского
общества и верховенства права (и, кроме того, некоторые национальные ученые в древние
времена обнаружили, что они придерживаются и, по сути, всегда следовали естественноправовой ориентации), национальная философия права неизбежно столкнется с развитием этих
концепций. с теми же трудностями, которые уже встречались на пути западных мыслителей.
Предметом нашего исследования является философия закона Мишеля Вилле.
3
Поэтому целью данной работы является изучение и критический анализ учения Вилле о кризисе
современного правосознания, его осведомленности сущности и характеристики, выявление его
сильных и слабых сторон, а также место и роль учения Вилле в истории правовой мысли.
Задачи:
1. Рассмотреть исходные положения концепции Вилле. Вилле и современная философия
права;
2. Выяснить философские основания учения Вилле;
3. Описать истоки кризиса современной правовой мысли.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Место Вилле в философии права ХХ века.
1.1 Исходные положения концепции Вилле. Вилле и современная философия права
Задача критического анализа концепции Мишеля Вилле, мыслителя, малоизвестного в нашей
стране, нелегка по ряду причин. Во-первых, это проблема анализа источника. Ни одна из работ
Вилле еще не переведена на русский язык [7]. Даже произведения, опубликованные на языке
оригинала, недоступны в нашей стране. Поэтому у автора нет иного выбора, кроме как
предложить своим коллегам возможность перевода ряда положений. Вторая сложность
заключается в том, что система взглядов Вилле не слишком сильно совпадает с основным
носителем современной европейской юриспруденции. И, наконец, третья и главная проблема
заключается в следующем. Писать о Мишеле Вилле - значит писать обо всей истории европейской
юридической философии. Именно история европейских правоохранительных органов - от
Аристотеля до наших дней - находится в центре интересов Вилле. Поэтому основной задачей его
философии права является не столько изобретение новой концепции, сколько исследование всего
широкого спектра европейской правовой мысли для наиболее ценных, универсальных, не
подверженных старению. Разумеется, в этом случае возникает вторая, не менее важная задача, а
именно - беспощадная критика концепций, которые отягощают юридическое понимание
ненужными конструкциями.
Нельзя не упомянуть еще одну трудность, связанную с выбором порядка представления
положений доктрины Вилле. Сам он не видел самой важной задачи в систематическом
изложении своего учения. Его мышление было более комфортным в жанре сравнительно
небольшого эссе. Иногда она находит для себя форму элегантного диалога, полного истинной
иронии Вольтера. Даже когда Вилле создает монографию, его главы - не что иное, как умело
изысканные очерки [10]. Его язык великолепен, а его аргументация лаконична. Значительная часть
4
работы нацелена на студенческую аудиторию и стремится максимизировать доступность
презентации (но никогда - вплоть до примитивности). Здесь это удивительно смешно и
демократично. Чтобы дать нашему анализу четкую структуру, мы попытаемся придерживаться
«внутренней логики» концепции Вилле. Однако, чтобы предотвратить неоправданную
фальсификацию его взглядов, мы также должны принять во внимание порядок изложения
вопросов, которые Вилле использует в своих наиболее систематических работах, например, в
своей двухтомной юридической философии.
Прежде чем мы войдем в увлекательный мир учений Вилле, мы должны кратко объяснить его
биографию и роль, которую этот человек сыграл в истории европейского правопонимания в 20-м
веке.
Мишель Вилле родился в 1914 году в семье, известной своей научной традицией. Его дедушка,
Эмиль Бутру, был не первой величины, но все же философ, известный во Франции. Его отец, Пьер
Виль, является одним из самых известных литературоведов во Франции. Его брат Эмиль Виль
также известен своими философскими работами. Для Вилле интеллектуальное наследие семьи
всегда оставалось актуальным. Во всяком случае, в его работах есть упоминания о работах деда и
брата. Юрист по образованию, Вилле преподавал философию права на юридическом факультете в
Страсбургском университете (1949 - 1961), затем в Университете Парижа II (до своей смерти в 1988
году). Он обязан заслугой многолетнего руководства (1959-1985) публикацией «Архива
философии права» - одного из самых уважаемых научных изданий современной Европы, ставшего
центром не только французского, но и также общеевропейские философско-правовые дебаты в
эту знаменательную двадцать пятую годовщину. Ни один член нынешнего поколения французских
ученых, занимающихся философией права, не прошел через концепцию Вилле; Во Франции нет
студента-юриста, который бы даже не изучал свою философию права. Те, кто были учениками
Вилле или просто знали его, теперь говорят с гордостью. В учебниках по истории философии права
его имя похоже на Дуги, Келсена, Леви-Стросса, Паунда. Даже противники его концепции
признают, что Вилле был настоящим рыцарем философии права. Каково наследие этого человека,
столь известного в Европе и почти неизвестного в нашей стране?
Отправной точкой философско-правовых исследований Вилле было тщательное изучение
римского права. Его интерес к роману был особенно удивительным на фоне все меньшего
внимания к этой теме европейской науки и почти полного исчезновения предмета римского права
из программ юридических школ во Франции [12]. Именно судьба римской традиции
правопонимания является центральной темой ее историко-философской концепции. Попытка
целостного понимания основных тенденций в развитии европейского понимания права была
ранней работой Вилле, отмеченной Французской академией - «Крестовый поход. Опыт
формирования правовой теории» (1941). В 1945 году сразу были опубликованы две работы Вилле,
посвященные римскому праву. Это, прежде всего - «Изучение дидактической литературы
римского права» и «Римское право. Его актуальность. «Последние работы невероятно популярны
во Франции. С 1945 года у нее уже вышло девять изданий. Задача обеих работ состояла в том,
чтобы доказать несравненную рациональность римского правопонимания и развенчать
пандетическую традицию изучения институтов римского права, которая, по словам Вилле,
навязывает ему чуждые ему конструкции.
В 1960-х и 1970-х годах был опубликован сборник эссе Вилле «Триптих», посвященный
критическому анализу европейского понимания права в Новую Эру - «Формирование
современного права» (1968), «Шестнадцать очерков о философии права» (1969). ) и «Критика
5
правовой мысли». Модерн «(1975). Это расцвет ученого. Эти работы, отличающиеся
превосходным стилем изложения, призваны доказать, что отход европейского правопонимания
от римской традиции привел к глубокому кризису правового мышления, последствиями которого
мы больше не занимаемся сегодня.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Michel Villey. Le Droit et les Droits de l’Homme. PUF. Paris. 1990
2. Michel Villey. Questions de saint Tomas sur le Droit et la politique. PUF. 1987
3. Мichel Villey. La Croisade. Vrin. 1941.
4. Michel Villey. Philosophie du Droit. Vol. I. “Definitions et fins du Droit”. Dalloz. Paris. 1986.
5. Michel Villey. Philosophie du Droit. Vol. II. “Les moyens du Droit”. Dalloz. Paris. 1984.
6. Michel Villey. Recherches sur la litterature didactique du droit romain. Domat. Monchestein.
1945
7. Michel Villey. La formation de la pensee juridique moderne. Monchrestein. 1968
8. Michel Villey. Seize essais de philosophie du droit. Dalloz. 1969
9. Michel Villey. Critique de la pensee juridique Moderne. Paris. 1968
10. Michel Villey. Le droit romain. Son actualite. PUF. 1993
11. Michel Villey. Reflexions sur la philosophie et le droit. Les Carnets. PUF. 1995
Литература:
12. Jean-Pierre Baud. L’affaire de la main volee. Une histoire juridique du corps. Editions du Seuil.
Paris. 1993
13. Jean-Pierre Baud. Le droit de vie et de mort. Archeologie de la bioethique. Paris. 2001
14. Henri Batiffol. La philosophie du Droit. PUF. Paris. 1993
15. J.-L. Gardier. Logique du Droit. Dalloz. 1975
16. Chaim Perelman. Droit, morale et philosophie. Paris. 1968
17. Georges Pieri. Jus et jurisprudentia Archives de la philosophie du droit. Tome 30. Siray. 1985
18. Alain Renault - Lukas Sosoe. Philosophie du Droit. PUF. Paris.
19. Marcel Valine. Individualisme et le Droit. Domat. 1943
6
20. Антология мировой философии в 4-х томах. Том 1., - М., 1971
21. Аристотель. Никомахова этика Сочинения. Т. 4. - М.: Мысль, 1983.
22. Аристотель. Большая этика Сочинения. Т.4. - М.: Мысль, 1983
23. Аристотель. Политика Сочинения. Т. 4. - М.: Мысль, 1983.
24. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. - М.: Новый Акрополь, 1996.
25. Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения. - М.: Юридическая
литература, 1989.
26. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - М., 1994
27. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском
искусстве. - М.: НИЦ. “Ладомир”, 1994.
28. Гегель Г. В.Ф. Иенская реальная философия Работы разных лет. В 2-х тт. - М.:
Мысль,1972-1973.
29. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика Работы разных лет. В 2-х тт. - М.: Мысль,1972-
1973..
30. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Мысль,1990.
31. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского
Сочинения. В 2-х тт. - М.: Мысль,1989-1991.
32. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. - Новосибирск: Наука, 1990.
33. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М.:
Международные отношения,1997.
34. Декарт Р. Частные мысли Сочинения в 2-х томах. Т.1. с. 573., М., 1989
35. Дигесты Юстиниана Законы XII Таблиц, Институции Гая, Дигесты Юстиниана. - М.:
Зерцало, 1997
36. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль,
1979.
37. Духовные наставления преп. Серафима мирянам и инокам Преподобный Серафим
Саровский - Мюнхен, Москва, 1993
38. Институции Гая Законы XII Таблиц, Институции Гая, Дигесты Юстиниана. - М.: Зерцало,
1997
39. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. Сочинения. Том 4, ч.2. - М.: Мысль,1965.
40. Ламеттри Ж.-О. Сочинения. - М.: Мысль,1976.
41. Локк Дж. Опыты о законе природы Сочинения. Т.3. - М.: Мысль,1988.
7
42. Локк Дж. Два трактата о правлении Сочинения. Т.3. - М.: Мысль,1988.
43. В.Н. Лосский. Опыт догматического богословия Восточной Церкви. Догматическое
богословие. - М., 1991
44. Мелье Ж. Завещание. - М., 1954
45. Мотрошилова Н.В. О лекциях Ю. Хабермаса в Москве и об основных понятиях его
концепции. Юрген Хабермас. Демократия, разум, нравственность. - М.: И.Ц. “Academia”, 1995.
46. Новгородцев П.И. Кризис современной философии права. Введение. Сочинения. - М.:
Раритет,1995.
47. Первое послание к коринфянам Святого Апостола Павла Библия. Изд. Библейских
обществ
48. Платон. Евтифрон Собрание сочинений. Т. 1 - М., 1991
49. Платон. Государство Собрание сочинений. Т.3. - М.,1994.
50. Платон. Критий Собрание сочинений. Т.3. - М.,1994.
51. Платон. Политик Собрание сочинений. Т.4. - М.,1994.
52. Платон. Законы Собрание сочинений. Т.4. - М.,1994.
53. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992 .
54. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира - Ярославль: Терра, 1991.
55. Ренан Э. Жизнь Иисуса - М., 1991
56. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о причинах и основаниях неравенства между людьми. Трактаты. -
М.: Наука, 1969.
57. Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. Трактаты. -
М.: Наука, 1969.
58. Секст Эмпирик. Две книги против логиков Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т.2 -
М.,1976
59. Соколов В. Философия древности и средневековья Антология мировой философии в
четырех томах. Т. 1, ч.1. - М.,1969
60. Сюнь-цзы Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2. - М.,1973
61. Фейербах Л. История философии нового времени от Бекона Веруламско- го до Бенедикта
Спинозы История философии. Т. 1. - М.: Мысль, 1974.
62. Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX
века. - М., 1997.
63. Философия в энциклопедии Дидро и Даламбера. - М.: Наука, 1994.
8
64. Хабермас Юрген. Демократия, разум, нравственность. - М.: Academia, 1995.
65. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. - М.: НИЦ. “Ладо- мир”, 1994.
66. Цицерон М.Т. Диалоги. О государстве - О законах. - М.: НИЦ. “Ладомир”, 1994.
67. Цицерон М.Т. Письма. В трех томах. - М.: НИЦ. “Ладомир”,1994.
68. Цицерон М.Т. Об обязанностях О старости. О дружбе. Об обязанностях. - М., 1974
69. Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя - М., 2001 70.Чичерин Б.Н.
Политические мыслители древнего и нового мира. - М., 1897.