Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эру Просвещения в Западной Европе предваряет обширно развернувшийся в XVII веке публичный
прогресс настоящих познаний, важных для дел вещественного изготовления, торговли,
мореплавания. Научные работы Г.Гоббса, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, И.Ньютона, Б.Спинозы и
голландских картезианцев знаменовали новый период в освобождении науки от духовной власти
религии, буржуазный подъем точных наук - физики, арифметики, механики, астрономии, развития
материализма Нового времени. Возникнув в XVII веке в Великобритании (Локк), просветительская
идеология получает обширное распространение во Франции XVIII века (Монтескье, Гельвеций,
Вольтер, Гольбах, Руссо). Составной частью Просвещения была передовая буржуазная философия
XVIII века - начала XIX века, на теоретическом уровне обосновавшая надобность буржуазнодемократических общественных преобразований. Просвещения явилась "деистская конфигурация
материализма", части которой исходили из метафизической онтологии конечного мира,
безоговорочного дуализма предпосылки и следствия, материи и перемещения, эволюции и
необходимости. В гносеологии деисты, как правило, делили идеалистическую концепцию
прирожденных мыслей, рационалистическую теорию совпадения закономерного и реального
следования, идеи субстанциональности души и кое-какие положения агностицизма. Деисты
оценивали бога в качестве осмысленной первопричины мира, а вероисповедание в качестве
общественного регулятора исторического процесса. Критика феодализма привела деистов к
отрицанию теологического комментария исторического процесса и утверждению
рационалистической доктрины социального контракта (Руссо, Джефферсон, В.В. Попугаев). По
мере приближения революции росло воздействие произведений, содержащих больше
конструктивную критику феодального строя. Это трактат Ж.Ж.Руссо "Об социальном договоре"
(1762). Важные идеи Просвещения - мысль познания, просвещения и мысль здравого значения. С
культом здравого значения, интеллекта связано влечение просветителей подчинить
безупречному началу и публичный строй, муниципальные учреждения, коим, по их текстам,
надлежало беспокоиться об "общем благе".
Одни из просветителей выдвигали надежды на "просвещенного монарха", рассчитывая в
последующем на проведение важных реформ, - например появилась мысль повещенного
абсолютизма. Орудием борьбы с феодальным миропониманием была для просветителей и
ситуация, которую они оценивали как «школу морали и политики». Для просветительских взоров
на ситуацию более свойственно следующее:
изгнание теологии из исторического процесса, быстро отрицательное отношение к средним
векам, преклонение перед античностью, религия в прогресс, признание закономерного нрава
становления, подчиненного конкретным «естественным законам». В области экономики основная
масса просветителей считали обычным соперничество личных интересов, настоятельно просили
вступления свободы торговли, правовых залогов личной принадлежности от феодальных
ограничений и произвола. В согласовании со всей системой взоров просветителей, с верой в
модифицирующую мощь интеллекта пребывало и их особенное осознание задач воспитания. Они
лишь только безжалостно критиковали пережитки рыцарской системы воспитания, но и занесли
основы в педагогическую науку (Локк, Гельвеций, Дидро, Руссо и другие) - идеи решающего
3
воздействия среды на образование, природного равенства возможностей, надобности
соотношения воспитания людской природе, естественным возможностям малыша, выдвигали
запросы реального образования. Идеология Просвещения находила выражение и в различных
художественных произведениях литературы, изобразительного искусства: просветительском
классицизме, просветительском реализме, сентиментализме. Для писателей времена
Просвещения свойственно влечение приблизить литературу к жизни, перевоплотить ее в
эффективный момент, модифицирующий публичные права. Литературу Просвещения отличало
ярко воплощенное публицистическое пропагандистское начало; она несла высочайшие штатские
эталоны. Калоритные образы художественной просветительской литературы дали Вольтер, Руссо,
Дидро, Бомарше во Франции; Г.Месинг, И.Гете, Ф.Шиллер в Германии; С.Ричардсон, Г.Филдинг,
Т.Смоллетт, Р.Шеридан в Великобритании.
4
Глава 1 Политико-правовое учение Руссо
1.1Политический радикализм
Лицо и творчество Жан Жака Руссо (1712-1778) принадлежат к эпохе появления французской
культуры XVIII века, которые оказали более долговременное и основательное воздействие на
идеологическую жизнь современников, он принадлежит к кругу людей, которые во Франции
«просвещали головы для приближающейся революции». Участвуя в совместной всем
просветителям борьбе, Руссо ведет ее с позиции, на которой ни разу не стояли ни Вольтер, ни
Дидро, ни Гольбах, ни Гримм, ни Гальвеций. В любом из произведений Руссо непрестанно звучат
4 лейтмотива: культ личности, аффектация, культ природы и чувство общественной
несправедливости. Данными мотивами, характеризуется и философское миропонимание Руссо, и
его конкретное жизнеощущение, и все его художественное творчество. Понимание Руссо
формировалось в высшей степени в противоречивых критериях и условиях. Его натуры
сталкивалась с привитой ему ещё в молоденькие годы пуританской жесткостью, настойчивостью и
в том числе и упрямством мысли. Недоступность внимания к социальной работе в личном
значении уравновешивалось обостренным и глубочайшим вниманием Руссо к главным задачам
социального существования человека. В собственных писаниях Руссо показывал не только лишь
логику аргументации (хотя в данной области у него и имеются временами срывы), но и особую
дееспособность внушения, таившуюся и в самой природе его мышления и в методе ее
литературного дизайна, т.е. в природе его манеры. Теория Руссо распространялась и завоевывала
разумы не лишь только методом убеждения и подтверждения, но и методом зарождающегося
чувственного влияния. Развивая в собственных трудах концепцию чувствительности, как способ
знания мира и человека, Руссо усиливал данную аффектацию у собственных третьесословных
читателей. Аффектация становилась в это время манерой не только литературы, но и жизни. Она
была одной из более приметных сторон социальной психологии XVIII в. и тем более ярко
выступила после чего в идейно-психологических переживаниях революционных лет. Социально-
5
Фрагмент для ознакомления
3
1. История политических и правовых учений, под общей редакцией В.С. Нерсесянца, М., 2002 г.
2. История политических и правовых учений, под общей редакцией Лейста Н.И., М., 2000 г.
3. История диалектики XIV – XVIII вв. под редакцией Каменского З.А., М., Мысль, 1989, 355 с.
4. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., Мысль, 1991, 318 с.
5. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Маркова, Л.А.
Никитич, Н.С. Кривцова и др.; Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.
– 224 с.