Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Последние годы отмечены интересными отечественными исследованиями, обращенными к вопросам родительского стиля воспитания, особенностей детско-родительских отношений и родительских позиций и, наконец, образа(восприятия) родителей в системе взаимосвязи воспитания и представления об идеальном родителе в разные периоды жизни человека: младшем школьноми подростковом возрастах (О. А. Карабанова, А. И. Подольский, JI. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына)[19], в ранней юности, у будущихродителей в контексте изменений в жизни общества (усиление духовного кризиса населения, тенденция разрушения культурных традиций, переориентации духовных ценностей на материальные, изменение социальной ситуации воспитания в худшую сторону, зависимость детей от компьютерных игр и сети Интернет и др.).
В вышеуказанных условиях усиления духовного кризиса населения, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентация ценностей с духовных на материальные. По взглядам Е. Ю. Флотской такая ситуация неизбежно приведет к дезориентации половой идентичности детей, формированию у них внесупружеских и антиродительских установок, общей деморализации [51].
Актуальность данной темы обусловлена тем, что положительное самовосприятие ребёнком собственного «Я» будет определять успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.
На ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребёнка является становление его внутреннего мира, его «самости». Открытие в себе внутреннего мира приводит ребёнка к осознанию и принятию внутреннего мира в других людях. Только научившись видеть в себе индивидуальность, распознавать свои чувства и состояния, ребёнок окажется способным с пониманием и уважением относится и к окружающим.
Цель исследования: изучение «образа родителей» и «образа Я» у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: «образ» как психологический феномен.
Предмет исследования: «образ родителей» и «я образ» у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы обусловила необходимость решения следующих задач исследования:
1. Рассмотреть понятия «Образ-Я», «образ семьи», «образ родителей» в отечественной психолого-педагогической науке;
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста;
3. На основе теоретического анализа разработать методические рекомендации по формированию положительного «образа я» и «образа родителей» у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ; синтез, анализ теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала
Степень изученности проблемы исследования. Понятие «образ» активно используется в рамках инженерной психологии (Е. А. Климов), психологии бизнеса (Т. Кун, Е. М. Андреева, Е. А. Петрова, Е. Б. Перелыгина и др.), в педагогике и педагогической психологии - образ учителя (Ш. Амонашвили, Т. Ромм) и др., влияние родителей на развитие личности (3. Фрейд, А. Адлер, Э. Берн, Н. Пезешкиан, И. В. Дубровина, И. С. Кон, Р. В.Овчарова и др.); влияние образов на поведение человека изучали Дж. Миллер, Ю. Еалантер, К. Прибрам; влиняние образа на практическую деятельность подчеркивал Б. Ф. Ломов (движение от опыта к образам и от образов к поведению составляет двусторонний процесс перевода).
Теоретико-методологическая основа исследования основывается на культурно-историческом подходе в психологии, в котором говорится о семье, как о социальной ситуации развития человека на раннем этапе жизни; натеорииобраза С. Д. Смирнова о том, что образ - «... есть система ожиданий, порождающих объект-гипотезы, на основе которых происходит структурирование и возникает идентификация отдельных чувственных впечатлений»;на концепции «образа мира» А. Н. Леонтьева о том, что человек воспринимает предмет не только в его пространственных измерениях во времени, но и в его значении; о том, что в «процессе своей деятельности индивиды строят образ мира - мира, в котором они живут, действуют, который они сами приделывают и частично сами создают»; положения о социокультурной детерминации личности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн).
Практическая значимость исследования: результаты теоретического исследования могут быть использованы педагогами-психологами в процессе консультативной работы с семьями, направленной на помощь в семейном воспитании детей дошкольного возраста и разрешение семейных конфликтов; педагогами детских садов для проведения просветительской работы среди родителей по вопросам семейного взаимодействия; в процессе обучения курса дисциплин «Психология развития и возрастная психология», «Психология семьи», а также «фундаментном» для исследования темы «Образ семьи в восприятии детей дошкольного возраста», в процессе прохождения практики студентами на базе ДОО (в составлении психологического портрета воспитанника, консультирования родителей в вопросах обучения и поведения детей, педагогом ДОО в работе с родителями) и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения образа родителей и я-образа у детей старшего дошкольного возраста
1.1.Понятия, «образ семьи», «образ родителей» и «образ Я» в отечественной психолого-педагогической литературе
Нельзя не отметить то, что вследствие физических и психоэмоциональных нагрузок, родители не в состоянии уделять собственным детям достаточного времени, чтобы дети чувствовали себя любимыми. Как известно, недостаток родительской любви и ласки может определить наличие у детей эмоциональной депривации, что, впоследствии, может привести к деформации личности.
Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, причем следование образцу личности и отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам идентификации и подражания. В результате происходит запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам, чувствам, отождествление себя близкими людьми и т.д. Поэтому не случаен интерес исследователей к изучению образа родителей у детей дошкольного возраста - периода начала построения смысловой картины мира[43].
Позитивный образ родителей и членов семьи очень важен для психоэмоционального здоровья детей. Он оказывает большое влияние на вступление в брак, распределение семейных обязанностей, восприятие себя и других, на формирование тех или иных черт личности и её смысловых ориентиров (3. Фрейд, А. Адлер, Э. Берн, Н. Пезешкиан, И. В. Дубровина, И. С. Кон, Р. В. Овчарова) [43].
Осознание родителями необходимости создания образа семьи и образа родителей в представлениях своих детей уже на ступени дошкольного детства может быть действенным побудителем для позитивных изменений в собственной семье, гуманизации внутрисемейных взаимодействий, обогащения воспитательной деятельности, самовоспитания и самообразования. Вместе с тем изучение образа родителей у детей дошкольного возраста изучены мало [51].Потребность восполнить указанный пробел определяет актуальность исследования. Обнаруженное противоречие междузапросами социального заказа со стороны администрации дошкольной образовательной организации и в оптимизации детско-родительских отношений в деятельности педагога-психолога определяет проблему исследования.
Человеческое «Я» - сложное и многогранное явление. «Я» - это действующее «лицо», это субъект деятельности и поведения. Всеми исследователями сегодня признаётся, что «Я» уникально и неповторимо. Наличие позитивной Я – концепции позволяет личности полнее себя самореализовать, быть успешной в разных видах деятельности, игровой, учебной и других сферах. Развитие линии «Я» позволяют личности быть самодостаточной, инициативной, ответственной, т. е. быть субъектом саморазвития.
Я - образ – это образ или представление о Я. То Я, которым, как предполагает человек, он является.
Для гармоничного формирования «образа Я» ребёнка необходимо развивать его положительное представление о самом себе, т. е. развивать когнитивный и аффективный компоненты (представление о своей внешности, качествах, социальной значимости, эмоционально-положительное отношение к себе и окружающим). Именно положительное самовосприятие ребёнком собственного «Я» будет определять успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.
Дошкольник начинает постепенно создавать о себе критическое представление. Это вызвано тем, что «структурное - Я» обогатилось
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6328.— ЭБС «IPRbooks»
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Ось, 2006. –272 с.
3. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М., 2013. – 64 с.
4. Большой психологический словарь/ под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. – М., 2014. – 98 с.
6. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2014 г. –120 с.
7. Габай Т.В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2010. – 240 с.
8. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память, внимание. – 3-е изд., – М.: Айрис-пресс, 2010. – 160 с.
9. Долгова В.И. Особенности взаимосвязей психологической культуры родителей дошкольников и стиля детско-родительских отношений. В сборнике: FUNCTIONS OF UPBRINGING AND EDUCATION IN CONDITIONS OF THE ACCELERATED SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY IN THE MODERN SOCIETY Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. 2015. С. 98-100.
10. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2008.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7440.— ЭБС «IPRbooks»
11. Косолапова Н. Г. Формирование Я – концепции дошкольников на основе преобразования личностного опыта /Н. Г. Косолапова. –Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 2006 – 248 ст.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]. – М.: ТЦ Сфера. – 2001. – 464 с.
13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика. – 2005– 144 с.
14. Маралов В. Т.Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2 е издание стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 ст
15. Осипова, Л.Б. Использование наглядности в познавательном и речевом развитии дошкольников: методическое пособие. - Челябинск : Цицеро, 2012. – 46 с.
16. Павлова Т.В. Психологические особенности развития совместной мыслительной деятельности у дошкольников. Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2012. 21 с.
17. Педагогическая психология: практикум / Под ред. Регуш Л.А., Долговой В.И., Орловой А.В. - Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2012. – 215 с.
18. Практикум по возрастной психологии / Под.ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Речь. – 2005. – 685 с.
19. Психологический словарь / под редакцией П.С. Гуревича. – М.: Владос. – 2007. – 800 с.
20. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб: «АСТ», 2010 – 656 с.
21. Челдышова Н.Б. Общая психология: курс лекций.— Электрон. текстовые данные.— М.: Экзамен, 2008.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1137.— ЭБС «IPRbooks»
22. Чернобровкина С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет, 2010.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24926.— ЭБС «IPRbooks»