Фрагмент для ознакомления
2
Особой составляющей частью указанной теории функций государства выступает учение о формах их реализации. Формы реализации государственных функций стоит понимать как однородную по своим внешним признакам деятельность органов государства, при помощи которой осуществляются функции. Наиболее популярной классификацией форм реализации функций государства выступает их деление на правовые и организационные.
При этом по определенным причинам существенное значение уделяется изучению правовых форм реализации функций государства. Стоит отметить то, что в философии под функцией стоит рассматривать внешнее выражение признаков определенного объекта в указанной системе отношений. Считается, что имеет место быть вопрос относительно разграничения функций государства и форм их реализации. В частности, отсутствует какая-либо определенность относительно разрешении указанного вопроса у А.Г. Андреева, изучавшего охранительную функция государства в нынешнее время. Он говорит, что охранительная функция государства, с одной стороны, выступает достаточно самостоятельной и в отношении обособленной функцией государства, со своим, отличным от иных функций объектом. С иной стороны, правоохранительная деятельность как 1 из элементов содержания указанной функции выступает особой формой осуществления всех иных функций государства.
Разные сферы знания, например, отраслевые правовые науки, и практика не применяют совсем или почти не применяют предписания теории функций государства, которые были сформулированы существующей общей теорией государства и права. Представляется, что 1 из главных критериев, которые объясняют подобного рода ситуацию, выступает достаточно низкое качество самой теории.
Эффективность указанного выше определения функций государства довольно-таки сомнительна по причине таких моментов, как:
Первое - при уяснении функций государства как направления его деятельности не считается вероятным упоминать об их реализации, поскольку невозможность выявить направление деятельности.
Второе - данное определение функции государства подразумевает наличие неосновных, неглавных направлений деятельности государства, которые не являются его функциями. Что это за направления, не совсем понятно. представляется, что категории "основные", "главные" обладают довольно-такие оценочным характером и делают определение функции государства не в полной мере четким. Указанный факт подтверждается и сторонниками указанного определения. В частности, А.Ф. Черданцев, понимания функцию государства как основное направление деятельности государства, проявляющее его суть и социальное назначение, после верно говорит о том, что признание определенного направления деятельности государства в роли главного или не совсем главного находится в зависимости от оценок самого исследователя, который занимается проблемой функций государства .
Третье – существенный вопрос появляется в работе с указанным определением при попытке выявить определенные функции государства. В основном, в указанном случае определяются задачи или группы задач, которые стоят непосредственно перед государством. В частности, Л.А. Морозова предлагает определить 5 групп общих функций государства: экономическая, политическая, социальная, идеологическая, экологическая. При этом, в частности, отмечает: "...политическая, или функция безопасности, которая нацелена на формирование государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охрану суверенитета" . Представляется, что в указанном случае отличить задачу государства от его функции почти что не представляется реальным .
Теоретики верно отмечают то, что функцию стоит отличать, с одной стороны, от целей и задач, которые стоят перед системой, а с иной - от ее реальной, фактической деятельности, а именно от той деятельности, которую система осуществляет "на деле" . Функцию государства стоит понимать как категорию, теоретически обозначающую нечто, что находится между его задачами и его реальной деятельностью, а практически - как итог классификации стоящих перед государством задач. Не зря в роли главного критерия классификации функций государства зачастую именуют цели и задачи государства. Тем не менее, функция государства представляет собой не комплекс задач, которые находятся перед государством на определенном этапе его развития и должны решаться им преимущественно в определенной области жизни общества, сфере человеческой деятельности.
Подменять функции задачами значит путать потенциальное содержание деятельности государства со средствами ее реализации. Стоит отметить то, что именно по этой причине отсутствует какие-либо удовлетворительное решения в правовой доктрине в отношении определения отдельных функций государства. При этом, указанный вопрос достаточно часто подменяется вопросом классификации функций (а на самом деле задач) государства. В частности, Н.В. Черноголовкин говорит о том, что 1 из аспектов, которые объясняют условность определения наименования и числа главных функций государства, выступает зависимость всякой классификации от основания ее формирования. В частности, здесь количество функций государства зависит от их классификации.
Итогом подмены функций государства его задачами выступает вывод об их существенной динамичности. В частности, Л.А. Морозова говорит о том, что интеграция в мировую экономику представляет собой функцию отечественного государства 90-х годов ХХ в. В случае, если уже интегрировались в мировую экономику, то получается, что подобная функция у государства уже отсутствует? Считается, что в указанном варианте событий решается конкретная задача определенного государства на определенном этапе его развития. Это не функция государства. Г. Еллинек верно говорил о том, что определенное содержание деятельности всегда может быть установлено лишь эмпирически, и при этом лишь для определенного государства в указанный момент его существования. Тем самым, задачи исторически переменчивы, они устанавливаются условиями наличия государства, функция государства же должна быть характерна ему. Задачи государства должны быть соотноситься с его функциями и решаться при помощи реализации им своих функций.
Тем самым, представляется, что в пределах общей теории государства и права можно выделять частную теорию - теорию функций государства, характеризующую деятельностный критерий наличия государства. При этом главными понятиями указанного рода теории выступают: "цели государства", "задачи государства" и "функции государства".
Функции государства стоит отличать от функций его определенного органа. Указанный вопрос имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение указанной проблемы углубляет знания о функциях государства. В практическом смысле определенное разграничение данных понятий нацелено на развитие структуры и ежедневной деятельности государственных органов
Функции государства представляют собой такие его направления деятельности государства, в которых напрямую проявляются его суть как социального явления.
Функции государственных органов такого рода качеством обладать не в состоянии; в них суть государства не получает прямого проявления.
Функции государства осуществляются всеми или большей частью государственными органами, тем не менее, достаточно часто определенные органы имеют преимущественное значение в деле реализации определенного функции государства.
Под функциями органов зачастую стоит понимать их определенные цели и полномочия (компетенция).
Функции органа государства и его компетенция представляют собой не в полной мере совпадающие понятия. Функции органов государства являются определенными направлениями в содержании их практической деятельности. Компетенция представляет собой проявление функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, а именно, правовое определение их объема и границ.
Тем самым, функции государственных органов выступают правовым понятием. Их содержание зависит от волевых установлений государства, которые устанавливаются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Однако, содержание функций государственных органов определяется и изменяется государством в лице таких же органов и их должностных лиц.
В отличие от функций государственных органов, функции государства проявляются как политико-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не находятся в зависимости от воли людей. Перед государством не стоит вопрос: реализовать или нет ему свои функции. Их осуществление обязательно и нужно для совершенствования любого рода государства, поскольку в функциях проявляется их суть, его внутренняя природа.
Функции государственных органов по своему содержанию находятся в подчинении у функций государства, их целей и требований. По этой причине деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства. Указанное правило получает свое распространение на законы и другие нормативные акты, которые формулируют права и обязанности органов государства, а именно их функции.
Понятие функций государственных органов не приравнивается понятию определенных действий указанных органов. Функции государственных органов стоят ближе к определенной деятельности, чем функции непосредственно государства. Тем не менее, как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, указанные понятия не тождественны друг другу. Определенные акции государственных органов значат реализацию их полномочий, а именно осуществление их функций, а не сами функции.
Из указанного следует то, что функции государственных органов выступают в качестве общего понятия относительно их практического действия. Тем не менее, оно более конкретно относительно понятия функций государства. Соответственно,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1) Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета. -1993. - N 237;
Учебная и специальная литература:
2) Алексеев С.С. Государство и право/С.С. Алексеев. - М.: Инфра-М, 2010. - 540 с.
3) Балязин В. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия/В. Балязин. - М.: РООСА,2013. - 887 с.
4) Борисова М.М. Становление и правовое регулирование символики субъектов РФ/М.М. Борисова// Конституционное и муниципальное право. 2014. N 5.- 34 с.
5) Венгеров А.Б. Теория государства и права/А.Б. Венгеров. - М.: Проспект, 2013. - 440 с.
6) Воронкова М.Л. Конституционные основы светского государства в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... к.ю.н/М.Л. Воронкова. - Саратов, 2016. – 120 с.
7) Качекьян С.Ф. История политических учений. Учебник для юридических институтов и факультетов/С.Ф. Качекьян. - М.: Проспект, 2014. - 550 с.
8) Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях/С.А. Комаров. - М.: Проспект, 2013. - 449 с.
9) Королев А.И. Теория государства и права/А.И. Королев. - СПб: Юрист, 2014. - 332 с.
10) Крывелев И.А. История религий: Очерки в 2 т. Т.1/И.А. Крывлев. - М. Мысль, 2014. - 120 с.
11) Лазарев В.В. Общая теория государства и права/В.В. Лазарев. - М.: Инфра-М, 2014. - 663 с.
12) Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура/А.Ф. Лосев. - М.: Проспект, 2014. – 560 с.
13) Письменник М.Г. и др. Религия в истории и культуре/М.Г. Письменник. – М. :Знание, 2012. - 304 с
14) Марченко М.Н. Теория государства и права/М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2014. - 463 с.
15) Матузов Н.И. Теория государства и права /Н.И. Матузов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 663 с.
16) Маркова Е.Н. Религиозные нерабочие праздники в светском государстве/Е.Н. Маркова // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 3. - С. 22-23.
17) Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права/В.С. Нерсесянц. - М.: Проспект, 2014. - 690 с.
18) Панарин А.С. Политология. Учебник/А.С. Панарин. - М.: Проспект, 2014. - 650 с.
19) Перевалов В.Д. Теория государства и права/В.Д. Перевалов. - М.: Норма, 2014. - 560 с.
20) Поликарпова Е.В. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права/Е.В. Поликарпова. - М.: Юристъ, 2017. - 670 с
21) Пугачев В. П. Введение в политологию. Учебник/В.П. Пугачев. - М.: «Аспект Пресс», 2013. - 409 с.
22) Рассолов М.М. Происхождение государства/М.М. Рассолов // Закон и право. 2017. №4. - С. 12.
23) Спиридонов Л.И. Теория государства и права/Л.И. Спиридонов. - М.: Инфра-М, 2016. - 690 с.
24) Угроватов А. П. Политология: словарь-справочник. Издательство ЮКЭА/А.П. Угроватов. - Новосибирск, 6 - 590 с.
25) Хропанюк В. Н. Теория государства и права/В.Н. Хропанюк. - М.: Проспект, 2016. - 580 с.