Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития РФ налоговые доходы выступает одним из наиболее важных звеньев функционирования все бюджетной системы, регулирующими экономически значимые процессы в обществе. В рамках бюджетов реализуется комплекс мер, направленных на администрирование доходов в зависимости от характера поставленных в данный момент экономических задач. Уровень налоговой нагрузки в стране должен быть таким, чтобы обеспечивал государство финансовыми ресурсами, создавал условия для регулирования экономики страны в целом, сглаживал возникающие в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
В качестве основных, бюджетообразующих налогов сегодня выступают налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и налог на доходы физических лиц. Именно они являются источниками финансирования всех направлений деятельности государства, экономическими инструментами реализации государственных приоритетов.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблеме функционирования бюджетов за счет налоговых доходов сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от ее состояния зависит эффективное функционирование всей экономики. Бессистемная, непродуманная налоговая система, преследующая лишь фискальные цели, способна привести бюджетную систему к ситуации налоговой ловушки, когда источники уплаты налогов иссякнут, и, тем самым, к краху всей финансовой системы государства. Главное условие существования эффективной собираемости налогов – это сбалансированность интересов государства и налогоплательщиков при установлении налоговой нагрузки.
Цель курсовой работы заключается в исследовании налоговых доходов бюджетов и определении перспектив их развития.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, признаки и функции налогов;
2. Дать характеристику и классификацию налогов
3. Рассмотреть особенности налоговой системы Российской Федерации;
4. Проанализировать поступление налогов в федеральный бюджет РФ;
5. Проанализировать поступление налогов в региональные бюджеты РФ;
6. Дать оценку поступление налогов в местный бюджет РФ на примере республики Карелия;
7. Рассмотреть проблемы взимания налогов в Российской Федерации.;
8. Раскрыть контроль поступления налоговых доходов бюджетов;
9. Выявить пути совершенствования поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Предметом исследования являются налоги Российской Федерации.
Объектом исследования является бюджетная система России.
В процессе работы применялись следующие методы исследования: методы группировки и сравнения, анализ и синтез, метод описания, метод обобщения, табличный метод, статистический метод.
Теоретической основой работы выступила учебная литература, а также научные статьи в области налогообложения.
Информационной основой работы послужили нормативные акты российского законодательства, научные труды таких авторов как Горский И.В., Дадашев А.З., Малис Н.И., Пансков В.Г., Романовский М.В., Сердюкова А.Э, Черника Д.Г., а также статистические материалы Государственного комитета государственной статистики РФ и Федеральной налоговой службы России.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком источников информации.
1. Экономическое содержание налогов и их функции
1.1 Понятие, признаки и функции налогов
Налоги являются основным элементом налоговой системы, являются важнейшим источником формирования государственного бюджета и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества.
В современной трактовке, которую в РФ дает НК РФ, налог это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» .
Выступая правовой категорией, налоги – это объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства, базовая составляющая государственного финансового права. Как экономическая категория налог представляет собой форму денежных отношений между государством и физическими и юридическими лицами, которые носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства.
Как финансовая категория налоги – это часть системы финансовых отношений, базирующаяся на существовании различных форм собственности и специфически выражающая одну из частностей реально существующих финансовых отношений – мобилизацию части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов .
Сущностная характеристика налога выражается в присущих ему признаках:
1. Общеобязательный характер – уплата налогов в государственный бюджет является обязанностью каждого налогоплательщика, от которой он не имеет права отказаться. Налогоплательщик не имеет права распоряжаться той частью стоимости, которая подлежит поступлению в бюджет страны.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги обязан каждый. В соответствии с этим Налоговый кодекс РФ закрепляет перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны налогоплательщики, определенные законом.
2. Индивидуально безвозмездный платеж – уплата налогов не несет для налогоплательщика получение какой-либо эквивалентной экономической выгоды от государства. Выполнение государством своих функций, финансирование которых происходит за счет средств, сформированных из налогов, не может трактоваться как предоставление конкретному налогоплательщику эквивалентной выгоды. При этом все налоги являются индивидуальными, т.е. исключена возможность перенесения обязанности конкретного налогоплательщика по уплате налогов на других лиц.
3. Законно установленный платеж – на территории государства возможно взимание только тех налогов, которые установлены законодательством. Порядок установления, исчисления и уплаты налогов также происходит в порядке, определенном законом.
4. Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства – налоги являются базовой составляющей доходной части государственного бюджета. Именно за счет налогов происходит финансирование основной части государственных затрат: на содержания государственного аппарата, на вооружение, на развитие медицины и образование и других важнейших социально-экономических задач.
5. Относительная регулярность – выражается в периодической уплате налога в установленные законом сроки.
6. Денежная форма – налоги взимаются только в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам .
Функции налогов, определяют их основное назначение и являются производными от функций финансов, выполняющие те же задачи, но в более узких рамках. В функциях налогов раскрывается их историческая роль, социальное назначение и экономическая сущность развития любого государства.
Вместе с тем важным признаком функций налогов является их непрерывность, стабильность и длительность их функционирования. В этом случае функции налогов носят постоянность, что тем не менее не исключает изменения правового механизма и форм их обеспечения относительно потребностей государства. В настоящее время в России налоговое право призвано обеспечить пополнение государственного бюджета, обеспечивая при этом регулирование экономического роста страны.
Вместе с фискальной функцией налогов существует и регулирующая функция, затрагивающая регулирование потребления и воспроизводства определенных видов продукции, работ или услуг. Указана функция призвана помочь в решении поставленных задач налоговой политики через налоговый механизм.
Регулирующая функция налогов может оказывать влияние на стимулирование социальной, экономической, а также демографической государственной политики. Государство заинтересовано в стимулировании отечественных товаропроизводителей, и наша страна установила повышенные таможенные пошлины на импорт легковых зарубежных автомобилей. В
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Ч.1, 2. [Электронный ресурс] / Режим доступа // http://base.garant.ru/10102515.htm.
2. Проект федерального бюджета «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // http://base.garant.ru/56727430
3. Аликсандров И.И., Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учебник: 2-е изд., перераб. / Под ред. Б.Х.Алиева. –– М.: Магистр, 2018. – 283 с.
4. Аронов, А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: Финансы, 2018. – 395 с.
5. Аронов, А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование. / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: Экономист, 2019. – 590 с.
6. Архипов А.И. Экономический словарь / Под ред. А.И.Архипова. – М.: Инфра-М, 2019. - 445 с.
7. Архипов А.И. Финансы: учеб. / А.И. Архипов, И.А. Погосов, И.В. Караваева; под ред. И.А.Погосова. – М.: Проспект, 2018. С.43.
8. Баруллин С.В. Теория и история налогообложения. / С.В.Баруллин. – М.: Экономистъ, 2019. – 319 с.
9. Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия: Курс лекций. / С.В. Большаков. – М.: Книжный мир, 2018. – 170 с.
10. Васильев Ю.В. Политика реформирования налоговой системы России. / Ю.В. Васильев. - М.: Март, 2019. – 220 с.
11. Горский И.В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / И.В. Горский. - М.: Финансы и статистика, 2018. – 278 с.
12. Дадашев А.З. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития. / А.З. Дадашев // Финансы. – 2017. - № 6. – С. 36-40.
13. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. / Л.Н.Лыкова. – М.: ИНФРА, 2018. – 322 с.
14. Малис Н.И. Кризис: налоги реформируются. / Н.И.Малис // Налоговый вестник. – 2018. - № 10 . – С. 11-17.
15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. / В.Г.Пансков. – СПб.: Питер, 2018. – 387 с.
16. Данные Минэкономразвития России [Электронный ресурс] / Режим доступа // http://www. economy.gov.ru/.
17. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.Б.Поляка, проф. А.Н.Романова. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 427 с.
18. Романовский, М.В. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – СПб.: Питер, 2019. – 560 с.
19. Российский статистический ежегодник - 2018. [Электронный ресурс] / Режим доступа // http://www.gks.ru
20. Сердюков А.Э. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / А.Э.Сердюков, Е.С.Вылкова, А.Л.Тарасевич. – СПб.: Питер, 2018. – 640 с.
21. Симонов В.В. Бюджет и налоги в экономической политике России: Монография. / В.В.Симонов, С.С.Сулакшин, И.В.Подпорина, М.Ю.Погорелко. - М.: Научный эксперт, 2019. — 208 с.
22. Степанов В.Л. Н.Х. Бунге. Судьба реформатора. / В.Л.Степанов. – М.: Финансы, 2019 г. – 215 с.
23. Толкушкин А.В. История налогов в России. / А.В.Толкушкин. – М.: Юрист, 2019. – 432 с.
24. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник и др. – М.: ИНФРА-М, 2019. – С.55.
25. Юрзинова И.Л. Методология формирования системы целей и задач налоговой политики на федеральном уровне. / И.Л.Юрзинова. // Налоги. – 2018. - №38. – С. 53-63.
26. Официальный сайт государственного комитета статистики URL: https://gks.ru
27. Официальный сайт Федеральной налоговой службы URL: https:nalog.ru