Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что установленные Конституцией РФ принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой правового регулирования статуса человека и гражданина в других законодательных актах нашего государства.
Законность при производстве по уголовному делу, уважение чести и достоинства, неприкосновенность личности, охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве и другие гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 7, 9, 10, 11, 12, 13 и др.) являются принципами уголовного судопроизводства, т.е. подлежащими неукоснительному соблюдению профессиональными участниками этой деятельности, имеющими конституционную природу и закрепленными в Уголовном процессуальном кодексе РФ в виде норм прямого действия. Положения названных статей УПК РФ направлены на защиту прав личности, ее чести и достоинства прежде всего от злоупотреблений со стороны тех должностных лиц, которые наделены в процессе властными полномочиями, позволяющими им применять в отношении других участников процесса меры принуждения и совершать иные действия, связанные с ограничением прав и свобод граждан. Поэтому соблюдение перечисленных условий следует рассматривать как условие выполнения всех без исключения уголовно-процессуальных функций всеми участниками процесса, ибо недопустимо отождествлять конкретный вид деятельности и условия ее выполнения.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с принципом законности в уголовном судопроизводстве.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, провозглашающие принцип законности в уголовном судопроизводстве, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение принципа законности в уголовном судопроизводстве.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть принцип законности в правовом государстве и правовой науке;
• исследовать законность в уголовном судопроизводстве;
• проанализировать связь принципа законности и принципа целесообразности;
• исследовать практические аспекты реализации законности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Значение принципа законности
1.1. Принцип законности в правовом государстве и правовой науке
Идея связанности государственной власти правом сегодня является практически общепризнанной, как снятие столь же общепризнанного противоречия власти и права. Ясная формулировка главного противоречия государства находится у Н. Макиавелли: «...в каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно - к пользе народа, другое - к выгодам высших классов». Поиск первого направления, олицетворяемого в праве, - удел юридической науки по ее определению. Приоритет правителей, нацеленных на второе направление, удержание власти.
Эти противоречия вечны, и каждому поколению предстоит решать их применительно к своей жизни, хотя бы и провозглашено «правовое государство».
В этой борьбе есть нравственные и институциональные (юридические, организационные) аспекты. Юридическая наука формулирует ценности и рациональные пути их реализации «к пользе народа», но «не в состоянии прорвать плотины, мешающие потоку пойти по новому направлению. Это может сделать только закон, т.е. намеренное, направленное к данной цели действие государственной власти, и поэтому не случайностью, а имеющею глубокое основание в существе права необходимостью является то обстоятельство, что все основные реформы процесса и материального права осуществлены путем закона».
Государство, реализующее принцип научности правотворчества в законах, обеспечивающее режим законности, служит пользе народа. Воплощенные в правовых актах завоевания юридической мысли затем политически сложно отвергать открыто, но можно подвергнуть коррозии. Образно говоря, направить пар не в механизмы движения, а в свисток.
Здесь надо обратить внимание на нравственный аспект отношения ученого и власти, который подчеркнут В.В. Лазаревым в книге еще советского периода цитатой М. Дюверже: «Я считаю, что интеллигент, писатель, преподаватель университета не должен безоговорочно вставать на ту или иную политическую позицию, поскольку их социальная функция состоит в том, чтобы вскрывать пороки, присущие любой системе, даже той, которой они симпатизируют. Интеллигент никогда не должен полностью вставать на сторону того или иного правительства, но всегда хотя бы немного, должен быть в оппозиции».
Для превращения закона и суда в ширму реализации эгоистических целей обладателей государственного аппарата истинная наука - помеха, услужливая наука позволяет превратить юридические ценности, не отвергаемые официально, в пустые декларации. К ненаучности государственной, но оттого не перестающей быть человеческой, деятельности ведут и социально-психологические факторы.
Ученый ассоциируется с кабинетной тишиной, с долгим преодолением сомнений на пути к истине. Политик заметен на площадях и трибунах с призывами ввязаться в бой.
Итак, как следует из приведенных выше положений Конституции России и отдельных федеральных законов, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностями административно-публичных органов и их должностных лиц в процессе осуществления ими текущей правоприменительной деятельности. Вместе с тем возникает вопрос о том, как соотносится исполнение отмеченной обязанности с соблюдением требований законности указанной деятельности. Общие подходы к пониманию соотношения законности деятельности государственных органов и обеспечения соблюдения прав и свобод граждан были выработаны еще в советской юридической науке.
М.С. Строгович, напротив, указывал на неразрывную связь законности и соблюдения и охраны прав граждан. В частности, он полагал, что законность в качестве необходимого компонента включает строгое соблюдение предоставленных гражданам законом прав, охрану этих прав, обеспечение гражданам возможности осуществлять свои права. Соблюдение и исполнение законов означает в то же время охрану, обеспечение предоставленных гражданам прав. Нарушение же прав граждан, посягательство на них, воспрепятствование их законному осуществлению, по мнению ученого, и есть нарушение законов. М.С. Строгович подчеркивал, что нельзя соблюдать и исполнять законы, нарушая права граждан, равно как нельзя соблюдать и охранять права граждан, нарушая законы.
С.С. Алексеев подчеркивал, что нельзя сводить содержание законности лишь к требованию неукоснительного исполнения субъектами возложенных на них обязанностей, что законность характеризуется также обеспечением для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав (в том числе личных свобод, гарантий неприкосновенности личности граждан). Лишь в этом случае, по мнению ученого, достигается соответствие действий субъектов содержанию правовых норм в отношении не только установленных ими обязанностей, но и предусмотренных нормами субъективных прав.
Таким образом, в юридической литературе предлагаются два подхода к пониманию общей концепции соотношения законности правоприменительной деятельности, в том числе административной, и соблюдения и защиты в ходе ее осуществления прав граждан и организаций. Первый подход заключается в том, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, прав организаций является одним из требований законности правоприменительной деятельности. Согласно другому подходу соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой самостоятельное требование, предъявляемое к правоприменительной деятельности наряду с требованием законности ее осуществления.
1.2. Законность у уголовном судопроизводстве
Статья 7 УПК РФ устанавливает законность при производстве по уголовному делу. Законность как основополагающий принцип уголовного судопроизводства представляет собой соблюдение всеми субъектами уголовно-процессуальных отношений прав и обязанностей при осуществлении ими в пределах своей компетенции уголовно-процессуальной деятельности. Это их прямая обязанность. Положение данного принципа базируется на ст. 15 Конституции РФ.
Части 1 и 2 статьи 7 УП РФ определяют приоритет УПК РФ над другими федеральными законами при осуществлении уголовно-процессуальных действий по уголовным делам. Исключением являются только федеральный конституционный закон или международный договор РФ как обладающие большей юридической силой по отношению к обычному федеральному закону. Данная позиция определена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П. Так, если в ходе производства по уголовному делу будет установлено несоответствие между федеральным конституционным законом (либо международным договором Российской Федерации) и УПК РФ (который является обычным федеральным законом), применению - согласно ст. 15 (ч. 4) и ст. 76 (ч. 3) Конституции РФ - подлежит именно федеральный конституционный закон или международный договор Российской Федерации как обладающие большей юридической силой по отношению к обычному федеральному закону.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
Материалы судебной практики:
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П // СПС «КонсультантПлюс».
7. Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. N 439-О // СПС «КонсультантПлюс».
8. Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 675-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
Научная и учебная литература по теме работы:
9. Апостолова Н.Н. Целесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2010. С. 33.
10. Багмет А.М. Надзор за полнотой регистрации сообщений о преступлениях // Законность. 2004. N 9. С. 25.
11. Багмет А.М., Османова Н.В. Что нужно изменить в нормах о реабилитации // Уголовный процесс. 2019. N 5.
12. Багмет А.М., Османова Н.В. К вопросу о процессуальной самостоятельности следователя на стадии возбуждения уголовного дела и законности принимаемых им решений // Российская юстиция. 2019. N 8. С. 31.
13. Багмет А.М., Османова Н.В. Как устранить споры о недостатках: следствия между следователем и прокурором // Уголовный процесс. 2018. N 11. С. 70 - 76;
14. Багмет А.М. Правовые и организационные вопросы обеспечения органами прокуратуры конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. С. 28.
15. Гаврилов Б.Я. Эффективность досудебного производства // Уголовное судопроизводство. 2017. N 2. С. 20.
16. Качалова О.В. Ускоренное производство в российском уголовном процессе: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2016.
17. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.Ю. Девятко, Г.И. Загорский, М.Г. Загорский и др.; под науч. ред. Г.И. Загорского. М.: Проспект, 2016. С. 39.
18. Комментарий к постановлениям Пленума ВС Российской Федерации по уголовным делам. М., 2008; Загорский Г.М. Постановление приговора: проблемы теории и практики. М.: Проспект, 2010. С. 30 - 38.
19. Курс уголовного процесса / Под ред. Л.В. Головко. 2 изд., испр. М.: Статут, 2017. С. 264.
20. Поляков С.Б. Роль юридической науки в обеспечении законности / под ред. О.А. Кузнецовой, В.Г. Голубцова, Г.Я. Борисевич, Л.В. Боровых, Ю.В. Васильевой, С.Г. Михайлова, С.Б. Полякова, А.С. Телегина, Т.В. Шершень // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. N 1. С. 43.
21. Османова Н.В. Право следователя на отстаивание интересов следствия в уголовном судопроизводстве // Российский следователь. 2019. N 5. С. 40 - 44; Цветков Ю.А. Отказоустойчивость уголовного судопроизводства на досудебной стадии // Уголовное судопроизводство. 2017. N 2. С. 27 - 31.
22. Прушинский Д.И., Тугатов Б.А. Роль прокуратуры в борьбе с укрытием преступлений // Законность. 2019. N 5. С. 18.
23. Сладкова А.В. Принцип законности как основа законодательства об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг // Административное право и процесс. 2017. N 9. С. 37.
24. Смирнов А.Ф. Соотношение принципов законности и целесообразности в организации деятельности прокуратуры // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 8. С. 188.
25. Трубникова Т.В. Особый порядок принятия судебного решения: возможна ли успешная жалоба в ЕСПЧ? // Уголовный процесс. 2016. N 2. С. 33 - 41.
26. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 113.
27. Шредер Ф.К., Торстен Ф. Уголовно-процессуальное право Германии. 5-е изд. М.: Инфотропик Медиа, 2016. С. 40.