Фрагмент для ознакомления
2
Удержание инструкции в памяти Многократное проговаривание (взрослым или самим ребенком) полученной инструкции – залог того, что малыш запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение. Если что-то пойдет не так, следует провести дополнительный инструктаж.
Словесное повторение задачи закрепляется осуществляемыми действиями.
Формирование самоконтроля. При выполнении задания малыш дошкольного возраста время от времени сам себя проверяет, объясняя себе или окружающим, что нужно сделать. К примеру, дошкольник рисует орнамент, сравнивает его с рисунками других детей, находит неточности и исправляет их.
Дополнительным стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – желание посоревноваться (победитель, выполнивший задачу самостоятельно и без ошибок, поощряется). Игры и упражнения для развития внимания
Игры и упражнения для развития внимания Работа по совершенствованию детского внимания заключается в развитии таких его свойств как переключение и устойчивость. Для этого можно использовать обычные пазлы и конструктор, выполнять специальные упражнения и играть в развивающие игры.
Например: «Пуговички» Игра используется не только для развития и профилактики нарушения внимания, но и для тренировки мышления, памяти и пространственного восприятия у детей. Для игры потребуются два листа бумаги в клеточку и два одинаковых набора с различными пуговичками. Ребенок, начинающий игру, выставляет на своем игровом поле (листе бумаги) три пуговички. Второй игрок должен запомнить, какие использованы пуговички и как они расположены. Спустя несколько секунд первый участник закрывает свое игровое поле листом чистой бумаги, а второму необходимо выставить свои пуговички так, чтобы полностью повторить игровое поле своего оппонента. Со временем игру можно усложнить, увеличивая количество выставленных пуговичек.
«Найти букву» Упражнение на развитие устойчивости состояния сосредоточенности для дошкольников, знакомых с алфавитом. Малышу следует предложить небольшой текст из книги или журнала. Ребенок должен просмотреть все строки и везде зачеркнуть какую-либо букву (к примеру, букву «Р»). Взрослый оценивает выполненное задание, фиксируя время и подсчитывая ошибки. Усложнив упражнение новыми правилами, можно поработать над навыками переключения и распределения внимания. К примеру, все буквы «Р» необходимо зачеркивать, а все буквы «Т» — подчеркивать. «Кто где живет?» (игра, развивающая устойчивость сосредоточенности и умение концентрироваться). Для игры понадобится рисунок с изображением нескольких животных, которые соединены спутанными линиями со своими домиками. Малышу необходимо разобраться, кто где живет. Для этого ему нужно проследить по выбранной линии взглядом. Если крохе такое задание еще не под силу, на первых порах можно воспользоваться карандашом или просто поводить пальцем. Подобные игры-лабиринты можно приобрести уже готовыми, причем главными героями могут быть не обязательно зверушки, но и персонажи известных сказок и мультфильмов.
«Печатаем слова» (упражнение для группы дошкольников, развивающее внимательность и закрепляющее навыки чтения). Каждому участнику необходимо присвоить букву (выдать лист с изображением буквы). Взрослый называет какое-нибудь простое слово («мама», «дом», «вода», «роза») и пишет его на бумаге. Малышам нужно «напечатать» это слово – те из них, чья буква присутствует в заданном слове, хлопают в ладошки в той последовательности, в которой находятся буквы. Слова должны быть подобраны так, чтобы все дети отработали это упражнение.
«Охотник» (игра для развития внимательности и умения концентрироваться). Малышу нужно представить, что он – охотник в лесу, которому необходимо внимательно прислушиваться ко всему вокруг. Ребенку следует тихо сидеть и слушать, что происходит вне комнаты, где он находится (в коридоре, на улице). Цель игры: кроха должен рассказать, какие звуки ему удалось распознать (хлопнула дверь, проехала машина). Если к пяти годам малыш только пытается быть внимательным по указанию взрослых, то к концу старшего дошкольного возраста под влиянием самоинструкций активное внимание начинает стремительно развиваться. Главное – учитывать особенности внимания ребенка и помочь, если у него возникают трудности с концентрацией и сосредоточенностью. Ведь в школе преднамеренное внимание станет одним из базовых условий организации учебной деятельности.
Рассмотрим игры и упражнения на развитие внимания дошкольников
1.В каждое занятие включайте хотя бы одну игру или упражнение на развитие внимания.
2.Давайте детям задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, сложить картинку из пазлов, нарисовать или наклеить целый лес или сад из множества деревьев, слепить целую тарелочку мелких ягод и т.д.
3.Предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их; задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о».
4.Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами и строго следите за их выполнением.
5. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, пересказы произведений и составление рассказов, трудовые поручения в заданной последовательности. План задавайте словесно или с помощью схем, опорных картинок, образцов.
6.Давайтедетям задания на рисование с натуры.
7.Учите сравнивать, анализировать образец и результат своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.
8. Давайте задания на рассматривание и нахождение ошибок в нелепых картинках, умышленно составленных с ошибками описаниях, неправильно решенных примерах.
9.Предлагайте детям повторить названные вами несколько слов или чисел в прямом и обратном порядке. Начинайте с 3слов или чисел. Постепенно увеличивайте их количество.
10.Тренируйте внимание детей с помощью упражнений: 10-15 предметов или картинок показывайте ребенку в течение ½ - 1 минуты; накройте предметы или картинки салфеткой; пусть ребенок вспомнит их. (Если ребенок 6-7 лет вспомнит хотя бы 5-7 предметов – это хороший показатель).
11.Пусть ребенок в течение короткого промежутка времени запомнит какое – либо расположение предметов или игрушек на столе и закроет глаза или отвернется. Вы в это время измените порядок расположения предметов или уберите 1-2 из них. Пусть ребенок восстановит прежний порядок или угадает, что вы убрали.
12.В газетах и журналах часто печатаются картинки с заданиями: найти определенное количество различий между двумя картинками. Решайте с детьми эти задания.
13.Развивать концентрацию внимания ребенка можно путем заучивания стихотворения при наличии какого-то звукового раздражителя, например, включенного радио или телевизора.
14.Упражнение «Не ошибись»: взрослый произносит какие-либо слова, ребенок должен, например, хлопнуть в ладоши, если услышит название транспорта (одежды, инструмента и т.д.), если услышит слово с определенным звуком ит.д.
15. «Цифровая таблица»: на листе бумаги вразнобой (можно еще и разного цвета, и величины) написать цифры от 1 до10 (20). Пусть ребенок посчитает по порядку, отыскивая и показывая указкой цифры.
16.Дать ребенку предметную симметричную разделенную по вертикальной оси пополам картинку, половина которой раскрашена определенным образом. Предложить раскрасить также другую половину картинки.
17. «Топ – хлоп»: ребенку дается задание на правильную фразу хлопнуть, на неправильную – топнуть. Взрослый в темпе произносит правильные и неправильные утверждения, а ребенок либо топает, либо хлопает, например: зимой расцвели ромашки, в июле выпал снег, картошка растет на елках, авокадо – это фрукт, делать зарядку – полезно для здоровья, медведи – травоядные животные, дятел – это маленькая рыбка и т.д.
18. «Маленький жучок»: лист бумаги расчерчивается на клетки наподобии шахматной доски, из картона вырезается маленький жучок – путешественник; взрослый диктует, в каком направлении и на сколько клеточек нужно переместить жучка, ребенок выполняет действие с жучком, перемещая его в соответствии с заданием взрослого.
19.Ребенку дается задание: послушать сказку и сосчитать, сколько ударов молоточка он услышит. Взрослый читает текст и постукивает молоточком. По окончании текста у ребенка спрашивают, о чем читали и сколько постукиваний молоточка он услышал. Упражнение способствует развитию распределения внимания.
20. «Птица – не птица». Детям читают стихотворение и дают задание хлопнуть, когда они услышат название не птицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6328.— ЭБС «IPRbooks»
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Ось, 2006. –272 с.
3. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М., 2013. – 64 с.
4. Большой психологический словарь/ под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. – М., 2014. – 98 с.
6. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2014 г. –120 с.
7. Габай Т.В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2010. – 240 с.
8. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память, внимание. – 3-е изд., – М.: Айрис-пресс, 2010. – 160 с.
9. Долгова В.И. Особенности взаимосвязей психологической культуры родителей дошкольников и стиля детско-родительских отношений. В сборнике: FUNCTIONS OF UPBRINGING AND EDUCATION IN CONDITIONS OF THE ACCELERATED SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY IN THE MODERN SOCIETY Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. 2015. С. 98-100.
10. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2008.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7440.— ЭБС «IPRbooks»
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]. – М.: ТЦ Сфера. – 2001. – 464 с.
12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика. – 2005– 144 с.
13. Осипова, Л.Б. Использование наглядности в познавательном и речевом развитии дошкольников: методическое пособие. - Челябинск : Цицеро, 2012. – 46 с.
14. Павлова Т.В. Психологические особенности развития совместной мыслительной деятельности у дошкольников. Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2012. 21 с.
15. Педагогическая психология: практикум / Под ред. Регуш Л.А., Долговой В.И., Орловой А.В. - Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2012. – 215 с.
16. Практикум по возрастной психологии / Под.ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Речь. – 2005. – 685 с.
17. Психологический словарь / под редакцией П.С. Гуревича. – М.: Владос. – 2007. – 800 с.
18. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб: «АСТ», 2010 – 656 с.
19. Челдышова Н.Б. Общая психология: курс лекций.— Электрон. текстовые данные.— М.: Экзамен, 2008.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1137.— ЭБС «IPRbooks»
20. Чернобровкина С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет, 2010.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24926.— ЭБС «IPRbooks»