Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Целью любой коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики является извлечение прибыли-положительного финансового результата, который формируется на основе доходов и расходов. Финансовый результат - это сводный показатель анализа и оценки деятельности организации. Конечным финансовым результатом предприятия является его прибыль или убыток, представляющий собой разницу между доходами и расходами. Если эта разница положительна, то организация получает прибыль, если она отрицательна, то образуется убыток.
Любая деятельность может стать прибыльной только при условии эффективного расходования средств на ее осуществление. Для того чтобы принимать правильные решения, максимизирующие прибыль, рентабельность и стабильность рынка компании, вам необходима полная и достоверная информация о ее расходах, доходах и финансовых результатах.
Анализ формирования, распределения и использования прибыли необходим как руководящему персоналу компании, так и внешним пользователям, заинтересованным в ее деятельности (собственникам, кредиторам, поставщикам, покупателям и др.).
Анализируя показатели доходов, расходов и прибыли, выявляя определенные тенденции, руководство организации принимает соответствующие решения, направленные на оптимизацию ее деятельности, увеличение объема прибыли, снижение ресурсных затрат и другие меры по формированию, распределению и использованию прибыли.
Степень изученности проблемы. Вопросы распределения и использования прибыли в современных условиях и методики его анализа в коммерческих организациях занимали и занимают ведущее место в исследованиях российских и зарубежных ученых. Эти вопросы освещены в трудах ученых-экономистов: С.М.Сабзалиев, С.М.Ягубов, Г.А.Джафарли, Г.А.Аббасов, А.И.Дашдемиров, Н.М.Исмаилов, Р.Н.Казымов, Ч.Р.Юзбашов, а также рассмотрены в работах Казакова Н.А., Гранатуров В.М., Чуев И.Н., Кириева Н.Э, Балдин К.В, Лаврушин О.И., Валенцева Н.И, Кавушкин С.Н., Тепман Л.Н. Швандар В.А. и другие.
Однако в экономической литературе нет системного анализа фактической прибыли и ее связей с различными сторонами отечественной экономики. В опубликованных статьях исследуются лишь частные вопросы этой большой проблемы.
Целью работы является анализ процесса формирования, распределения и использования прибыли на предприятии (Калужский турбинный завод (ОАО КТЗ)).
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие, сущность и порядок формирования прибыли организации;
-разобрать методологические основы анализа формирования и использования прибыли;
-исследовать принципы и методы управления прибылью организации;
-дать общую характеристику ОАО «Калужский турбинный завод»;
-выполнить анализ формирования прибыли ОАО «КТЗ»;
-сделать анализ распределения прибыли в ОАО «КТЗ»;
-разработать предложения по повышению прибыли предприятия;
-рассчитать экономический эффект от предложенных мероприятий.
Предметом исследования являются особенности формирования, распределения и использования прибыли коммерческой организации.
Объектом исследования – ОАО «Калужский турбинный завод».
Информационной базой исследования послужила бухгалтерская и финансовая отчетность ОАО «Калужский турбинный завод» за 2017-2019 гг., внутренняя документация, Устав организации, управленческая документация.
При выполнении работы использовались следующие методы: методы сравнения, обобщения, систематизации, классификации, описания, методы структурного и динамического анализа, группировки, абсолютных, относительных величин, коэффициентный метод, метод детерминированного факторного анализа, графический и табличный методы представления информации.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обоснованы актуальность, степень изученности проблемы, цель и задачи, объем и структура, информационная база, предмет и объект исследования.
Первая глава «Теоретические основы формирования, распределения и использования прибыли коммерческой организации» раскрывает понятие, сущность и порядок формирования прибыли организации; методологические основы анализа формирования и использования прибыли, а также принципы и методы управления прибылью организации.
Во второй главе «Анализ процесса формирования, распределения и использования прибыли на примере ОАО КТЗ» дается общая характеристика ОАО «Калужский турбинный завод», выполнен анализ формирования прибыли и распределения прибыли в ОАО «КТЗ».
В третьей главе «Практические рекомендации по совершенствованию формирования и распределения прибыли ОАО «КТЗ» разработаны предложения по повышению прибыли предприятия и расчитан экономический эффект от предложенных мероприятий.
В заключении на основе проведенного исследования делаются выводы по совершенствование методики анализа прибыли.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, сущность и порядок формирования прибыли организации
Финансовый результат организации может быть как положительным (прибыль), так и отрицательным (убыток).
По мнению В. В. Ковалева, убыток - это "уменьшение финансовых и денежных ресурсов предприятия в результате превышения расходов над доходами. Прибыль-наоборот" [12, с. 275].
Наиболее распространенным и желаемым финансовым результатом является прибыль. Давайте рассмотрим его суть. Понятие прибыли неоднозначно, поэтому в литературе и правовых актах существуют различные его определения. Представлены различные точки зрения на понятие "прибыль" в таблице 1.1.
Прибыль, являясь главной движущей силой экономики рыночного типа, характеризуется разнообразием содержательных форм.
Наиболее полное определение экономического содержания прибыли звучит следующим образом: " прибыль-это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производственную, коммерческую, финансовую и инвестиционную деятельность организации и служащая средством воспроизводства и основным мотивом осуществления такой деятельности для собственников организации в текущем и будущем периоде, а также являющаяся основной характеристикой результативности деятельности " [22, с. 40].
В общем случае процесс получения прибыли можно представить как разницу между доходами и расходами. Доходом считается увеличение экономической выгоды в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) ликвидации обязательств, что приводит к увеличению капитала.
Расходы – расходы, связанные с производством и реализацией продукции, куплей-продажей товаров. Вы можете условно разделить все доходы и расходы на обычные, операционные, нерабочие и аварийные (таблица 1.2)
В бухгалтерском учете процесс формирования финансового результата организации можно проследить в бухгалтерской отчетности, а точнее в "отчете о финансовых результатах".
Схематично процесс формирования и использования прибыли (убытка) предприятия показан на рисунке 1.
Согласно схеме, выручка, полученная предприятием от реализации товаров, продукции, работ или услуг, уменьшается на величину переменных расходов. Эта сумма представляет собой стоимость реализованных товаров, работ и услуг. Она включает в себя затраты на сырье, трудозатраты и переменные накладные расходы. В результате мы получаем валовую (маржинальную) прибыль, из которой вычитаем условно фиксированные накладные (управленческие) расходы, хозяйственные расходы, а также получаем прибыль (убыток) до уплаты процентов и налогов (прибыль от продаж, валовая прибыль).
К полученной прибыли от продаж (убытку) мы добавляем финансовый доход (подлежащие получению проценты) и остаток прочих доходов и расходов, а также вычитаем финансовые расходы (подлежащие уплате проценты). В результате мы имеем прибыль (убыток) до уплаты налогов и обязательных платежей. После вычета этих платежей и налога на прибыль мы получаем чистую прибыль (убыток) (прибыль, доступную для распределения владельцам). После выплаты из чистой прибыли дивидендов по привилегированным акциям прибыль / (убыток) предоставляется для распределения между держателями обыкновенных акций (в акционерном обществе), согласно акциям (иным организационно-правовым формам), которые распределяются в виде дивидендов по обыкновенным акциям и реинвестированной прибыли.
Такой подход к формированию прибыли (убытка) предприятия является бухгалтерским подходом. С точки зрения налогового учета, формирование прибыли (убытка) происходит по иному алгоритму, так как разница между доходами и расходами определяется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Доходы для целей налогового учета включают в себя [29, с. 35]:
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
- внереализационные доходы.
Для целей налогового учета налогоплательщик уменьшает полученный доход на сумму произведенных расходов. В качестве расходов признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, понесенные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на:
- затраты, связанные с производством и реализацией продукции;;
- внереализационные расходы, не связанные с производством и реализацией продукции,
-включает разумные затраты на деятельность, не связанную непосредственно с производством и (или) реализацией продукции.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая от 31 июля 1998№ 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 22.04.2020)
2.Баженов, Ю. К. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли : учеб. пособие. - М. : Форум, 2014. – 196 с.
3.Басовский, Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственно деятельности : учеб. пособие. – М. : КНОРУС, 2014. – 336 с.
4.Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента. – М.: Омега, 2017. – 330 с.
5.Братухина, О. А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие для среднего профессионального образования. - М.: КноРус, 2016. - 238 с.
6.Демчук, О. В. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, пути повышения // Проблемы экономики и менеджмента. – 2015. - № 8. – С. 6-10.
7.Дроздов, О. А. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия // Международный журнал образования. – 2019. – № 11. – С. 6-11.
8.Ефимова, О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник - М.: Омега - Л, 2014. - 348 с.
9.Жамьянова, С. Ц. Планирование прибыли на предприятии // Инновационная наука. – 2016. - № 5-1. – С. 67-69.
10.Казакова, Н. А. Экономический анализ. – М.: ИНФРА-М, 2015. - 343 с.
11.Кирьянов, З. В. Анализ финансовой отчетности. - М.: Юрайт, 2017. - 432 с.
12.Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – М.: Проспект, 2015. – 424 с.
13.Кокин, А. С. Финансовый менеджмент : учеб. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 511 с.
14.Коротков, А. И. Основные мероприятия по максимизации прибыли в современных условиях // Инновационная наука. – 2019. - № 5-1. – С. 140-143.
15.Косорукова, И. В. Прибыль и денежный поток в оценке стоимости бизнеса // Российское предпринимательство. - 2019. - № 18 (240). - С. 53-60.
16.Краснянская, И. А. Прибыль предприятия, ее формирование увеличение // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. - №51. – С 56-67.
17.Ластовка, И. В. Основные источники резервов увеличения прибыли организации // Управленческое консультирование. – 2019. - № 8. – С. 98-104.
18.Лукасевич, И. Финансовый менеджмент: учебник. – М.: Национальное образование, 2016. – 768 с.
19.Лютова, М. Н. Анализ прибыли и рентабельности предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. - № 50-2. – С. 110-116.
20.Мельник, А. Н. Анализ влияния факторов на прибыль предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2019. – № 48 (255). – С. 3-9.
21.Мироседи, С. А. Факторы и резервы увеличения прибыли предприятия // Символ науки. – 2016. - № 5-1. – С. 161-168.
21.Пасько, Ю. С. Понятие прибыли и ее значение для пользователей отчетности // Теория и практика сервиса. – 2015. - № 3 (25). – С. 38-42.
23.Попова, Т. Д. Методологические подходы к управлению издержками и качеством организации // Все для бухгалтера. – 2019. - № 4. – С. 42- 48.
24.Расулов, Р. М. Современные методы управления издержками: // Бизнес в законе. - 2018. - № 6. - С. 246-248.
25.Савицкая, Г. В. Методика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности. – М. : ИНФРА-М, 2016. - 432 с.
26.Сысоева, Е. В. Прибыль и убыток как финансовые результаты деятельности организации // Концепт. – 2015. - № 3. – С. 24-29.
27.Шанин, И. И. Механизм повышения деятельности предприятия // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 3 (14). – С. 11-28.
28.Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций - М.: ИНФРА-М, 2016. - 208 с.
29.Шигаев, А. И. Анализ эффективности анализа прибыли от продаж // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – № 16(223) – С. 34-35.
30. http://oaoktz.ru/ - официальный сайт ОАО «Калужский турбинный завод»