Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы проявляется в том, что себестоимость продукции является важным показателем, который характеризует работу предприятия. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Эффективное функционирование предприятий зависит от правильного использования своих ресурсов. Рост конкуренции напрямую зависит от процесса наполнения рынка товарами и услугами, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место на нем. Это обуславливает необходимость повышать качество продукции, снижать цену на нее, а резерв улучшения этих двух факторов заключен в себестоимости.
Отражение всех сторон хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки в целом относится к себестоимости продукции. Одним из основных факторов формирования прибыли, одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления непосредственно является себестоимость.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг является важным инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.
Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для предприятия, так как является одним из источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала.
Рост собственного производства при возмещении всех производственных затрат требует раскрытия в более глубоком методическом плане вопросов перспективного и стратегического развития и управления производством.
В качестве объекта курсовой работы выступает акционерное общество «Костромской завод автокомпонентов».
Предметом курсовой работы являются себестоимость продукции и основные пути снижения себестоимости продукции акционерное общество «Костромской завод автокомпонентов».
Цель работы – основные направления снижения себестоимости продукции предприятия.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие себестоимости продукции;
- охарактеризовать методическое обоснование анализа себестоимости и реализации продукции;
- рассмотреть общую характеристику «Костромского завода автокомпонентов»;
- дать анализ внешней и внутренней среды организации;
- определить SWOT-анализ среды организации;
- исследовать основные направления снижения себестоимости продукции «Костромского завода автокомпонентов»;
- изучить разработку и выбор стратегии «Костромского завода автокомпонентов»;
- определить мероприятия по снижению себестоимости продукции.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Понятие себестоимость состав, виды и ее формирование
1.1 Понятие себестоимости продукции
Себестоимость – это сумма издержек производства, т. е. затрат на изготовление продукции и её продвижение на рынке. Себестоимостью продукции называется денежная оценка производства и реализации продукции. Уровень себестоимости продукции влияет на объем прибыли и рентабельность производства. Себестоимость бывает 4 видов:
технологическая – состоит из прямых затрат (материалы, сырье, оплата труда, энергия и т.д.);
сокращенная – состоит из технологической себестоимости и общепроизводственных расходов;
производственная – включает в себя общехозяйственные расходы и сокращенную себестоимость;
полная – получается путем прибавления к производственной себестоимости суммы коммерческих расходов [3, с. 41].
Цели снижения себестоимости. От себестоимости продукции зависит уровень наценки: сколько предприятие получает сверх производственной цены, реализуя изготавливаемый товар, для поддержания собственной финансовой стабильности. Однако уровень наценки ограничен, поскольку стоимость продажи товара должна соответствовать среднему прайсу на рынке. Это объясняет стремление всех производителей снижать сумму издержек на создание единицы товара.
Начинающие предприятия для закрепления рыночной позиции стремятся как можно быстрее выйти на уровень самоокупаемости. С этой целью они борются не только за параметры качества товаров, но и за их привлекательные розничные и оптовые цены, а также низкую себестоимость. Компания, уже давно существующая на рынке, стремится удержать свою позицию, для этого также постоянно оптимизирует стоимость производства.
Предприятие может стремиться к сокращению себестоимости продукции по различным причинам, основные из них:
1. Поддержание высокой конкурентоспособности среди аналогичных товаров за счет снижения розничных цен.
2. Оптимизация издержек предприятия для повышение его рентабельности и прибыльности.
3. Формирование сырьевых и финансовых резервов за счет использования возможностей гибкого ценообразования [5, с. 58].
Пути снижения себестоимости продукции. Себестоимость зависит от многочисленных внутренних и внешних факторов. Производственные факторы связаны с эффективностью работы персонала, количеством сотрудников, уровнем автоматизации производства и т.п. Внешние факторы не зависят от собственников предприятия и связаны с налогами, стоимостью сырья, тарифами, ценой топлива и прочее.
Основные способы снижения себестоимости продукции:
1. Увеличение объема производства. Этот способ можно назвать самым очевидным и действенный вариантом снижения себестоимости продукции. Это обусловлено тем, что всю совокупность производственных затрат компании можно разделить на переменные или постоянные. Переменные расходы изменяются в определенных пропорциях, исходя из динамики объема производства: при увеличении объёмов производства растет и объем затрат, если производство уменьшается - соответственно падают и затраты. К типичным переменным затратам относится расходование сырья и материалов для выпуска продукции, заработная плата производственного персонала, расход энергоресурсов во время работы производственного оборудования. Постоянные расходы, как правило, не зависят от динамики объёмов производства, потребность в них не зависит от того, какие объёмы продукции выпущены за отчётный период (амортизация оборудования, расходы по ремонту и содержанию производственных помещений, потребление энергоресурсов для общих нужд и т. п.) [6, с. 30].
2. Повышение производительности труда. Производительность труда дает оценку эффективности работы персонала предприятия. Чем производительность выше, тем меньшее количество ресурсов затрачивается руководством на выпуск конечной продукции. Следовательно, через высокую производительность обеспечивается и высокая рентабельность. Сущность эффективности труда связана с достижением персоналом компании хороших показателей при небольшом уровне затрат. В свою очередь, производительность связана с эффективностью материального производства, объемом выпускаемой продукции за определенное время и трудозатраты, необходимые для выпуска единицы товара.
3. Снижение операционных расходов производства. Наибольшего эффекта можно добиться, минимизировав прямые производственные расходы — затраты на энергоресурсы для работы оборудования производственных цехов, расходов на выплату заработной платы производственным рабочим и расходы, связанные с содержанием и ремонтом производственных основных фондов.
4. Снижение закупочной цены на сырье и материалы, используемые на нужды производства. Удельная доля сырьевых затрат в сумме цеховой себестоимости для многих производственных предприятий достаточно велика (как правило, она может достигать 80 %). Вместе с тем, в составе закупочной цены сырья и материалов помимо расходов на приобретение их у поставщиков, могут включаться и расходы, связанные с доставкой от склада поставщика непосредственно до склада покупателя [11, с. 141].
1.2 Методическое обоснование анализа себестоимости и реализации продукции
Характеристики себестоимости могут быть обозначены следующим образом:
в зависимости от предмета – себестоимость единицы продукции (работ, услуг) либо всего размера производства;
в зависимости от объекта – себестоимость продукции цеха или же предприятия;
в зависимости от натуральной единицы измерения товара- себестоимость 1 штуки, 1 килограмма, 1 метра;
по виду производственной программы – себестоимость валовой, товарной либо реализованной продукции;
по полноте расходов, включаемых в себестоимость продукции, – переменные и неизменные расходы, производственная и абсолютная себестоимость;
по структуре расходов, включаемых в себестоимость, – издержки на рубль товарной продукции, материалоемкость, зарплатоемкость. [12, с.158]
Цеховая себестоимость – это сумма расходов на производство продукции в этом цехе, включающая в себя издержки на создание продукции в пределах цеха, в частности, прямые материальные расходы на создание продукции, амортизация цехового оборудования, заработная оплата ключевых производственных трудящихся цеха, общественные отчисления, затраты по содержанию и эксплуатации цехового оборудования, общецеховые расходы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонов В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры [Текст]: Монография / В.А. Агафонов. - М.: Инфра-М, 2019. - 350 c.
2. Акмаева Р.И. Практикум по курсу «стратегический менеджмент» [Текст]/ Р.И. Акмаева. - М.: Русайнс, 2016. - 189 c.
3. Акмаева Р.И. Стратегический менеджмент [Текст]/ Р.И. Акмаева. - М.: Русайнс, 2016. - 189 c.
4. Акулич, В.В.Экономический анализ себестоимости продукции, работ, услуг [Текст] / Р.И. Акмаева // Планово-экономический отдел. – 2016-№10 – С. 70-74.
5. Берстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности [Текст]/ Л.А. Бернстайн. – М.: «Финансы и статистика», 2015. – 387 с.
6. Бибикова Л. Сущность и основные этапы оценки платежеспособности организации [Текст]/ Л. Бибикова // Инновационная наука. – 2015. - № 11. – С. 28-32.
7. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента [Текст]/ И.А. Бланк. – К.: Издательство «Ника-Центр», 2015. – 232 с.
8. Берстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности [Текст]/ Л.А. Бернстайн. – М.: «Финансы и статистика», 2015. – 387 с.
9. Бибикова Л. Сущность и основные этапы оценки платежеспособности организации [Текст]/ Л. Бибикова // Инновационная наука. – 2015. - № 11. – С. 28-32.
10. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента [Текст]/ И.А. Бланк. – К.: Издательство «Ника-Центр», 2015. – 232 с.
11. Зубкова А.Г. Стратегический менеджмент: учебник [Текст]/ А.Г. Зубкова. - М.: Academia, 2018. - 576 c.
12. Корогодин И.Т. Экономическая теория труда [Текст]: Учебное пособие "Высшее образование" / И.Т. Корогодин. - М.: Экономика, 2015. - 239
13. Кочетков А.А. Экономическая теория [Текст]: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2016. - 696 c.
14. Костромской завод автокомпонентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.motordetal.ru/
15. Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы [Текст] / Ф. Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 132 c.
16. Купцов М.М. Стратегический менеджмент [Текст]: Учебное пособие / М.М. Купцов. - М.: Риор, 2017. - 640 c.
17. Крымов С.М. Стратегический менеджмент [Текст]/ С.М. Крымов. - М.: Academia, 2017. - 48 c
18. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Инфра-М, 2018. - 400 c.
19. Нужные товары точно в срок: оптимизация запасов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.sas.com/ru_ru/customers/amway-china.html
20. Оптимизация запасов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fnow.ru/ru/stuff/optimizatsiya-zapasov
21. Оптимизация стратегии управления запасами на промышленном предприятии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://logisticstime.com/upravleniezapasami/optimizaciya-strategii-upravleniya-zapasami-na-promyshlennompredpriyatii/
22. Панкевич С.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации [Текст]/ С.П.Панкевич // Планово-экономический отдел. – 2017. – №3. – С. 38.
23. Пантелеева И.А. Методика определения платежеспособности предприятия: Финансовые и бухгалтерские консультации [Текст] / И.А Пантелеева. – М.: Инфра-М, 2016. – 220 с.
24. Руднева А.О. Экономическая теория [Текст]: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: Инфра-М, 2018. - 512 c.
25. Савченко А.Б. Стратегический менеджмент [Текст]: Учебное пособие / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c.
26. Сидоров М.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: Учебник для прикладного бакалавриата / М.Н. Сидоров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 145 c.
27. Сироткин С.А. Стратегический менеджмент [Текст]: Учебное пособие / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. - М.: Инфра-М, 2017. - 192 c.
28. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2016. - 468 c.
29. Худокормов А.Г. Экономическая теория в истор. Развитии [Текст]: Монография / А.Г. Худокормов, А. Лапидюс. - М.: Инфра-М, 2018. - 190 c.
30. Чернецова Н.С. Экономическая теория [Текст]/ Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2016. - 251 c.
31. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. Краткий курс [Текст] / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2017. - 320 c.