Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Согласно современным требованиям ФГОС дошкольного образования, в процессе реализации основной образовательной программы дошкольного образования необходимо создавать условия благоприятного коммуникативно-личностного развития детей. В ходе общения в дошкольной образовательной организации между детьми 5-6- лет начинают устанавливаться доброжелательные отношения. Начало дружбы между детьми – это важный фактор их социализации. Доброжелательные отношения в раннем возрасте формируют гуманные чувства, развивают коммуникативные навыки, способствуют позитивному отношению детей к жизни. Одной из благоприятных возможностей проявления доброжелательных взаимоотношений между старшими дошкольниками является процесс трудовой деятельности.
Особенности проявления доброжелательных взаимоотношений рассматривались в работах различных отечественных педагогов, таких как Р. С. Буре, Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, Л. В. Куликов, А. С. Макаренко. Исследованием форм и методов воспитания доброжелательных взаимоотношений в дошкольном возрасте занимались такие исследователи, как К. Ю. Белая, А. И. Васильева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Данные авторы приводили множество аргументов в пользу того, что доброжелательные отношения целесообразно формировать ещё в раннем возрасте. Также они отмечали, что в дошкольных образовательных организациях должны быть созданы все необходимые условия для этого. В ходе общения со своими сверстниками дети приобретают навыки коллективного взаимодействия, в игре и в труде они оказывают помощь и поддержку друг другу, что часто приводит к установлению тёплых межличностных взаимоотношений.
Изучением влияния трудовой деятельности в условиях ДОО на развитие личности ребёнка занимались такие авторы, как Г. С. Гусева, С. Л. Витман, Е. А. Ситникова, С. Д. Дерябо, Т. М. Козлова. Данные исследователи отмечают актуальность трудовой деятельности в дошкольных образовательных организациях, её значение для развития ответственности, коллективизма, речевых навыков, воли и эмоций детей, а также важную роль труда для социализации дошкольников.
Формирование доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста, несмотря на имеющиеся возможности, не всегда является эффективным, что проявляется в росте числа детей с агрессивным отношением к окружающим, в том числе и к своим сверстникам. Кроме этого, в группах есть дети, которые боятся общения со сверстниками, не играют с ними. Всё это заставляет педагогов обратиться к поиску эффективных методов, которые могут быть полезными в решении данной ситуации. Педагоги считают, что большое значение в воспитании доброжелательных взаимоотношений между детьми имеет наличие у дошкольников обстановки совместной деятельности, например, трудовой деятельности.
Влияние трудовой деятельности на развитие личности дошкольников рассматривается на протяжении длительного времени. Однако работ, посвящённых особенностям проявления доброжелательных взаимоотношении между детьми 5-6 лет в процессе труда, к настоящему времени недостаточно, в связи с чем необходимы новые исследования в этом направлении.
Объект исследования: доброжелательные отношения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников в труде.
Цель исследования: выявление педагогических условий эффективного воспитания доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников в труде.
Гипотеза: воспитание доброжелательных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в труде будет проходить более успешно, если:
-осуществляется организация совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми;
- обеспечиваются условия для самореализации каждого ребёнка на основе его субъектности;
- создаётся предметно-развивающая среда, соответствующая возрасту детей и тематике планирования видов деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести обзор литературных источников и интернет-ресурсов, в которых отражены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и на основе данной информации показаны проблемы проявления доброжелательных отношений между ними.
2. Охарактеризовать труд как средство формирования доброжелательных взаимоотношений между детьми 5-6 лет.
3. Определить благоприятные педагогические условия воспитания доброжелательных отношений у старших дошкольников в труде.
4. Выявить уровень доброжелательных взаимоотношений между детьми 5-6 лет в процессе труда.
5. Разработать методические рекомендации воспитателям, направленные на формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми 5-6 лет в процессе труда в природе.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ педагогических процессов, моделирование, педагогический эксперимент.
База исследования: исследования проводились на базе ГБДОУ д/с №33 г. Санкт-Петербург. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Содержание и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ
1.1. Особенности доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников
Исследованием проблемы проявления доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста в разные периоды занимались различных психологи и педагоги (Я. Л. Коломинский, Л. С. Славина, Л. В. Артёмова, Д. Б. Эльконин, А. И. Аржанова и др.). По мнению специалистов, формирующиеся в этом возрасте черты личности являются истоками социализации. При этом большое значение имеет учёт психолого-педагогических особенностей детей в этой возрастной категории [13, c. 83].
Общение детей со сверстниками в условиях ДОО к 6 годам, как правило, отличается многоплановостью. В коллективе детей уже определены лидеры и те, кто не пользуется авторитетом среди сверстников. Дети самостоятельно выбирают темы для игр и для общения, проявляют инициативу при выботе атрибутов для игр и способы организовать некоторые виды коллективной деятельности.
Как отмечает С. Л. Витман, личностные качества старших дошкольников имеют важное значение при установлении между ними доброжелательных отношений, в связи с этим, задачей педагога является выявление сильных и слабых сторон каждого ребенка и помощь в развитии полезных социализации характеристик [7, c. 110].
В старшем дошкольном возрасте изменяется содержание общения ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками. Информация, получаемая ребёнком в процессе общения, может быть сложной для понимания, и при этом весьма интересной. Ребёнок делится с друзьями собственными планами, мыслями, идеями, воспоминаниями. Это общение становится важным навыком его социальной адаптации. Д. В. Григорьев подчёркивает, что от уровня сформированности доброжелательных взаимоотношений во многом зависит готовность к школьному обучению, вхождение ребёнка в новый коллектив [10, c. 92].
Взаимоотношения с ровесниками старших дошкольников отличаются избирательностью. Преобладает общение со сверстниками своего пола. В группах детей появляются лидеры, возникают конкуренция и сотрудничество.
На основе знаний о психофизиологических особенностях детей старшего дошкольного возраста можно выявить основные проблемы проявления доброжелательных отношений между ними. Так, по мнению Б. Г. Ананьева, в группах детей старшего дошкольного возраста начинают проявляться открытые и латентные конфликты между кем-либо из детей. Данные конфликты могут быть связаны с конкуренцией, с различием интересов, с личностными особенностями. Конфликтные отношения могут формировать в детях проблемы в развитии коммуникативных навыков, агрессию, скрытность, грубость. Среди конфликтующих детей различают две основных группы. К первой относятся дети, которые сами стремятся к дружеским отношениям со сверстниками, но по каким-либо причинам отвергаются ими. Ко второй группе можно отнести детей, которые установили контакты со своими сверстниками, но их общение сопровождается постоянными конфликтами [4, c. 29].
Также проблемы проявления доброжелательных отношений между детьми в возрасте 5-6 лет могут быть связаны с тем, что дети по каким-либо причинам не стремятся к общению вообще. В связи с этим, как отмечает Е. А. Кадимкович, различают три группы малообщительных детей. К первой группе относятся дети, первоначально стремящиеся к общению, но позже ушедшие от него. Ко второй группе относят дошкольников, которых принимают в коллективе сверстников, но которые по каким-либо причинам не желают поддерживать общение с ними. Третью группу составляют дети, которые с момента прихода в группу не стремятся к общению со сверстниками, несмотря на то что принимаются ими [13, c. 103].
Ещё одной проблемой, которая препятствует проявлению доброжелательных отношений между дошкольниками, может стать поведение взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей, знакомых и др.). Взрослые служат ориентиром для поведения ребёнка. И если они имеют какие-либо проблемы, связанные с установлением взаимоотношений, это может отразиться и на личностных качествах ребёнка.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
2. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 164 с.
3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 211 с.
4. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с.
5. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М.: Педагогический поиск, 2009 – 196 с.
6. Виноградова, Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями. - М.: АРКТИ, 2011. - 184 с.
7. Витман, С.Л. Педагогика (в вопросах и ответах): учебное пособие - М.: Корн, 2001. - 114 с.
8. Гусева, Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с.
9. Глушкова, Е.С. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников - М.: УГЛ, 2004. - 199 с.
10. Григорьев, Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система детского сада: от А до Я. - М.: ГЛК Бук, 2011. - 100 с.
11. Дерябо, С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2008 – 400 с.
12. . Иванов, С.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2000. - 151 с.
13. Кадимкович, Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. - 193 с.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред.пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - 75 с.
15. Кочемасова, Е. Е. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для самых маленьких. - М.: Баласс, 2000. - 63 с.
16. Куликова, Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 305 с.
17. Майер, А.А., Давыдова, О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.:Детство - ПРЕСС, 2011 - 154 с.
18. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду (пособие для воспитателя). – М., Педагогический поиск, 2008, - 197 с.
19. Маханева, М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В. Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 254 с.
20. Менуйлов, Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с.
21. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 193 с.
22. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 174 с.
23. Прима, Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: ВЛАДОС, 2002. - 224 с.
24. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред.
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 74 с.
25. Саморукова, П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М.: Академия 2009– 279 с.
26. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Книгомир, 2004. - 155 с.
27. Селевко, Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы: Методические рекомендации по разработке - Ярославль: ИРО, 1997. - 23 с.
28. Степанова, М.И. 18. Педагогический контроль в процессе воспитания. - М.: Книгомир, 2009. - 110 с.