Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы, касающиеся культуры поведения людей, формирования принятых общечеловеческих норм и правил поведения у детей, воспитание этических и эстетических взглядов наиболее актуальны в наше «демократическое и свободное» время. Прежде всего, они должны волновать людей взаимодействующих с детьми – работников педагогической сферы, культурно-массовой и досуговой деятельности, медицинских работников, и самое главное – родителей – воспитывающих наше будущее поколение.
В современном мире роль этикета как важнейшей составляющей поведенческой культуры человека неизмеримо возрастает: именно этикет создает условия, благоприятные для эффективного общения и комфортного существования людей разного социального положения, различных психологических и возрастных особенностей, политических взглядов и уровня образования.
Речевой этикет, таким образом, является словесным выражением уважительного отношения друг к другу и индикатором общей культуры человека. Речь является не только важнейшим средством общения, но и «визитной карточкой» человека. О человеке судят не только по тому, что он говорит, но и по тому, как он говорит, как доносит до окружающих свои - 4 - мысли, переживания, впечатления, знания, как умеет разрешить конфликты и убедить собеседника. Речь всегда являлась «мерилом воспитанности» человека.
По умениям взаимодействовать с другими детьми педагоги судят об общем культурном уровне его семьи. Следовательно, правилам этикета и культуре общения следует обучать ребенка с раннего возраста. Этикет является достаточно серьезным личностным достижением в области поведения и общения. Часто случается, что воспитание в семье и в общеобразовательных учреждениях не способствуют формированию социальной потребности в вежливом общении и культурном поведении. В силу этого педагогам дошкольного образования необходимо заботиться о воспитании потребности в этикетном поведении и речи у своих воспитанников с младшего возраста. Это тем более важно, что возраст 5-6 лет считается сензитивным для восприятия и усвоения речи. Развитие возможностей дошкольников в речевом этикетном общении предполагает моделирование в дошкольном учреждении различных (индивидуальных, групповых) ситуаций общения, в которых воспитатель ставит определенные задачи развития этикетной речи.
Ребенок же усваивает простейшие правила для любой ситуации общения: надо думать, кому, что, где, зачем говоришь; какие могут быть последствия твоей речи. Попутно будет расширяется словарь детей, приумножаться способы выражения замысла и реализоваться условия совершенствования понимания речи. При проведении совместных специальных игр у ребенка появляется возможность и необходимость выбора уместных языковых средств, что формирует умение правильно выражать собственные мысли, намерения и эмоции исходя из постоянно меняющихся ситуаций общения
Нам представляется, что формирование речевых этикетных умений должно войти в программу подготовки к школе и стать обязательным для всех дошкольных учреждений. Это условие обеспечит формирование культуры поведения в современном обществе.
Цель представленной работы – формирование этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи настоящей работы:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по представленной проблеме.
2. Дать характеристику психологических особенностей и речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть существенные характерные понятия речевого этикета, а также определить особенности развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать действующие программы ДОО по формированию навыков речевого этикета у старших дошкольников.
5. Предложить комплекс упражнений, направленный на формирование навыков этикетной речи старших дошкольников.
Объектом исследования является процесс формирования речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются методы и приемы формирования речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования Теоретические: Анализ литературы по теме исследования;
Теоретическая база. В основу представленной работы были положены труды следующих авторов: С.В. Петерина «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста», 2016г.; Л.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников», 2017г.; Н.Ф. Виноградова «Дети, взрослые и мир вокруг», 1993г.; С.А. Козлова, Т.А. Куликова «Дошкольная педагогика», 2010г.; И.Н. Курочкина «Этикет для детей и взрослых», 2011г.
Структура работы: Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
Учет возрастных особенностей помогает в выборе и подборе материала, методов и приемов обучения. Развитие человека неотъемлемо от его возрастных особенностей. Я.А. Коменский, выдвинувший принцип природосообразности, согласно которому развитие происходит своевременно и последовательно, верно полагал, что в человеке, как и в природе, должно все идти своим чередом. Тогда можно добиться полноценного и осознанного
В возрасте 5-6 лет ясно прослеживаются мотивы тех или иных действий ребенка. Они включают в себя:
интерес к миру взрослых;
интерес к процессу игры;
соревновательный мотив;
мотив самоутверждения;
нравственные мотивы;
социальный мотив.
Обращая внимание на мотивацию, воспитателю или педагогу легче найти подход и заинтересовать ребенка. Соподчинение мотивов – новое качество в развитии детей пяти-шести лет. Их поведение начинает зависеть от мотивов, которые мгновенно сменяют друг друга. Сначала сложно проследить какие мотивы стоят первостепенными у ребенка, но ближе к школьному возрасту мотивация ребенка выстраивается в определенную систему.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит формирование элементов учебной деятельности:
умение выявить цель и способы для ее достижения;
умение осуществлять контроль в ходе деятельности, выделяя промежуточные результаты;
умение планировать деятельность.
Период старшего дошкольного возраста – период формирования самосознания (которое сочетается с самопознанием). Оно включает в себя: имя собственное, самооценку, желание признания, осознание своего пола, представления себя во времени, отношения к правам и обязанностям.
Происходят изменения отношения к взрослым – их роль помощника превращается в роль наставника, к которому дети обращаются. Именно в этом возрасте формируются: этические воззрения по тому или иному явлению и появляется оценочное отношение к другим и к себе.
Представление, как психический процесс воссоздания чего-либо появляется у детей 5-6 лет. Поэтому мышление дошкольника наглядно-образное. В это же время, параллельно с развитием представлений, у детей развивается воображение.
Реализация обучения будет наиболее эффективной, если воспитатель или педагог строит свои занятия исходя из возрастных особенностей учащихся. Это явление Я.А. Коменский назвал принципом природосообразности, который является одним из основополагающих в педагогике.
Нормы и правила этикета в повседневной жизни не являются чем-то навязанным извне и обязательным для исполнения. Именно школа культурного поведения, красивых манер и соблюдение этикета придает особенный шарм, красоту и содержательную глубину любым человеческим отношениям.
Установлено, что шести-семилетний ребенок в ситуации взаимоотношений с хорошо знакомыми сверстниками может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Однако это возможность, проявляющаяся в исключительных случаях, но не постоянная линия поведения шестилетнего ребенка (Фельдитейн 2016: 41).
Кроме того, важно проанализировать программы воспитания в дошкольных учреждениях. В настоящее время имеется множество про-грамм, авторы которых нацелены на самые разные вещи. Поэтому педагогам необходимо ориентироваться на ту цель, которую они преследуют в своей педагогической деятельности. Для того чтобы формировать этикет у детей, необходимо самим знать о нем не только теоретически, но и следовать его правилам в повседневной жизни, особенно в педагогическом общении с детьми и их родителями. Программа формирования этикета должна органично вписываться в целостный процесс образования и воспитания будущих школьников, а затем и полноправных граждан нашего общества (Логинова 2012: 12).
Жизнь любого человека сложно представить без межличностных отношений, так как человек – существо социальное. Без общения невозможно полноценного формирования психических функций, процессов и свойств человека, но и самой личности в целом.
Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. И не важно, осуществляется ли оно непосредственно, когда человек общается с другими напрямую, или же опосредованно, при помощи таких видов связи, как телефон или интернет. Все виды межличностных отношений при этом преследуют одну цель – удовлетворяют потребность людей в общении друг с другом.
Явление межличностных отношений достаточно широко изучено в современной психологии. Под ними понимается система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Говоря о данном понятии, приходится отмечать его сложность и трехкомпонентную структуру. Оно включает в себя:
1.Особенность восприятия людей друг друга, а также взаимодействие, выстроенное на основе этого восприятия.
2.Привлекательность людей друг для друга (следует учесть взаимное притяжение и проявляемую симпатию).
3.Взаимодействие людей в социуме (в частности те роли, которые реализуются в ходе взаимодействия).
Говоря о явлении межличностного взаимодействия, следует выделить следующие компоненты:
Во-первых, когнитивный компонент взаимодействия, включающий в себя все познавательные процессы – ощущения, восприятия себя и других, представление, память, воображение и мышление. Именно благодаря этому компоненту происходит взаимопонимание между людьми, а также осуществляется их совместная деятельность. Основными показателями данного компонента являются:
1. Адекватность восприятия, суть которой заключается в точности психического отражения воспринимаемой личности.
2. Идентификация – принцип отождествления каждой конкретно взятой личности с другой, на основании чего выстраивается симпатия, либо антипатия.
3. Идентификация – процесс, на основании которого осуществляется отождествление одного индивида с другим.
Во-вторых, эмоциональный компонент, который включает в себя как положительные, так и отрицательные переживания, которые возникают у человека в ходе взаимодействия его с другими участниками межличностных отношений.
В данный компонент включаются симпатии и антипатии, а также чувство удовлетворенности собой, работой и партнерами по общению. Третьей составляющей эмоционального компонента становится эмпатия.
Под эмпатией в настоящее время понимается проникновение, вчувствование в переживания другого человека или группы людей, осознание и понимание специфических особенностей его (их) эмоционального состояния.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург: ЛИТУР, 2012. 192 с.
2. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2019.399 с.
3. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали // Ребенок в детском саду, 2016. № 5. С. 16 – 17.
4. Буре Р.С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.: Просвещение, 2016. 141 с.
5. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. М.: Просвещение, 2019. 79 с.
6. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг них. М.: Просвещение, 1993. 128 с.
7. Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Старшая группа. М.: Скрипторий, 2017. 39 с.
8. Дурова Н.В. Очень важный разговор. Беседы – занятия с дошкольниками об этике поведения. M.: Мозаика-Синтез, 2010. 51 c.
9. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет: занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов М.: ГНОМ и Д, 2018. 59 с.
10. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2011. № 9. С. 98 – 101.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010. 416 с.
12. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. М.: Академия, 2011. 265 с.
13. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых, Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Курочкина И. Н. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 46 с.
14. Ладыженская, Н. В. Детская риторика в рассказах и рисунках для 2- го класса [Текст] / Ладыженская Н. В., Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. – М. : Ювента, Баласс, С-инфо. Серия: Образовательная система «Школа 2100», 2000. – 27 с.
15. Ладыженская, Т. А. Детская риторика 1 класс. Методические рекомендации [Текст] / Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И., Сорокина Г. И. – М. : Баласс, С-инфо. Серия Образовательная система «Школа 2100», 2004. – 74 с.
16. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие Балашов: Николаев, 2015. 76 с.
17. Лопатина А. Начала Мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста – 3-е изд., исп. и доп. М.: Амрита-Русь, 2017. 304 с.
18. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей. Конспекты занятий / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян. М.: Айрис-пресс, 2019. 208 с.
19. Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. / Р.В. Овчарова., Н.В. Мельникова. СПб.: Амалтея, 2018. 304 с.
20. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 2017. 144 с.
21. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2016. 96с.
22. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: ВЛАДОС, 2014. 207 с.
23. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2016. 816 с.
24. Смирнова Е.О. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Вопросы психологии. 2011. №1. С.26-37.
25. Смирнова Е. Мораль и нравственность как разные аспекты этического развития // Дошкольное образование. 2016. № 18.
26. Смирнова Е. Моральное и нравственное развитие дошкольников // Дошкольное образование. 2016. № 17.
27. Смирнова Е. Формирование доброжелательных отношений дошкольников // Дошкольное образование. 2016. № 24.
28. Смирнова Е.О. Психологические основания нравственного воспитания дошкольников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Психолог в детском саду. 2017. № 2. С. 81—92.
29. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969. 557 с.
30. Телегин М.В. Воспитательный диалог как средство социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов // Начальная школа плюс До и После.2012. № 12.
31. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2019. 560 с.
32. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.