Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Подростковый возраст является очень сложным и важным периодом жизни для человека. В этот период подросток переосмысливает себя, свои ценности и вопрос межличностных отношений со сверстниками особенно актуален. Так как группа сверстников становится для подростка именно той средой, где он может раскрыть свои способности, реализовать свои потребности. У каждого подростка свои ориентиры в общении между сверстниками: один ищет признания и реализации своих лидерских качеств, другой получает недостающую информацию и повышает коммуникативную компетентность, третьему нужна эмоциональная сопричастность с группой.
Именно с наступлением подросткового возраста начинают активно закладываться нравственные и моральные основы, формируется отношение к себе, окружающим людям и к целому обществу. Также в период подросткового возраста формируются основные черты характера, личности ребёнка и закладываются основные формы межличностного поведения. На все эти психические процессы. Происходящие в подростковом возрасте огромное влияние оказывает межличностное общение со сверстниками. Задача развития навыков межличностного взаимодействия становится для подростка наиболее значимой и актуальной, поскольку отрочество является наиболее сензитивным периодом для развития навыков межличностного общения.
Цель исследования – изучение психологических особенностей общения подростков со сверстниками.
Объект исследования – подростки.
Предмет исследования – особенности межличностные отношения в подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) Провести анализ основных теоретических подходов к рассмотрению феномена межличностных отношений подростков в современной психологии.
2) Изучить особенности межличностных отношений современных подростков.
3) Разработать программу исследования межличностных отношений подростков со сверстниками и провести эмпирическое исследование с помощью социальной сети.
Теоретическая база:
- работы в области психологии подростков (Выготский Л.С., Драгунова Т.В., Немов Р.С., Ольшанский Д.В., Обухова Л.Ф., Личко А.Е., Кожеурова Н.С. и др);
- работы в области изучения ценностных ориентаций подростков (Эльконин Д.Б., Крапивская Л.В., Волков Б.С., Крылов В.А., Келлер Г.Ф., Крапивко Е.Н, Журавлева Н.А, Дробышева Т.В. и др.).
- работы по исследованию межличностных отношений подростков (Б.Г. Ананьев, Л.C. Выготский, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Т. Лири, B.C. Мерлин, Дж. Морено, Дж. Мид и другие).
Методы исследования:
обзорно-аналитическое теоретическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме;
комплекс психодиагностических методик: методика социометрического исследования Дж. Морено; Тестовая диагностика взаимоотношений Т. Лири;
формирующий эксперимент в форме психологического тренинга;
методы математической статистики (метод случайной выборки).
Практическая значимость исследования. Полученные материалы могут быть использованы психологами, педагогами-психологами, социальными педагогами в индивидуальном сопровождении подростков.
База исследования: группы седьмых (7 «А», 7»Б») в социальной сети ВК, города Москвы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
1.1.Понятие и виды общения в психологии
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; Интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; Перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Чаще всего под межличностными отношениями понимают взаимодействие между людьми. Однако, «межличностное взаимодействие» и «межличностные отношения» это не одно и то же. Проанализируем данные понятия:
«Межличностное взаимодействие» - это инструментально-технологическая сторона общения, взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения[1].
Не каждое взаимодействие может быть охарактеризовано, как межличностное. Межличностным будет считаться взаимодействие, которое удовлетворяет критериям:
участвует небольшое количество людей;
участники взаимодействия находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать и касаться друг друга;
каждый участник признаёт индивидуальность и незаменимость своего партнёра, учитывает его особенности эмоционального состояния и личностных характеристик[1].
Для того, чтобы дать определение понятию «межличностные отношения», сначала для себя охарактеризуем, что такое непосредственно отношения.
«Система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности...» - В.Н. Мясищев[8].
В концепции С.Л. Рубинштейна отношение понимается как эмоциональная оценка окружающего и самого себя. Он рассматривает человека во всех его отношениях к миру, к бытию, к другому человеку.
Отношения как взаимную связь между различными величинами, предметами, действиями, элементами определенной системы или взаимосвязь двух отдельных систем рассматривал Л.В. Мардахаев[22].
Под отношением А.Ю. Коджаспиров и Г.М. Коджаспирова подразумевали целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности[4] По их мнению, отношение раскрывает конкретный смысл, который несёт человеку определённый объект, явление, люди. Опыт, полученный в ходе взаимоотношений, неважно положительный или отрицательный, оказывает влияние на развитие личностного отношения человека к самому себе.
Если рассматривать общение с точки зрения деятельностного подхода, то можно сказать, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (А.Н. Леонтьев, Г.М. Андреева)[1].
Общение как обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога человека как в процессе взаимодействия с окружающими людьми, так и другими Я, рассматривал А.В. Мудрик[7].
Очень много трудов было посвящено проблеме общения, среди них исследования философов (Л.Н. Буева, М.С. Каган, Б.Ф. Поршнев и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев и др.), педагогов( А.В. Киричук, А.В. Мудрик, Р.К. Новикова и др.). Такой интерес к данной проблеме был вызван как раз из-за той роли, которую общение играет в построении межличностных отношений. Межличностные отношения являются процессом социализации человека как личности, а так как межличностные отношения невозможны без общения, то общение мы рассматриваем, как необходимое условие любой человеческой деятельности.
Впервые межличностные отношения рассматривались в «Социальной психологии». Затем в своих трудах межличностные отношения описывали как отечественные, так и зарубежные авторы. В отечественной психологии существует довольно много мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в системе жизнедеятельности людей. В.Н. Мясищев считал, что личность в первую очередь определяет – «..её отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями..»[7].
В своих исследованиях Г.М. Андреева рассматривает причины, по которым люди вступают в межличностные отношения. Она обращает внимание на то, что для многих людей межличностные отношения – это способ проявления своих индивидуальных качеств[1]. Именно по этой причине многие люди вступают в межличностное общение друг с другом. Но многие, это не все, есть люди, которые вступают в межличностные отношения не по причине реализации собственного «Я», а просто для того,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Близнецова, О.И., Шапенкова, И.П. Изучение ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста [Текст] / О.И. Близнецова, И.П. Шапенкова // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2012. – №2. – С. 1-6.
2. Богачева, И.Г. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности [Текст] / И.Г. Богачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – Выпуск № 98. – С. 247-252.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 612 с.
4. Бранский, В.П. Социальная синергетика и акмеология [Текст] / В.П. Бранский. – СПб., 2010. – 210 с.
5. Волков Б.С., Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге [Текст] / Емельянова Е.В. Генезис,2017.
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2012. – 1136 с.
7. Гаврилюк, В.В., Трикоз, Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социс. – 2008. – №1. – С. 96-105.
8. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости [Текст] / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2011. – 190 с.
9. Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии [Текст] / Б.В. Зейгарник. – М., 2009. – 128 с.
10. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Отраслевой доклад / под ред. К.Р. Казаряна. – М., 2014. – 110 с.
11. Капцов, А.В. Психологическая аксиометрия [Текст] / А.В. Капцов // Психологическая диагностика. – 2011. – №4. – С. 4-114.
12. Котляров, А.В. Другие наркотики или Номо Аddiстus: Человек зависимый [Текст] / А.В. Котляров. – М.: Психотерапия, 2010. – 480 с.
13. Кузнецова, Ю.М., Чудова, Н.В. Психология жителей Интернета [Текст] / Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. – М.: ЛКИ, 2008. – 224 с.
14. Лосенкова, Т.А. Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями подростков [Текст] / Т.А. Лосенкова // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 702-703.
15. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость – патология ХХI века? [Текст] / В.А. Лоскутова // Научно-практический журнал «Вопросы ментальной медицины и Экологии». – 2009. – №1. – С. 11-13.
16. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. – М., 2009. – 544 с.
17. Милачева, Т.В. Метафоры Интернета [Текст] / Т.В. Милачева // Журнал практического психолога. – 2010. – №4. – С. 94-111.
18. Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2009. – 304 с.
19. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания [Текст] / Т.И. Петракова. – М.: Педагогика, 2012. – 96 с.
20. Тихонов, М.Н. Подводные камни новых информационно- коммуникационных технологий [Текст] / М.Н. Тихонов // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. – 2011. – №4. – С. 20-31.
21. Фанталова, Е.Б. Психометрическое исследование показателей методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности»» [Текст] / Е.Б. Фанталова // Журнал практикующего психолога. – 2010. – Вып. 17. – С.175-201.
22. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С. Яницкий. – Кемерово, 2010. – 204 с.