Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях
образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых,
специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков.
Целенаправленно и системно организованные занятия волейболом служат прекрасным
средством гармоничного физического развития занимающихся и способствуют решению важных
воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Потому как игра отличается своей
большой эмоциональностью, требуется не сложное оборудование; небольшая площадка,
волейбольный мяч. Правила и сама суть игры доступна практически для всех, так как условия и
требования достаточно просты. Но на ряду с этим от игроков и проводящего требуется масса
усилий для того что бы научиться играть правильно и достичь высокого уровня овладения
техникой и тактикой игры.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у школьников
устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном
2
развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни. Волейбол является одним из самых массовых и
интересных видов спорта, получившее признание и популярность по всему миру [4.].
В занятиях волейболом очень важно не только развитие навыков, необходимых именно для игры,
но и упражнения, направленные на совершенствование физической подготовленности
волейболистов. Успешное выполнение учебной программы по физическому воспитанию сегодня
немыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов, в
том числе и соревновательного.
В этой связи достаточно актуальной представляется проблема поиска новых методических
подходов к техническому совершенствованию юных волейболистов в условиях детских
спортивных школ.
Обучение детей волейболу дает нам представление о том, что дети имеют способности овладеть
спортивными и подвижными играми. Развить качества и способности, привыкать к определенным
ситуациям, ориентироваться не только в школе на занятиях, но и на улице или в другом месте, что
помогает им вести здоровый образ жизни, и добиться успехов в спорте.
Цель исследования: рассмотреть особенности подготовки юных спортсменов ДЮСШ по
волейболу.
Объект исследования: процесс подготовки юных волейболистов.
Предмет исследования: техническая подготовка юных спортсменов ДЮСШ по волейболу.
Задачи исследования
1. Рассмотреть волейбол, как средство физического воспитания;
2. Изучить средства и методы обучения технике игры в волейбол в условиях ДЮСШ;
3. Выделить особенности методики технической подготовки по волейболу.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников.
.
3
Глава 1. Теоретические основы подготовки юных спортсменов ДЮСШ по волейболу
1.1. Волейбол как средство физического воспитания
Наиболее важным периодом в процессе формирования личности, в том числе её физического
становления, является старший школьный возраст. Двигательная активность в этом возрасте
играет огромную роль в развитии организма ребенка, поскольку более интенсивно развиваются
его физические качества.
Одной из самых популярных спортивных игр в России, которая по праву занимает одно из
ведущих мест в системе физического воспитания школьников, является волейбол.
При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного
аппарата и совершенствованию всех функций организма. Игра требует от участников хорошей
координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, быстроты, проявления смелости и
сообразительности. Это обусловлено тем, что двигательные действия волейболистов включают
множество молниеносных стартов и ускорений, прыжков, взрывные ударные движения при
длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку.
Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторонней физической подготовки,
совершенствования жизненно важных двигательных умений, грамотно поставленное обучение
волейболу в школьном возрасте создает предпосылку для приобщения молодых людей к
систематическим занятиям физическими упражнениями. Это возможно благодаря тому, что
волейбол привлекает молодых людей своей зрелищностью, обилием разнообразных техникотактических приемов, эмоциональностью, динамичностью, коллективизмом и индивидуализмом
одновременно.
Популярность волейбола среди старших школьников и широкое его применение в системе
физического воспитания также обуславливаются: экономической доступностью (инвентарь,
оборудование); простотой правил; доступностью для любой возрастной категории; возможностью
использования потенциала игры при организации активных форм досуга молодежи [17].
Одной из форм физического воспитания старших школьников являются секционные занятия,
которые предъявляют большие требования к функциональной и двигательной подготовке, чем на
школьных уроках. Цель проведения секционных занятий по волейболу – физическое воспитание
старших школьников посредством привлечения учащихся к массовому виду спорта.
Кроме того, занятия волейболом во внеурочной деятельности создают условия для реализации
психотерапевтической функции образования.
Благодаря систематическому вовлечению учащихся в двигательную деятельность, заполнения их
свободного времени физическими упражнениями и увлекательной игрой старшеклассники
«отвлекаются» от вредных привычек, получают положительные эмоции, обретают чувство
бодрости, становятся инициативными, желают побеждать. Это является очень важным в связи с
тем, что стрессы подстерегают школьника на каждом шагу: обучение сопровождается
интенсивными интеллектуальными нагрузками, а подготовка к единым государственным
экзаменам − волнительным процессом ожидания.
На основании понимания того, что главным педагогическим средством является личность
педагога, убежден – невозможно создать условия для физического воспитания старших
4
школьников, если сам педагог не будет обладать стремлением к физическому
совершенствованию, то есть педагог должен быть примером для учащихся. Только тогда, когда
здоровый образ жизни – норма жизни педагога, ученики «поверят» и будут принимать педагогику
здоровье сбережения должным образом. Исходя из этого, считаю, что в образовательной
практике физическое воспитание должно начинаться с изменений в системе отношений «учитель»
– «ученик» [Ю. Ф. Курамшина].
Так, с целью повышения эффективности влияния секционных занятий волейболом
старшеклассники «встречаются» на волейбольной площадке лицея с учителями. Кроме того, при
проведении турнира по волейболу среди работников образовательных организаций города и
района ученики болеют за команду педагогического коллектива, что, в свою очередь, создает
условия для «демонстрации» положительного примера стремления к физическому
совершенствованию.
Таким образом, реализация потенциала занятий волейболом в урочной и внеурочной
деятельности образовательных учреждений (школ, лицеев и т.д.) создает благоприятные условия
для физического воспитания старших школьников.
1.2. Особенности развития физических качеств и контроля над технической подготовленностью
юных волейболистов
По мере тренировок и развития игровых команд в общеобразовательных учреждениях, важно
заниматься уровнем сплоченности команды и их готовности к соревнованиям. Для проработки
этих сфер используются такие методы как игровая и соревновательная подготовка.
Игровая подготовка решает задачу повышения уровня игры команды в процессе подготовки к
соревнованиям. В игровых условиях прорабатываются новые элементы тактики, закрепляются
результаты интегральной подготовки волейболистов, совершенствуется рисунок игры.
Обеспечивается надежность реализации технико-тактических навыков игроков, групповых и
командных взаимодействий в двусторонних играх.
Соревновательная подготовка – серия (или турниры) неофициальных и официальных
соревнований, способствующих комплексной подготовке и участию в главных соревнованиях
года. Для успешного выступления команды в главном соревновании необходима специальная
соревновательная подготовка команды перед главным соревнованием года. Одной
тренировочной подготовки, какой бы она ни была, для успешного выступления команды
недостаточно.
Непосредственно соревновательная подготовка складывается из участия команды в различных
турнирах, дополнительных и обязательных соревнованиях с различными по стилю игры и уровню
подготовленности
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абзалов, Р.А. Развивающееся сердце и двигательный режим / Р.А. Абзалов, Ф.Г.Ситдиков.-
Казань: Казан.пед.ун.т 2018.- 96с
2. Алексеев, А.В. Себя преодолеть / А.В. Алексеев. — М.: Ф, и С., 2013. - 144с.
3. Бабушкин, В.З. Специализация в спортивных играх / В.З. Бабушкин. Киев, 2011.-324с.
5
4. Беляев, А.В. Волейбол: уч. для инст. и акад. физ. культ. / А.В. Беляев, М.В. Савин. - М.: ФОН,
2000. - 267с.
5. Волейбол / под. ред. А.Г. Айриянца. - М.: Физкультура и спорт, 2011.- 156с.
6. Волейбол. Программа для секций коллективов физкультуры / под ред. В.С. Хомутский. —
М., 2002. - 125с.
7. Железняк, Ю.Д. Волейбол: У истоков мастерства /Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский. - М.:
Физкультура и спорт, 2018. - 253с.
8. Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе / Ю.Д. Железняк. — М.: Ф.иС., 2013.-222с.
9. Железняк, Ю.Д. Тактическая подготовка волейболистов / Ю.Д. Железняк. - Смоленск, 2015.
- 127с.
10. Ивойлов, А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. - Минск: « Высшая школа», 2014.-288с.
11. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. - М.: Физкультура и спорт,
2012. — 235с.
12. Марков, К.К. Руководство тренера по волейболу / К.К. Марков, — Иркутск, 2019. - 128с,
13. Массовый волейбол / под ред. Ю.Д. Железняк, А.Г. Айриянца, М.П. Пименов, В.А.
Кунянский. - Ташкент, 2019. - 486с.
14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб, для институтов физ. культуры
/ Л.П. Матвеев. — М., 2019. — 398с.
15. Мацудайра, Я. Волейбол: путь к победе / Я. Мацу дайра, Н. Икеда, М. Сайто. - М,: Ф. и С.,
2016, - 104с.
16. Платиенко, В.А. Надежность в спорте / В.А. Платиенко. - М.; Просвещение, 2013. - 117с.
17. Правдин, В.А. Волейбол - игра для всех / В.А. Правдин. - М.: Физкультура и спорт, 2011. -
123с.
18. Фурманов, А.Г. Волейбол / А.Г. Фурманов, Д.М. Болдырев. — М.: Физкультура и спорт,
2012. - 209с.
19. Хапко, В.Е. Совершенствование мастерства волейболистов / В.Е. Хапко, В.И Маслов. —
Киев, 2010. - 173с.
20. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пос. для студ,
высш. учеб, заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480с.
21. Чехов, О. Основы волейбола/ О .Чехов. - М.: Ф. и С., 2010. - 165с