Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Духовная опустошенность, цинизм, жестокость, враждебность - это характерные признаки развития современного общества. В настоящее время отмечается омоложение проблемы детской агрессивности. Так, если раньше черты агрессивного поведения были свойственны преимущественно подросткам, то сегодня многие дети уже с младшего школьного возраста отличаются повышенной агрессивностью, нервозностью, повышенной чувствительностью, эмоциональной неуравновешенностью и уязвимостью. Публикации последних лет указывают на развитие агрессивного поведения даже у детей дошкольного возраста.
Детство - один из самых сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в детстве преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства делают детей особенно уязвимыми и податливыми к отрицательным влияниям среды.
Большинство публикаций посвящено исследованию агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Этот возраст является динамичным и сложным периодом, для которого характерны адаптационные процессы, нервно-психическая напряженность. Так, ребенок переходит из детского сада в школу, происходит смена коллектива, перестраивается образ жизни, формируется новый режим дня, распорядок. Происходит смена ведущей деятельности – если в дошкольном возрасте ведущей была игровая деятельность, то в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная. В это время формируется ряд психических новообразований психики [1].
В норме агрессия является естественной реакцией организма на возникающую опасность, нарушение психо-эмоционального баланса. Для детей агрессия является своего рода защитным механизмом, который обеспечивает им психологическую защиту. Дети всегда в некоторой степени зависимы от родителей, от взрослых, несколько ограничены в свободе действий, некоторые испытывают страх, стресс, нервное напряжение. Средством психологической защиты и механизмом снятия такого стресса как раз и является агрессивное поведение.
Однако, существуют ситуации, в которых агрессия выражена чрезмерно, и дети не могут контролировать это состояние. В таком случае мы говорим о патологии. Такие дети нуждаются в помощи психолога, в специальной коррекционной работе по преодолению агрессивного поведения [2].
Также нужно учитывать, что в настоящее время существенно возрастает количество детей с ОВЗ, различными дефектами, нарушениями развития. У них также отмечается повышенный уровень агрессивности. Это связано, прежде всего с тем, что дети ощущают сове отличие, осознают, что они не такие как все. Это приводит к отстранению, эмоциональной защите, что выражается в виде агрессивного поведения. Также у многих детей с ОВЗ отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы, в связи с чем они не могут контролировать свое поведение, проявляют черты агрессии. Особенно выражено агрессивное поведение у детей с речевыми нарушениями и нарушениями эмоционально-волевой сферы [5].
Таким образом, условий возникновения агрессивного поведения много. Стремительный рост уровня агрессивности - одна из самых актуальных проблем современного общества.
Проблематика исследования. Агрессивное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Особенно опасно агрессивное поведение для детей младшего школьного возраста, поскольку в этом возрасте, становление личности только начинается. Поэтому агрессия может стать устойчивой чертой личности, может закрепиться в характере ребенка. Агрессия негативно отражается на дальнейшем развитии личности ребенка. Многие дети не способны контролировать свою агрессию и нуждаются в коррекционной работе [2]. В настоящее время проблема детского агрессивного поведения требует комплексного, всестороннего анализа.
Цель работы: условия возникновения агрессивного поведения у детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «агрессия» и особенности ее проявления в дошкольном возрасте.
2. Охарактеризовать специфику ее развития агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть условия возникновения агрессии в подростковом возрасте.
4. Рассмотреть особенности возникновения агрессивного поведения у детей с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.
Объект исследования: особенности агрессивного поведения у детей.
Предмет исследования: условия возникновения агрессивного поведения у детей.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что комплексный анализ проблемы агрессивного поведения детей позволит в большей степени понять особенности и условия ее возникновения, и принять меры для дальнейшей профилактики и коррекции.
Методы исследования: анализ литературных источников, метод теоретического, системного анализа и обобщения, метод логических заключений, метод экспертных оценок, методы обобщения, классификации и систематизации имеющихся данных.
Теоретическая значимость исследования. Проблема агрессивного поведения у детей фактически недостаточно изучена в отечественной психологии, что и обусловило актуальность темы нашего исследования. Полученные результаты дополнят соответствующие разделы психологии, могут стать полезными специалистам, работающим с агрессивными детьми.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегии воспитательного процесса детей с агрессивным поведением, для коррекции агрессивного и девиантного поведения. Результаты могут быть полезными для разработки психологического сопровождения, консультирования детей и их родителей. Результаты могут использоваться педагогами для разработки практических занятий, семинарских и лабораторных занятий, составления лекций, для написания методических рекомендаций и практических пособий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «агрессия» и особенности ее проявления в дошкольном возрасте
Агрессия происходит от латинского слова «aqqressio» - нападение. В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова дается два определения:
1. «Незаконное с точки зрения международного права, применение силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства».
2. «Открытая враждебность, вызывает неприязнь». В психологическом словаре под редакцией Зипченко В.П. и Мещеряковой Б. дается определение: «Агрессия - это любая форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которая не желает такого отношения» [18].
В словаре по социальной педагогике используется определение агрессии, как обращения с нанесением физического и морального вреда другому человеку или угрозой таковой [10].
Агрессия - это антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные или культурные нормы, особенно правовые. Когда эти поступки достаточно незначительные, их называют правонарушениями, а когда серьезные и наказываются в уголовном порядке – преступлениями [4].
Характерной чертой агрессии, проявляемой в дошкольном возрасте, является то, что это качество может использоваться как механизм защиты, либо как средство манипуляции окружающими (средство достижения цели). Это обусловлено тем, что агрессия – естественный защитный механизм, характерный в той или иной степени для всех живых организмов на планете. Агрессивные реакции формируются в ситуациях принуждения, злости, ярости, недовольства, беспомощности [5].
Именно в дошкольном возрасте складываются оптимальные условия для проявления таких ситуаций, поскольку дети относятся к наиболее уязвимой категории общества в силу определенного уровня зависимости (от родителей, взрослых), в силу своей личностной незрелости, неумения правильно дифференцировать «плохое» и «хорошее», малого практического опыта жизни в социальной среде. Зачастую агрессия для ребенка выступает единственным «орудием в борьбе за выживание» в условиях современного общества. Использование агрессии помогает ребенку реализовать свои потребности и сохранить внутрипсихическое равновесие.
Агрессивное поведение в дошкольном возрасте связано с различными факторами: положением ребенка в коллективе, отношением к нему сверстников, особенностями взаимодействия со взрослыми. Выделяют следующие факторы агрессивного поведения у дошкольников [6]:
• Неблагоприятные бытовые и социальные условия в которых ребенок пребывал;
• Неправильное воспитание ребенка родителями или плохое отношение к нему;
• Влияние окружения ребенка и информации, поступающей из социума;
• Трудно протекающая адаптация к учреждению (ясли, сад и т.д.)
В настоящее время отечественные и зарубежные исследователи выделили еще одну группу факторов, которые оказывают влияние на формирование агрессивного поведения – наследственность, условия перинатального развития, течение родов. В настоящее время установлено, что в ходе перинатального (дородового) периода может возникнуть негативный фон, который, в свою очередь, формирует у ребенка склонность к агрессии. Основанием для такого утверждения является [12]:
1) наличие психоэмоционального восприятия у ещё не родившегося ребенка,
2) наличие в перинатальном периоде дородовой памяти,
3) непосредственное воздействие «транслируемого» матерью эмоционально - психологического фона ребенку.
Все вышеизложенное позволяет нам сформулировать теоретическую модель уровней и психологических механизмов проявления агрессивности в дошкольном возрасте. Анализ литературных источников позволяет выделить четыре основных уровня, оказывающих непосредственное влияние на формирование и закрепление психологических механизмов проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.
Первый уровень представляет собой условия перинатального (внутриутробного развития ребенка), которые закладывают основы, как психического, так и физического здоровья ребенка, его основные характеристики. В основе психологических механизмов этого уровня лежит теория С.Грофа о перинатальных матрицах, формирующихся на различных этапах внутриутробного развития [5].
Второй уровень представляет собой родовый период, который оказывает существенное влияние на дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка, формирование у него различных психологических механизмов, восприятия, памяти [5].
Третий уровень определяется условиями развития ребенка на первом году жизни. На формирование того или иного типа поведения влияет отношение с матерью, отцом, ближайшим окружением, специфика кормления, режим дня, чуткость, понимание матери, ее умение понять и удовлетворить базовые потребности ребенка. Важную роль играет характер вскармливания ребенка. Для формирования нормальных психологических механизмов важно грудное вскармливание, ранний контакт с грудью. Именно на этом этапе формируется базовое доверие или недоверие к жизни, которое и определяет дальнейшую модель поведения ребенка [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с нем. / А. Адлер; пер. А. Боковиков. – СПб.; М.; Х.; Минск: Питер, 2013. –248 с.
2. Бардышевская М.К. Развитие и социализация агрессивного поведения у детей, воспитывающихся в различных социальных условиях// Суицидология / М.К. Бардышевская , К. В. Макарова. – 2010. – № 3. – стр. 190–220.
3. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2016. — 431 с.
4. Брехман Г.И. Механизмы и пути «трансляции» и «ретрансляции» информации о насилии через мать к неродившемуся ребенку // Феномен насилия (от домашнего до глобального): взгляд с позиции пренатальной и перинатальной психологии и медицины / Под общ ред. Г. И. Брехмана, П. Г. Федора- Фрайберга. - СПб.: Хайфа, 2015. – 400с.
5. Гроф С. За пределами мозга. - М., 2018. – 510 с.
6. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет/ В. Г. Дмитриева. – Эксмо, Москва, 2014г. – 310 c.
7. Дроздов А. Ю., Скок М. А. Проблемы агрессивного поведения личности: учебное пособие. - Чернигов: ЧГПУ имени Т. Г. Шевченко, 2010. - 225 с
8. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2014. - 157 c.
9. Клименкова Е.Н. Качество привязанности и способность к эмпатии в подростковом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - Т. 26. - № 4. - С. 119—131.
10. Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Т. 24. - № 4. - С. 126—137.
11. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология: Издание пятое, дополненное.– СПб., 2017.– 214 с.
12. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. – СПб.: Питер, 2014. - 224 с.
13. Корниенко А. А. Детская агрессия: Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / А. А. Корниенко. — 2-е изд. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. — 200 с.
14. Красило Т.А., Кежватова Е.А. Взаимосвязь между типом привязанности и уровнем конфликтности у студентов // Социальная психология и общество. - 2017. - Том 8. - № 2. - С. 85—100.
15. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте: пер. с англ. Ю. Л. Ханина - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 224 с.
16. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов// Хрестоматия/ Л.В. Куликов – 2-е изд. исправл. и доп. – СПб.: Питер, 2015. - 464 с.
17. Лебединский В.В. Психология аномального развития ребенка// Хрестоматия в 2 т: т. 2 / Под общ. ред. В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской. - М: Высш. шк. МГУ, 2012. — 744 с.
18. Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Социальная психология и общество. - 2017. - Том 8. - № 2. - С. 98-111.
19. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков, лечение и профилактика / Ю. Б. Можгинский– М.: Когито-Центр, 2018. – 347с.
20. Налчаджян А. Агрессивность человека/А. Налчаджян. – СПб.: Питер, 2017. – 736 с.
21. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2016. - 336 с.
22. Рубинштейн М.М. Юность: По дневникам и автобиографическим записям. М., 1928. – 645 с.
23. Сироткин С.Ф. Заметки по метапсихологии агрессивности / С.Ф. Сироткин. - М.: ERGO, 2014. - 641 c.
24. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии/ Е. О. Смирнова, Г.Р. Хузеева. - М.: Библиограф, 2018. - №1. – С.27-32.
25. Тарасова Е.В. Специфика проявлений агрессивности ребѐнка при различных типах детско-родительских отношений: автореф. дисканд. психол. наук: 19.00.01 / Е. В. Тарасова. – М., 2008. – 24 с.
26. Фрейд З. Детский психоанализ/ З. Фрейд. - СПб.: Питер, 2013. — 477 с.
27. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И. А. Фурманов. – СПб.: Речь, 2014. – 479с.
28. Холмогорова А.Б. Комплексный анализ идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. - 2015. - Том 11. - № 5. - С. 25—43.
29. Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. - 2015. - Т. 11. - № 3. - С. 25—43.
30. Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Г. Р. Хузеева. – М., 2012. – 187 c.
31. Чижова С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. – Ярославль: Академия развития, 2015. – 311 с.
32. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учебное пособие/ И. А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2015. — 320 с.