Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема учебной деятельности одна из центральных в возрастной и педагогической психологии, а исследование мотивации учебной деятельности считается одним из более своевременных направлений в психологии образования.
Как известно, к концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое понижение учебной мотивации. Это обстоятельство мешает последующему обучению полноценной учебной деятельности и, помимо того, противоречит естественному ходу становления познавательных потребностей и интересов в детском возрасте. Без стремления, без стимулов ребенок не сможет полноценно учиться. В то же время важно знать, какие определенные мотивы и другие компоненты мотивационной сферы могут помочь достичь наибольшей успешности в обучении. Это необходимо для целенаправленного формирования мотивации обучения
Психологическое исследование мотивации и ее формирование – это две стороны одного и такого же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Исследование мотивации – это выявление ее настоящего уровня и вероятных возможностей, зоны ближнего развития у каждого ученика и класса в целом.
Вопросами взаимосвязи между мотивацией учения и школьной успеваемостью у детей занимались такие психологи и педагоги, как А.Н. Леонтьев, Ю.К. Бабанский, Л.С. Славина, А.А. Реан, С.Н. Кривцова, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Н.Ц. Бадмаева,
Т.А. Матис, А.П. Якунин, Н.А. Менчинская и др.
Цель исследования: выявление особенностей учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости.
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: особенности учебной мотивации младших школьников с разным уровнем академической успеваемости.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при разной академической успеваемости младших школьников, выявляются разные уровни учебной мотивации:
– при доминировании высокого уровня мотивации – преобладает высокая академическая успеваемость;
– при доминировании среднего уровня мотивации – преобладает средняя академическая успеваемость
– низкий уровень развития мотивации– низкая академическая успеваемость
Задачи исследования:
1) изучить общую характеристику понятий «учебная деятельность», «мотивация учения»;
2) изучить развитие учебной мотивации в младшем школьном возрасте;
3) проанализировать взаимосвязь между учебной мотивацией и успеваемостью учащихся
4) выявить особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста;
5) разработать рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
– изучение и анализ научно-психологической литературы;
– методика «Лесенка побуждений» А.И. Божович, И.К. Маркова, анализ оценок, выставленных учителем, для определения академической успеваемости.
База исследования: МБОУ «СОШ № 5». В эксперименте приняли участие 25 детей, возрастом от 8-9 лет, из них 14 мальчиков и 11 девочек.
Теоретическая значимость: исследования заключается в том, что расширены научные представления об особенностях учебной мотивации детей младшего школьного возраста, взаимосвязи учебной мотивации с успеваемостью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты важны для общего исследования проблемы учебной мотивации детей младшего школьного возраста, могут использоваться педагогами при разработке программ повышения учебной мотивации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
1.1 Общая характеристика понятий «учебная деятельность», «мотивация учения»
Действия человека исходят из определенных мотивов и ориентированы на конкретные цели. По мнению В.Г. Асеев, мотив имеет сложную внутреннюю структуру:
– с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой психологическим беспокойством, неудовлетворением, начинается мотив;
– осознание мотива ступенчато: сначала осознается, в чем первопричина чувственного неудовольствия, что необходимо человеку для существования в этот момент, далее осознается объект, который отвечает этой потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позднее осознается каким образом, при помощи каких поступков можно достичь желаемого;
– реализуется энергетический компонент мотива в реальных действиях [1].
Мотив – это то, что вдохновляет человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенных потребностей. В основе каждой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека. Не зная мотивов, невозможно понять, почему человек стремится к одной, но не другой цели, невозможно, понять содержание его действий.
Мотив – это непросто одна из составляющих деятельности. Он выступает в роли составляющего сложной системы – мотивационной сферы личности. А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум под мотивационной сферой личности понимают совокупность устойчивых мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
Термин «мотивация» представляет из себя более обширное понятие, чем термин «мотив». По мнению В. Г. Асеева, мотивация – это деятельность, которая определяет направление активности человека в определенной ситуации. Мотив – это прежде всего побуждение, которое необходимо человеку для того чтобы начать выполнять какую-либо деятельность. Отсутствие мотивов у человека приводит к его безынициативности, пассивности, так как нет стремления к чему-либо [6].
Таким образом, мотивы человека составляют его мотивационную сферу, которая ориентирована на совокупность потребностей, мотивов и целей, которая складывается и развивается на протяжении всей его жизни. Часть мотивационной сферы, которая складывается на конкретном этапе жизни человека, называется мотивацией.
Мотивация первоклассника, мотивация школьника, мотивация студента, мотивация работающего человека составляют только часть мотивационной сферы –которая складывается на определенном этапе его жизни и связана с определенными целями его жизнедеятельности. Главное, что отличает один вид мотивации от другого, состоит в различии общественной ситуации становления, в которой она формируется.
У детей младшего школьного возраста – ведущим видом деятельности является учебная деятельность, которая основывается на мотивах ребенка. Если у ребенка не формируются учебные мотивы, следовательно, не осуществляется учебный процесс. Учебная мотивация имеет свои специфические особенности, характерные для данного возраста. В первую очередь, учебная мотивация строится на основе самой образовательной системы, образовательным учреждением в котором реализуется данная система, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными отличительными чертами обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное становление, возможности, уровень требований, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых, субъектными особенностями педагога и, отношением его к ученику; в-пятых, спецификой учебного предмета [7].
Рассмотрим подробнее содержание понятия «учебная деятельность».
По мнению Д. Б. Эльконина, учебная деятельность – это такой процесс, в котором происходит овладение знаний. Субъектом учебной деятельности выступает ученик, который овладевает научными знаниями, но сам никаких изменений в учебную деятельность внести не может [31].
По мнению, В.К. Дьяченко учебная деятельность представляет из себя процесс, в котором происходит изменение ребенка, вследствие того, что он овладевает новыми знаниями, навыками. В процессе самоизменения меняются и мотивы ребенка [11].
В целом феномен учебной деятельности моно рассматривать как форму научения. Необходимо отметить, что для того, чтобы быть успешной, то есть приводить к научению при минимальных затратах усилий и средств со стороны обучающего и обучаемого, учебная деятельность, как считает Р. С. Немов, должна соответствовать следующим основным требованиям:
– быть как для обучающего, так и для обучаемого неоднозначно мотивированным действием, т.е. вдохновлять учителя как можно лучше учить, а для учащегося как можно старательнее учиться;
– иметь развитую и гибкую структуру;
– осуществляться в многообразных формах, позволяющих учителю более рано воплотить собственный креативный педагогический потенциал, а учащемуся применять собственные персональные возможности для усвоения передаваемых ему познаний, умений и навыков;
– выполняться посредством современных технических средств обучения, освобождающих как учителя, так и учащихся от необходимости воплощения в жизнь многих рутинных операций [19].
Для формирования полноценной учебной деятельности учащиеся должны решать положительно мотивированные учебные задачи. Ядром учебной деятельности считается самосознание, т.е. понимание учащимся мотивов, целей, способов учения, понимание себя самого как субъекта учебной работы, который организует, направляет и осуществляет контроль процесс учения.
Содержанием учебной деятельности считаются теоретические познания. Психологическая база учебной деятельности – потребность в теоретических познаниях. В процессе ее выполнения, учащиеся воплощают в жизнь мыслительные действия, адекватные тем, средством которых исторически вырабатывались данные продукты духовной культуры. В учебной деятельности ученик воспроизводит реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм.
Учебная деятельность имеет собственную структуру. Так, учитывая мнение Д. Б. Эльконина, в структуру учебной деятельности входят: учебная задача, учебные действия, действие контроля, действие оценки [31].
Кроме того, в структуру учебной деятельности входят мотивы. В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различное содержание. Ребенок решает задачу. Задача состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы могут быть разными. Мотив может быть в том, чтобы научится решать задачи, либо в том, чтобы не разочаровывать учителя, или же обрадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех эти случаях цель остается такой же самой: решить задачу, но содержание работы меняется совместно с конфигурацией мотива.
Мотивы оказывают действие на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. В случае если, к примеру, ребенок обучаться, чтобы не допустить плохой отметки, наказания, тогда он обучаться с неизменным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.
В психолого-педагогической литературе встречаются различные попытки обозначать мотивы учебной деятельности. Так, А.Н. Леонтьев выделяет мотивы понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся знает, что необходимо учиться, но это может не вдохновлять его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде всевозможных случаев становятся мотивами реально действующими [14].
Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т.е. в момент работы, они, как правило, не осознаются, но, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т.е. учащийся может не обдумывать мотив, который его вдохновляет, но ему предоставляется возможность пытаться либо не желать что-то делать, переживать в ходе работы. Вот это стремление либо нежелание работать считается, по А.Н. Леонтьеву, показателем положительно либо отрицательной мотивации [14].
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой многообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, пребывают в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют однообразное действие на учебную деятельность. Одни из них – основные, другие – второстепенные.
А.Г. Ковлева в своих исследованиях выделяет две группы мотивов внутренние и внешние. К внутренним мотивам автор относит такие личностные качества: как любознательность, энтузиазм, стремление познакомиться с окружающем миром, увлеченность самим процессом познания. Для развития данных личностных качеств, ребенку необходимы врожденные потребности. У каждого ребенка формируются свои
Фрагмент для ознакомления
3
1.Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 2006.
2. Бадмаева Н.Ц. Мотивационная основа развития общих умственных способностей: автореф. дис. ... доктора психол. наук: 19.00.01 / Н. Ц. Бадмаева. Новосибирск, 2006.
3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 2002.
4. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. 2015. №5. с. 30-40.
5. Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник МГУ. Психология. 2016. № 2. с. 23-38.
6. Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Проспект, 2015.
7. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 2017. № 3. с. 32-50.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. /В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 2003.
9. Выготский Л.С. Вопрос детской психологии. М., 2016.
10. Диагностическая и координационная работа школьного психолога / под ред. Дубровиной И.В. М., 2004.
11. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. М.: Педагогика, 2015.
12. КовалЕв А.Г. Психология личности. изд 3-е переработ. и доп. М.: Просвещение, 2003.
13. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 2006. 223с.
14. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. М.: МГУ, 2016.
15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М: Просвещение, 2016.
16. Маркова А.К., Орлов А.Б., Л.М. Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 2006.
17. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2003.
18. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособие/ ВГПИ. Волгоград, 2003.
19. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. М : ВЛАДОС, 2015.
20. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. М.: ВЛАДОС, 2001.
21. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 2002.
22. Педагогическая диагностика в школе. / Под ред. А.И. Кочеткова. Минск: Амалфея, 2015.
23. Рогов А. Настольная книга психолога в образовании. М.: Педагогика, 2016.
24. Сарпова Н.М. Формирование учебной мотивации у младших школьников // Сибирский учитель. – 2006. №2. С. 45-47.
25. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 2005.
26. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
27. Формирование мотивации учения / А.А. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и др. М.: Просвещение, 2006.
28. Хеккаузен Х. Мотивация деятельности: в 2 т. М., 2006.
29. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: Логос, 2003.
30. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2005.
31. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М: Знание, 2004.
32 Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Воронеж, 2006.