Фрагмент для ознакомления
2
уголовной ответственности. Это прежде всего принцип законности, указывающий на обязательную виновность лица в преступлении (ст.14 УК РФ).
При этом, отдельные составы преступлений содержат указания на особые условия психического и волевого элементов деянии, например:
- заинтересованность (ст. 181 УК РФ), то есть лицо психически заинтересовано в наступлении конкретного результата;
- заведомость (ст. 105 УК РФ), то есть, речь идет об интеллектуальном осознании;
- преднамеренность (ст. 159 УК РФ), где усматриваются те же интеллектуальные признаки деяния;
- осознание (ст. 205.1 УК РФ);
- достоверная известность (ст. 205.6 УК РФ).
Исключение из субъективной стороны этих составляющих элементов не позволяет квалифицировать деяние по соответствующей норме УК РФ.
Анализируя понятие вины необходимо исходить из ее законодательного (ст.24 – 26 УК РФ) разделения на умысел и неосторожность, которые также имеют свое дальнейшее деление на подформы умысла и неосторожности. Кроме уже отмеченного обстоятельства отделения преступного деяния от непреступного, важным представляется также аспект правильной квалификации преступного деяния в зависимости от формы вины.
В качестве примера можно привести классическое деление таких деяний, как причинение вреда здоровью, которое может быть причинено как умышленно, так и по неосторожности. По этому критерию разграничивают убийство (ст.105 УК РФ) и причинение смерти по неосторожности (ст.109 УК РФ). Есть и отдельные составы, содержащие факультативные признаки субъективной стороны – причинение смерти в состоянии аффекта (ст.107 УК РФ), или вследствие особого эмоционального состоянии матери (ст.106 УК РФ).
Также, установление обязательных и факультативных признаков субъективной стороны имеет свое значение и с точки зрения установления справедливого наказания за содеянное. В частности, Верховный Суд неоднократно указывал, что при рассмотрении различных категорий дел необходимо устанавливать и необязательные для квалификации признаки субъективной стороны. Так, по делам об убийстве, являющемся особо тяжким преступлением, необходимо устанавливать не только форму вины, но и мотивы, цель и способ причинения смерти, так как это все имеет значение для правильной правовой оценки содеянного и назначения виновному справедливого наказания.
Значение субъективной стороны преступления, в частности вины как ее обязательного признака, состоит в следующем:
1) субъективная сторона преступления - обязательный элемент любого состава преступления. Ее отсутствие исключает преступление;
2) вина - обязательный признак субъективной стороны состава преступления. При ее отсутствии нет ни субъективной стороны, ни самого состава в целом;
3) установление субъективной стороны состава преступления, всех ее признаков, включенных в данный состав, - обязательное и необходимое условие правильной и обоснованной квалификации содеянного, отграничения одного преступления от другого;
4) точное установление субъективной стороны преступления является предпосылкой для индивидуализации уголовной ответственности и наказания, назначения режима лишения свободы и т.д.;
5) установление субъективной стороны преступления - непременное условие обеспечения законности.
Глава 2. Характеристика преступлений с двойной формой вины
2.1. Понятие, признаки двойной формы вины и ее правовое значение
В отдельных умышленных преступлениях квалифицирующим признаком выступает причинение по неосторожности какого-либо тяжкого вреда или иного последствия, которое признается основанием для наступления уголовной ответственности. Подобные преступления обозначают преступлениями с двумя формами вины (ст. 27 УК РФ).
Таким образом, преступление с двойной формой вины – это преступление, в котором содержатся одновременно два обстоятельства, в отношении которых законодатель установил квалифицирующий признак субъективной стороны. Такой «двойной» состав преступления возможен, когда самостоятельно квалифицируются непосредственно умышленные действия или бездействие лица, а также последствия такого действия или бездействия, причем, интеллектуальный и волевой аспекты деяния в целом могут отличаться как в отношении действия/бездействия, так и в отношении последствий деяния.
Выделяют два главных вида преступлений с двумя формами вины в зависимости от того, выступает ли формальным либо материальным состав умышленного преступления, от которого сформирован сложный состав преступления с такими формами вины.
В первом случае указывается умысел по отношению к результатам первого уровня и неосторожность по отношению к результатам второго уровня (ч. 4 ст. 111 УК РФ).
Во втором случае нельзя говорить о двух уровнях последствий, так как начальный состав преступления выступает формальным. Например, торговля людьми, которая повлекла по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего либо другие тяжкие последствия (п. «а» ч. 3 ст. 127.1 УК РФ).
Таким образом, основными признаками преступления с двойной формой вины является прежде всего наличие двух объектов уголовно-правовой охраны, каждому из которых причиняется вред в результате неправомерного поведения. Например, для состава преступления, предусмотренного ст.219 УК РФ первым объектом уголовно-правовой охраны будет пожарная безопасность, обеспечиваемая соблюдением правил пожарной безопасности, а вторым объектом – жизнь и здоровье [6, С.32].
Поскольку посягательствам подвергаются два объекта, то законодатель устанавливает обязанность установить внутреннее, интеллектуальное и волевое, отношение субъекта к посягательству на каждый из объектов уголовно-правовой охраны.
Второй признак – это то, что второй объект правовой охраны, или объект, посягательство на который находится в прямой причинной и следственной связи с посягательством на первый объект, претерпевает материальные последствия такого посягательства, то есть, второму объекту обязательно причиняется материальный вред.
Третий признак – основное действие / бездействие может носить только умышленный характер, что в целом позволяет квалифицировать деяние в целом как умышленное преступление;
Четвертый признак – в отношении последствий, образующих посягательство на второй объект уголовно-правовой охраны, действует общий принцип виновности лица в наступлении тяжких последствий. То есть, если последствие находится в причинной следственной связи с основным деянием, но вины лица в наступлении этого последствия нет, то такое деяние нельзя расценивать как деяние с двойной формой вины.
Все эти признаки выводятся из определения понятия преступления с двойной формой вины, изложенного в ст.27 УК РФ, и они имеют свое самостоятельное уголовно-правовое значение.
2.2.Уголовно-правовое значение двойной формы вины
При оценке уголовно-правового значения двойной формы вины при квалификации деяния как преступного необходимо отметить два обстоятельства.
Первой обстоятельства касается установления такой формы вины для отграничения соответствующих составов преступлений от сходных по внешним признакам деяний.
Так, например, деяние, результатом которого стала смерть человека, может быть квалифицировано по ст.105 УК РФ как умышленное причинение смерти, если умысел охватывал именно такое наступление последствий деяния.
В то же время, если деяние совершалось с умыслом на причинение вреда здоровью, но в отношении более тяжких последствий вина носила форму небрежности или легкомыслия, то деяние может быть квалифицировано по ч.4 ст.111 УК РФ. При этом должна сохраниться причинно-следственная связь между тяжким вредом здоровью, причиненного в результате умышленных действий, и смертью потерпевшего.
В данных обстоятельствах двойная форма вины обозначает наличие квалифицированного состава преступления, то есть, когда основной состав преступления сам по себе является самостоятельным умышленным преступлением, не требующим дополнительной квалификации, а дополнительный состав, уже обусловленный двойной формой вины, является более тяжким, квалифицированным составом основного преступления.
Так, в преступлениях против личности можно назвать следующие составы:
а) деяние повлекло по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей) (ч. 4 ст. 111, п. «а» ч. 4 ст. 131, п. «а» ч. 4 ст. 132 УК РФ).
б) деяние повлекло по неосторожности смерть потерпевшего либо причинение тяжкого вреда его здоровью (ч. 3 ст. 123, ч. 2 ст. 124 УК РФ).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Рос. газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства Рос. Федер. 2014. № 31. Ст. 445.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: введен в действие Федер. законом от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм., внесен. Федер. законом от 01 апреля 2020 г. № 100-ФЗ) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; Рос. газета. – 2020. № 72
Судебная практика
3. Апелляционное определение Московского городского суда от 05.09.2017 по делу № 10-13130/2017 // Доступ из СПС КонсультантПлюс.
4. Апелляционное определение Московского городского суда от 01.03.2017 по делу № 10-1813/2017 // Доступ из СПС консультантПлюс.
Научная и учебная литература
5. Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в Российской Федерации. - М.: ГАРАНТ-Москва, 2010.
6. Иванова Л.В. Психическое отношение лица к последствиям в преступлениях против личности, совершаемых с двойной формой вины // Российский следователь. - 2017. - № 5. - С. 31 - 33.
7. Рарог А.И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2002. - 354 с.
8. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / А.А. Арямов, Т.Б. Басова, Е.В. Благов и др.; отв. ред. Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев. – М.: КОНТРАКТ, 2017. – 384 с.
9. Чернова Н.А. Эмоции в структуре субъективной стороны преступления // Современный юрист. - 2016. - № 2. - С. 108 - 119.
10. Шеслер А. Субъективная сторона преступного нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах // Уголовное право. - 2014. - № 3. - С. 98 - 102.
11. Яни П.С. Состав нарушения специальных правил безопасности: форма вины // Законность. - 2016. - № 6. - С. 39 - 43.