Фрагмент для ознакомления
2
Исходя из данных, представленных в таблице, можно отметить, число граждан, проживающих за чертой бедности ежегодно увеличивается, величина прожиточного минимума также увеличивается, но незначительно, с учетом того, что в этот момент цены на продовольственные товары и коммунальные услуги также неуклонно растет, то для граждан эти изменения проходят незаметно. Наглядно мы можем посмотреть эти данные на рис.2.
Рис. 2 – «Статистические данные по бедным за 2017-2019 гг (%, млн. чел)» (составлена автором на основе [3]).
По данным представленным на рис. 2 и в таблице 2 можно сделать вывод: 19,3 млн. человек число безработных на 2017 год, из общей численности населения 146,8 млн.чел., 18,9 млн. чел. Безработных на период – 2018 года, это на 0,4 млн. чел. меньше чем в 2017 году. И 20,9 млн.чел безработных за 2019 год, самый высокий показатель из рассматриваемого периода.
Таблица 2 – Население России (млн.чел.) (составлена автором на основе [2]).
Год Население (млн.чел.) В том числе
Городское Сельское
2017 146,8 109,0 37,8
2018 146,9 109,3 37,6
2018 146,8 109,5 37,3
Еще один немаловажный социально-экономический показатель, это величина прожиточного минимума.
Величина прожиточного минимума - стоимостная оценка потребительской корзины, которая включает в себя границы минимума по потреблению услуг.
Величина прожиточного минимума является важным социально-экономическим показателем.
Таблица 3 - Величина прожиточного минимума (2017-2019 гг.) (составлена автором на основе [6]).
Год Трудоспособное
население (руб.) Пенсионеры (руб.) Дети (руб.)
2017 11163 8506 10160
2018 11160 8726 10181
2019 11280 8583 10390
Из данных таблицы 3 можно сделать вывод о том, что величина прожиточного минимума за период 2017-2019 гг. в Российской Федерации ежегодно постепенно растет. Наглядно представлена положительная динамика. Это непременно является положительным моментом в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, но так как меняется незначительно, соответственно изменения малозаметны для граждан. Рост цен на продукты и на коммунальные услуги растут.
Меры международной организация труда (МОТ) включают в себя следующие пункты:[15]
- стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
- предоставление компенсаций части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;
- предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования;
- доступ граждан к услугам образования и медицинской помощи.
Необходимо также отметить, что уровень безработицы при этом снижается: в 2017 году - 5,3%, в 2018 году - 5,2%, и в 2019 году - 4,8% [16].
Еще один важный показатель для анализа уровня бедности в России – продолжительность жизни. (рис.3).
Рис. 3 – Продолжительность жизни 2017-2019 гг. (количество лет) (составлена автором на основе [17]).
Исходя из данных представленных на рис. 5 можно сделать вывод о том, что продолжительность жизни с 2017 по 2018 год выросла на 0,3 ед. с 72,6 лет до 72,9 лет. С 2018 по 2019 год продолжительность жизни выросла на 0,7 ед.
Национальный проект «Демография», который запущен, и нацелен на результаты к 2024 году, нацелен на увеличение средней продолжительности жизни россиян до 78 лет. По данным Росстата, доля граждан, которые вели в течение всего 2019 года здоровый образ жизни составила 12% (Рис. 4).
Данный показатель впервые появился в конце декабря 2018 года, и является важным для Российской Федерации. Повышение уровня и качества здоровья нации – одна из главных задач в решении вопроса бедности, в рамках данного проекта.
Рис .4 – Доля граждан которые вели ЗОЖ в течении 2019 г (%)(составлена автором на основе [17]).
Таким образом, основные показатели уровня бедности:
- величина прожиточного минимума;
- уровень заработной платы;
- статистика по числу бедных;
- продолжительность жизни.
Рассмотрев основные показатели, необходимые для формирования общего представления об уровне бедности в России можно сделать вывод о том, что в целом, динамика положительная, но проблема бедности сохраняется. Так как увеличения прожиточного минимума, снижение числа безработных, повышение уровня жизни незначительно отличаются за период 3 года, а некоторые показатели наоборот ухудшаются, это говорит о том, что необходимо принимать меры комплексного характера, и менять подход к решению проблемы бедности.
2.2. Мероприятия по преодолению бедности в России
По результатам проведенного анализа выявлен ряд препятствий в борьбе с бедностью. На законодательном уровне приняты меры по решению ряда важных стратегических задач.
Рассмотрим план решения этих задач [14]:
-прирост численности населения;
- повышение продолжительности жизни до 78 лет;
- выделение средств на улучшение жилищных условий (5 млн.семей /год);
-повышение уровня дохода граждан;
- повышение пенсии, с учетом инфляции;
- увеличение естественного прироста населения;
- вхождение Российской Федерации в пятерку крупнейших экономик мира;
-ускорение технологического развития;
- создание промышленного и агропромышленного сектора для экспорта, с высокотехнологичных оборудованием и квалифицированным персоналом.
Инструменты для решения задач:
- государственные программы;
- национальные проекты.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аристов Е.В. Дефиниция и многоаспектность понятия бедности. Право и политика. — М.: Проспект, 2015. — N 10. — C.1485
2 Аверина О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. — М.: Юрайт, 2016. — 174 с.
3 Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности и методика счета//Человек и труд. — 2011, №8, С. 55 – 61.
4 Башкатова А. Пока население беднеет, страна не станет великой державой // Независимая газета. — 2019. — 28 мая. — С.5.
5 Белоусова С. Анализ уровня бедности // Экономист. —2011. — N 10. —С.64-71.
6 Бобков В. Чтобы жить на зарплату — безбедно // Российская газета. — 2020. — 24 января. — С.13.
7 Гавриленко Д. Многоликая бедность // Эксперт. — 2016. — N 41. — С.26-30.
8 Голубенко И.Е. Критерии уровня бедности. – М.: РАГС, 2006. – 137с.
9 Гришина Е. Доходы и бедность в 2016 г. // Экономическое развитие России. — 2016. — N 11. — С.56-60.
10 Елисеева И.И. Измерение бедности в России: возможности и ограничения // Вопросы статистики. — 2017. — N 8. — С.71-89.
11 Кларк С. Бедность в России. — М.:Юрайт. — 2008. — 137 с;
12 Климова Н. В. Бедность в России и пути ее преодоления // Научный журнал КубГАУ- Scientific journal KubSAU. — 2014. — № 100 . С 1396- 1407.
13 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ, 03.03.2014. N 9. ст. 7.
14 Косарецкий С.Г. Проблемы бедности и доступа к образованию. Оценка ситуации в России и международный опыт // Мир России: социология, этнология. — 2014. — Т.23, N 2. — C.133-154.
15 Международная организация труда. МОТ. — URL: http://www.unrussia.ru/ru/agencies/mezhdunarodnaya-organizatsiya-truda-mot (дата обращения 04.05.2020).
16 Россия в цифрах. Краткий статистический сборник / Росстат. — М.: 2016 — 543 с.
17 Росстат. Демография. Статистика. – URL: https://www.gks.ru/folder/12781?print=1 (дата обращения (08.05.2020)
18 Сазонов И.С. Уровень бедности в России: национальные и международные критерии // Вопросы теории и практики. – 2012. – С. 173 – 281.
19 Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О Национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 07.05.2018. № 204.
20 Холостова Е. И. Социальная работа. Учебник для бакалавриатов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». — 2015. — 210 с.
21 Klocke A. Methoden der Armutsmessung Einkommens-, Unterversorgungs-, Deprivations- und Sozialhilfekonzept im Vergleich // Zeitschrift für Soziologie, Jg. 29, Heft 4, August 2000, S. 313– 329 – URL: https://www.degruyter.com/downloadpdf/ j/zfsoz.2000.29.issue-4/zfsoz-2000-0404/ zfsoz-2000-0404.pdf (дата обращения 07.05.2020).