Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Русская печать началась с газет, очень быстро они были вытеснены журналами, но к концу XIX в. на первое место снова выходят газеты. Они становятся объектом пристального внимания, русские журналисты пытаются определить основные отличия газеты от журнала, понять причины стремительного роста их влияния на читателей. В то же время журналистов волнует судьба толстого ежемесячника, так долго бывшего флагманом русской журналистики.
К концу XIX в. значительно расширяется читательская аудитория, потребности которой в информации один тип издания, а именно журнал, удовлетворить уже не может. Развитие науки, искусства, литературы требовало появления новых типов периодики, более подробно освещающих эти сферы деятельности.
Усложнившаяся общественная и политическая жизнь России вызвала появление разнотипных газет, которые для своей аудитории, тоже разнотипной и по составу и по степени образования, должны были рассказывать о событиях и комментировать их. Давать злободневную информацию о событиях – это функция газет, комментировать, обобщать газетную информацию – преимущественно задача журналов. Исследование особенностей периодической печати, в частности газет, позволит расширить представление о политической и культурной жизни России начала ХХ века, чем и будет обусловлена актуальность темы нашего исследования: «Типы русских газет начала ХХ века» звучит актуально.
Объектом исследования является периодическая печать в России начала ХХ века.
Предмет исследования типология и тематическое своеобразие газетных изданий начала ХХ века.
Цель настоящей работы проанализировать типологию газетной периодики начала ХХ века в контексте общественно–политической жизни России указанного периода.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить предпосылки, развития периодической печати в России в начала ХХ века.
2. Проанализировать значение периодических газет в общественно–политической жизни России указанного периода.
3. Исследовать типологию центральных газетных изданий.
4. Изучить специфику провинциальной периодической прессы.
5. Охарактеризовать особенности специализированной периодической печати – на примере спортивных газет.
Методологической основой работы послужили исследования в области истории и практики журналистики, теории журналистики и социологии, а именно научные труды, посвященные проработке проблем методологии научного познания в области прессоведения, – в частности труды Б.И. Есина, Е.П. Прохорова, К.А. Алексеева, В.В. Баранова, Е.А. Слюсаренко, А.В. Виннийчук, А.А. Грабельникова, О.Д. Минаева, С.Я. Махониной, А.В. Коноваловой и др. по методологии и методике журналистских исследований.
Методы исследования. В качестве основного был использован описательный метод исследования, включающий приемы анализа и обобщения, в качестве вспомогательного – системно–структурный.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Жанры периодической печати.
1.1Жанр: понятие и классификация, признаки жанра.
Сравнительный анализ различных определений жанра (словарные определения, определения Е.И. Пронина, Л.Е. Кройчика, А.А. Тертычного). Понятие «жанровые признаки» («жанрообразующие факторы»). Признаки жанров в концепциях различных исследователей (традиционная концепция, концепции Е.И. Пронина, А.А. Тертычного, Л.Е. Кройчика, С.М. Гуревича, М.Н. Кима). Группы публицистических жанров (текстов): традиционный подход, «межгрупповые» жанры у А.А. Тертычного, подход Л.Е. Кройчика. Публицистические жанры как система. Диффузия жанров как важная современная тенденция в развитии системы публицистических жанров.[1]
В литературоведении под жанрами подразумевают «сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений».
Е. И. Пронин: жанры – исторически сложившиеся, целостные, относительно устойчивые виды единого типа текста, различающиеся по способу освоения жизненного материала.
А.А. Тертычный: жанры – устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками.
Л.Е. Кройчик:
· Жанр – категория исторически конкретная, то есть развивающаяся во времени, претерпевающая изменения в процессе своего существования.
· Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков.
· Жанр – категория типологическая, то есть обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков.
· Жанр – категория гносеологическая. Появление на газетной полосе (в эфире радио и ТВ) того или иного жанра всегда определяется теми задачами, которые решает публицист, – что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами.
· Жанр – категория морфологическая. Публицистический текст – это особая форма бытия произведения.
· Жанр – категория аксиологическая, то есть содержащая определенную оценку действительности публицистом: любой текст либо утверждает, либо отрицает что-то. Жанр – категория творчески-созидательная. Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определенную модель мира. Поскольку трактовка эта у разных авторов различна, публицистический текст каждый раз создает новое представление о действительности в виде понятийно-образной модели ее.
Итак, публицистический жанр – это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца.
Как уже отмечалось выше, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками.[2] Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами:1) предмет отображения («что?»). Существуют тексты, в основе которых лежит первичная реальность, и тексты, в основе которых лежит т.н. «вторичная» реальность, т.е. что-то, уже кем-то созданное; 2) целевая установка / функция («для чего?»), которая определяется разными целями публикации; 3) метод отображения («как?», «каким образом?», «с помощью чего?»).
А.А. Тертычныйвыделяет:
· Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.
· Аналитические жанры - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия.
· Художественно-публицистические жанры отличаются от других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Очерк, портрет, политический портрет, эссе.
Л.Е. Кройчик:Иногда тексты группируют по методам сбора и обработки информации: «репортерская журналистика», «образная публицистика», «комментирующая журналистика». Между тем, какая бы классификация ни предлагалась, публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне). В этой связи тексты, появляющиеся в прессе, можно разбить напять групп:
1)оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях;
2)оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты;
3)исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;
4)исследовательские – статья, письмо, обозрение;
5)исследовательско-образные (художественно-публицистические) – очерк, эссе, фельетон, памфлет.Диффузия / взаимопроникновение (к текстообразующему жанру добавляются изобразительные элементы другого жанра; не смешивание жанров, а обогащение) - важная современная тенденция в развитии системы публицистических жанров.
1.2Жанровое многообразие публицистики.
Прежде, чем начать разговор о жанрах, попробуем определиться с понятием публицистика. Существует множество точек зрения на этот вопрос. Большой энциклопедический словарь содержит такое определение публицистики: род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.
Это значит, что публицистическими могут быть не только статьи в газетах и журналах или материалы электронных форм печати. Скажем, произведение А.С.Пушкина "Борис Годунов" тоже можно назвать публицистическим? При определенных условиях - вне всякого сомнения. Во-первых, эта драма уже во времена самого поэта имела острую политическую направленность против современного ему социально- политического состояния России. Во-вторых, спустя полтора века после ее написания она вновь была использована режиссером для того, чтобы выразить отношение театрального коллектива к актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.[3]
И в самом деле, Большой энциклопедический словарь далее замечает, что публицистика существует в словесной (письменной и устной), иконографической (плакат, карикатура, фото-, кино-, теле- и видео-), театрально-драматической и музыкальной формах.
И все же "Борис Годунов" - это не публицистика, а художественное произведение. И принадлежит оно к литературному, а не публицистическому жанру.
Если это определение мы примем как верное, значит и разговор о жанрах мы должны вести с позиций актуальности, современности и соответствия требованиям общественной жизни и обязательной документальности в отражении фактов, событий и явлений.[4]
Круг общественных проблем, оказывая влияние на формирование жанрового многообразия публицистических материалов, диктует и перемены в уже сложившихся жанрах. Жанры не стоят на месте, они постоянно развиваются и обогащаются.[5]
Жанр всегда представляет собой органическое единство содержания и формы, где приоритет всегда принадлежит содержанию, идее. Содержание, фактическое документальное наполнение в журналистике главное. Но оно, в свою очередь, определяет проблему и характер, форму и объем публицистического выступления. И поэтому каждую публикацию следует рассматривать в единстве специфических свойств его содержания и формы. Но чтобы правильно понять сложившуюся сейчас жанровую систему печати надо знать и историю формирования средств массовой коммуникации, и причины, заставлявшие их развиваться именно так, а не иначе.
Для того чтобы не ошибиться в определении жанра, нужно обратиться ко всем этим признакам в совокупности, а не рассматривать каждый из них в отдельности.[6]
Аналитические - статья, корреспонденция, версия, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение, обзор печати, рецензия - объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.
Художественно-публицистическим - зарисовке, беседе, исповеди, очерку, фельетону, памфлету, пародии, эпиграмме, публицистической сказке, публицистическому рассказу - свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авраамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста / Д.С. Авраамов. - М.: МГУ, 2003. - 264 c.
2. Алексеев, К.А. Спортивная журналистика: Учебник для магистров / К.А. Алексеев, С.Н. Ильченко. - М.: Юрайт, 2013. - 427 c.
3. Алексеев, К.А. Спортивная журналистика: Учебник для магистров / К.А. Алексеев, С.Н. Ильченко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 427 c.
4. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 143 c.
5. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика.: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 269 c.
6. Березин, В.М. Фотожурналистика: Учебник / В.М. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 226 c.
7. Билтон, Н. Шокирующий Интернет. Реальные истории в расследованиях известных журналистов / Н. Билтон, Дж. Бартлетт. - М.: Эксмо, 2017. - 288 c.
8. Бобров, А.А. Журналисты шутят. Инструкция по разведению слухов / А.А. Бобров. - М.: Алгоритм, 2016. - 26 c.
9. Богуславская, В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция: Анализ журналистских текстов / В.В. Богуславская. - М.: Издательство ЛКИ, 2017. - 280 c.
10. Богуславская, В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов: Монография / В.В. Богуславская. - М.: ЛКИ, 2013. - 280 c.
11. Богуславская, В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция: Анализ журналистских текстов / В.В. Богуславская. - М.: ЛКИ, 2013. - 280 c.
12. Быков, А.Ю. История Зарубежной Журналистики: Учебник Для Бакалавров / А.Ю. Быков, Е.С. Георгиева, С.А. Михайлов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 366 c.
13. Быков, А.Ю. История зарубежной журналистики: Учебник для бакалавров / А.Ю. Быков, Е.С. Георгиева, С.А. Михайлов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 366 c.
14. Варецкий, Б.И. Журналистика социальной сферы: Учебное пособие / Б.И. Варецкий, А.С. Шилов, Н.Н. Александрова. - М.: РГСУ, 2008. - 194 c.
15. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества (журналистика) / А.С. Вартанов. - М.: КДУ , 2003. - 320 c.
16. Васильева, Г.В. Учебные материалы по специальному аспекту "Журналистика". Вып. 2. Компетентностный подход / Г.В. Васильева, Н.З. Киселева, И.В. Голубцова. - М.: МГИМО, 2007. - 98 c.
17. Волковский, Н.Л. 111 баек для журналистов / Н.Л. Волковский. - СПб.: Питер, 2013. - 208 c.
18. Волконский, Н. 111 баек для журналистов / Н. Волконский. - СПб.: Питер, 2013. - 208 c.
19. Ворошилов, В.В. Журналистика 9для бакалавров) / В.В. Ворошилов. - М.: КноРус, 2018. - 144 c.
20. Ганапольский, М. Самый лучший: Учебник журналистики: Кисло-сладкая книга о деньгах, тщеславии и президенте / М. Ганапольский. - М.: Астрель, 2012. - 480 c.
21. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: ИД Форум, НИЦ Инфра-М, 2013. - 176 c.
22. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: Форум, 2015. - 224 c.
23. Горенко, Г.М. Испанский язык: международная журналистика. Уровни А2-В1 / Г.М. Горенко. - М.: МГИМО-Университет, 2010. - 134 c.
24. Денисович, Т.Е. Педагогическая журналистика: Учебное пособие / Т.Е. Денисович. - М.: Форум, 2009. - 144 c.
25. Денисович, Т.Е. Педагогическая журналистика: Учебное пособие / Т.Е. Денисович. - М.: Форум, 2017. - 608 c.
26. Есин, Б.И. История русской журналистики XIX века / Б.И. Есин. - М.: МГУ, 2008. - 304 c.
27. Есин, Б.И. История русской журналистики (1703-1917): Учебно-методический комплект (Учебное пособие; хрестоматия, темы курсовых работ) / Б.И. Есин. - М.: Флинта, 2009. - 464 c.
28. Есин, Б.И. История русской журналистики (1703-1917) / Б.И. Есин. - М.: Флинта, 2009. - 464 c.
29. Жданов, О. Возвращение к языку. Наглый самоучитель райтера, журналиста и писателя / О. Жданов. - М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 96 c.
30. Жилякова, Н.В. Рецепция русской классики в томской дореволюционной журналистике: монография / Н.В. Жилякова. - М.: Флинта, 2015. - 208 c.
31. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950 г / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.
32. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950-е годы / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.
33. Загидуллина КузинаЖурналистика / Загидуллина . - Челябинск: Изд.Игоря Розина, 2013. - 128 c.
34. Западов, А.В. М.В. Ломоносов и журналистика / А.В. Западов. - М.: МГУ, 2011. - 120 c.
35. Засурский, М. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004 / М. Засурский. - М.: МГУ, 2004. - 464 c.
36. Ивченко, Л.Д. Ни дня без шутки: Журналисты шутят, а поводов у журналистов - масса.. / Л.Д. Ивченко. - М.: Ленанд, 2015. - 152 c.
37. Ильина, О.В. Риторика: краткий курс для журналистов: Учебно-методическое пособие / О.В. Ильина. - М.: Флинта, 2016. - 68 c.
38. Ильина, О.В. Риторика: краткий курс для журналистов: учеб.-метод. пособие / О.В. Ильина, Е.В. Каблуков, О.Ф. Автохутдинова. - М.: Флинта, 2016. - 68 c.
39. Ким, М. Основы теории журналистики: Учебное пособиеСтандарт третьего поколения. Для бакалавров / М. Ким. - СПб.: Питер, 2013. - 288 c.
40. Ким, М. Основы творческой деятельности журналиста. Стандарт третьего поколения / М. Ким. - СПб.: Питер, 2011. - 400 c.
41. Ким, М.Н. Основы теории журналистики: Учебное пособиеСтандарт третьего поколения. Для бакалавров / М.Н. Ким.. - СПб.: Питер, 2013. - 288 c.
42. Ким, М.Н. Основы творческой деятельности журналиста: Стандарт третьего поколения: Учебник для вузов / М.Н. Ким.. - СПб.: Питер, 2011. - 400 c.
43. Ким, М.Н. Основы теории журналистики: Учебное пособие / М.Н. Ким. - СПб.: Питер, 2011. - 256 c.
44. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. Учебное поссобие / А.В. Колесниченко. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 112 c.
45. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. - М.: Моск.университета, 2013. - 192 c.
46. Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста: Учебное пособие для студентов вузов / А.В. Колесниченко. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 400 c.
47. Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 400 c.
48. Конюкова, М. Журналистика для всех / М. Конюкова. - СПб.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2012. - 224 c.
49. Корконосенко, С.Г. Политическая журналистика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Корконосенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 319 c.
50. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики (для бакалавров) / С.Г. Корконосенко. - М.: КноРус, 2018. - 384 c.
51. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект-Пресс, 2009. - 318 c.
52. Корконосенко, С.Г. Введение в журналистику (для бакалавров) / С.Г. Корконосенко. - М.: КноРус, 2018. - 384 c.
53. Корконосенко, С.Г. Социология журналистики: Учебник для бакалавров / С.Г. Корконосенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 421 c.
54. Коханова, Л.А. Основы теории журналистики: Учебное пособие / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. - М.: Юнити, 2014. - 536 c.
55. Коханова, Л.А. Основы теории журналистики в 2 ч. ч. 2: Учебник для академического бакалавриата / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 265 c.