Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. Журналистика – чрезвычайно важный элемент
демократического строя, потому что помогает человеку понимать и решать важные
жизненные дела правильно, эффективно и последовательно. Журналистика – это больше
чем профессия. Журналистика – это не только репортерство: пойти, увидеть и рассказать
о том, что происходит. Журналистика – это своего рода образ жизни. Журналист должен
подавать материал так, чтобы помогать человеку развиваться, побудить его задуматься и
над собой, и над всем, что происходит вокруг. Считаю, что быть журналистом – это очень
ответственное дело, которое требует определенного образа жизни и определенного
способа мышления, а также жертвенности ради общества. Когда журналист достойно
выполняет свою задачу, народ имеет возможность развиваться и принимать решения
ответственно и правильно.
Слушатели, читатели и зрители также должны осознавать свою ответственность за
восприятие. Все, что прочитали, услышали или увидели, должны оценивать, насколько
правдиво средство массовой информации выполняет свою задачу.
Профессия журналиста довольно-таки привлекательно выглядит на первый взгляд. У
подавляющего большинства людей деятельность в этой сфере ассоциируется с
развлечениями, славой и легким трудом. Но неточное представление об образе этой
профессии создает побочные эффекты восприятия журналистики.
Степень разработанности проблемы. Методологической базой теории отечественных и
зарубежных авторов по данному вопросу являются труды ученых, таких как Л.П
Аполлонова, М.А. Бендюков, В.В. Ворошилов, В.О. Гатов, В.А. Евдокимов, В.И.
Здоровега, В. Иванов, В. Коптилов П. Малиновский, В. Пуля, Т.А. Приступенко,
Михайлин, В.А. Салимовский Т.Ф. Фролова, О. Чернега и другие.
Объект исследования: журналистская деятельность.
Предметом исследования являются составляющие творческой карьеры журналиста.
Цель нашего исследования - проанализировать особенности творческой карьеры в
журналистике.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности профессиональной деятельности журналиста;
- проанализировать моральную составляющую профессии журналиста;
- охарактеризовать карьеру; факторы управления карьерой;
- определить основы карьеры журналиста;
- предоставить результаты социологического опроса журналистов.
Методы исследования. При освещении объекта исследования используется как
структурно-функциональный, так и системный подход, с целью поиска соответствующих
средств, способствующих формированию представлений об изучаемом явлении и его
свойствах.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из
поставленных задач.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 39 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 25 источников.
ГЛАВА 1 Профессиональный портрет современного журналиста
1.1 Особенности профессиональной деятельности журналиста
Профессиональную деятельность журналистов следует понимать, как ряд традиционных
социальных и профессиональных функций, продиктованных многообразием
повседневной жизни общества.
К наиболее стабильным, независимым от такой деятельности относятся:
4
- творческая деятельность по созданию профессионально организованных текстов
(медиаинформация и насыщенный контент);
- изучение (непосредственно или с помощью других специалистов) потребностей и
интересов аудитории, а также создание информационного потока, который отвечал бы
интересам аудитории, с одной стороны, потребностям и взаимоотношениям органов,
направляющих деятельность данного издания, с другого ;
- создание оптимальных, благоприятных условий для существования СМИ, с точки зрения
их задач. Здесь необходимо остановиться на совокупности правовых и моральных норм
функционирования средств массовой информации.
Ключевой категорией среди категорий профессиональной деятельности журналиста
является категория профессионального долга, то есть представление об обязательствах
перед обществом осуществляется через сотрудничество журналистов, которое это
сотрудничество берет на себя добровольно, координируя место и роль журналистики в
общественной жизни . Объективная сторона профессионального долга определяется
многочисленными обязанностями, неизбежными для журналистской деятельности. Его
субъективная сторона связана с выполнением этих обязанностей сотрудничества с
существующей внутренней профессиональной специализацией и личностными
характеристиками журналистов. Она проявляется в форме самоопределения обязанностей
в отдельных журналистских коллективах и личностях. Именно определение долга создает
уверенность в необходимости определенного метода личного участия в реализации
обязательств компании, и, как следствие, внутреннюю мотивацию к работе в устойчивых
профессиональных условиях.
Профессиональная деятельность журналистов требует эффективной правозащитной
системы, которая будет поддерживаться правительством и обществом, поскольку
злоупотребление свободой средств массовой информации отдельными лицами и группами
вопреки законной профессиональной деятельности журналистов и формы экономического
и иного давления на средства массовой информации, к сожалению, широко
распространены.
Процесс журналистской работы, а главное, ее результат, затрагивает интересы многих.
Следует отметить, что понятие профессиональной морали представляет собой особый
набор конкретных норм морали, а также дополнительных правил, правил и принципов
поведения, принятых в конкретной команде сотрудников.
Таким образом, моральное отношение является частью содержания работы журналистов .
Средства массовой информации ориентируют или дезориентируют читателей, зрителей и
слушателей в зависимости от принципов, которыми руководствуются сотрудники
журналистского сообщества. Мораль описывает один из его сегментов и экземпляров изза его слоистой структуры. Профессиональная мораль не должна интерпретироваться как
универсальный регулятор профессионального поведения. Сфера его влияния
ограничивается трудовыми отношениями. Она регулирует поведение журналиста при
выполнении им производственных задач. В мотивах, целях, методах и результатах
профессиональной деятельности журналиста нравственность является лишь одной
составляющей, но в то же время это очень важная, ценностная и смысловая сторона. Это
оценка и обязательный способ создания профессиональных целей и контента, который
делит все действия журналиста на истинные и ложные.
Споры, возникающие время от времени в научных кругах, несмотря на разные позиции
сторон, приводят к мысли о том, что моральные нормы, правила и принципы необходимы
в любой профессии, и особенно в творческой, где они играют свою социальную роль. На
наш взгляд, этот вывод имеет особое место в профессиональной деятельности
журналиста. Следует отметить, что влияние любой публикации, ее социальный эффект во
многом зависит от личности автора.
Профессиональная мораль рассматривается как конкретизация общих норм
нравственности применительно к специфическим условиям конкретного вида
5
деятельности. Конечно, можно учесть тот факт, что профессиональная этика врача,
учителя или юриста состояла в лоне и в силу формирования профессий – медицины,
педагогики, права соответственно .
Важным показателем концепции профессиональной деятельности в журналистике
является социальная функция СМИ: информационное обслуживание общества в целом,
удовлетворение информационных потребностей всего общественного организма, а не
отдельных его частей. Журналистика с точки зрения общих общественных интересов
призвана выполнять жизненно важную для общества политическую функцию:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аполлонова Л. П. Журналистика как социальный институт / Л. П. Апполонова //
Филологический вестник Ростовск. гос. университета. –2006. – № 1. – С. 55–60
2. Бендюков М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации / М.А. Бендюков, И.Л.
Соломин. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с.
3. Бухарцев Р. Г. Психологические особенности журналистского творчества:
Материалы спецкурса / Р. Г. Бухарцев. – Свердловск: Уральский ун-т им. А. М. Горького,
2010. – 67 с.
4. Ворошилов В.В. Журналистика. - Учебник 2-е издание / В.В. Ворошилов. – СПб:
Издательство Михайлова В.А., 2012. – 336 с.
5. Гатов В. О критическом отношении к модным тенденциям (Журналистика и медиаконвергенция) / В.О.Гатов // Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. –
М., 2014. – С. 28
6. Голованова И.И. Саморазвитие и планирование карьеры: учеб. пособие / И.И.
Голованова. – Казань: Казан. ун-т, 2013. – 196 с.
7. Дзялошинский И. Региональная пресса: проблемы менеджмента / И. Дзялошинский
// Материалы конференции, апрель-май 2011 г. – Барнаул: Изд-во АГУ, 2011. – 221 с.
8. Евдокимов В. А. Роль средств массовой информации в политизации социального
конфликта / В. А. Евдокимова // Качество жизни в социокультурном контексте России и
Запада. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. ун-та, 2016. – 56 с.
9. Здоровега В. И. Теория и практика журналистского творчества: учебник / В. И.
Здоровега. – М.: ПАИС, 2014. – 268 с.
10. Иванов В. Журналист и общество / В. Иванов. – М.: Центр Свободной прессы,
2010. – 25 с.
11. Калмыков А.А. Интернет-журналистика. Учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 383 с.
6
12. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе
// Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. – Екатеринбург: У-Фактория (при
участии Гуманитарного ун-та), 2004. – 328 с.
13. Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / Пер. с англ.
под науч. ред. О. И. Шкаратана // Гос. ун-т. Высш. шк. Экономики. – М., 2010. – 606 с.
14. Коптилов В. Журналисты современности / В. Коптилов. – Л.: Феникс, 2013. – 210
с.
15. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Учебник для ВУЗов / С.Г.
Корконосенко. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 287 с.
16. Короткова Е.Н. Мультимедийные средства массовой коммуникации: контент и
технологии / Е.Н. Короткова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 70. – С. 201-
205
17. Кларин М.В. Планирование развития карьеры / М.В. Кларин // Кадры. – 2000. – №
2. – С.4
18. Малиновский П. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже
тысячелетий / П.Малиновский // Российское экспертное обозрение. – 2017. – №3 (21). – С.
21-24
19. Мусияченко В. И. СМИ как институт социального управления / В. И. Мусияченко
// Сборник научных статей преподавателей Курского ин-та гос. и муниципальной службы.
– 2014. – C. 164-168.
20. Приступенко Т. А. Теория журналистики. Этические и правовые основы
деятельности средств массовой информации: Учеб. Пособие / Т.А. Приступенко. – М.: Инт журналистики, 2014. – 375 с.
21. Михайлин И. Основы журналистики: Учебник / И. Михайлин. – М.: ЦУЛ, 2013. –
286 с.
22. Резник С. Д. Управление личной карьерой: учеб. пособие / С. Д. Резник, И. А.
Игошина, В. С. Резник. – М.: Логос, 2005. – 288 с.
23. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учебник / В.М. Цветаева. – М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2014. – 160 с.
24. Цыпкин Ю. А. Управление персоналом / Ю. А. Цыпкин, А. Н. Люкшинов. – М.:
Мир, 2004. – 406 с.
25. Чернега О. Социальная журналистика: жанровый аспект / О. Чернега. - М.:
Агентство социальной информации, 2015. – 217 с.