Фрагмент для ознакомления
2
Также отсутствовала учебная база для специалистов в области документооборота. В то время советские учреждения остро нуждались в высококвалифицированных специалистах по делопроизводству и ДОУ.
Иными словами, основные положения, принятые в июне 1941 года на Всесоюзном совещании по механизации и рационализации управленческой работы и делопроизводства, нуждались в срочном выполнении.
Но период с середины 1950-х годов характеризовался повышенным вниманием партийных и государственных органов к вопросам управления. был поставлен вопрос о совершенствовании всего механизма управления и, соответственно, о совершенствовании служебных процессов как базы информационного обеспечения государственного и ведомственного управления. Так, в постановлении ЦК КПСС от 25 января 1954 года "о серьезных недостатках в работе партийного и государственного аппарата" было указано, что в советском аппарате сложилась вредная бюрократическая практика, выразившаяся в том, что сосредоточение и укрепление партийных, советских и хозяйственных кадров сосредоточивалось на выполнении решений партии и правительства, а также на составлении многочисленных директив, постановлений, справок, писем, докладов. И уже в этом же году национальная и внутренняя статистическая отчетность сократилась почти в три раза, а периодическая бухгалтерская отчетность предприятий-более чем в два раза. Отчетность колхозов была сокращена почти в пять раз. Таким образом, для руководителей и специалистов производства были созданы более благоприятные условия для непосредственной организационной работы [13].
В условиях научно-технического прогресса и усложнения системы управления, что привело к росту межведомственных связей, а, следовательно, и количества рассматриваемых документов.
А единые всесоюзные требования к документу и его качеству так и не были разработаны.
В связи с внедрением принципиально новых способов обработки документной информации изменились и требования к качеству документов, появились новые качественные характеристики, которые ранее не возникали. Основной из них-межвидовая унификация форм и основных показателей документов и установление единых, унифицированных принципов документооборота.
Не было также унификации и в правилах оформления документов. На практике использовались различные методы обращения, датировки и подписания документов, причем эти методы зачастую были нерациональными, вызывая значительные непроизводительные затраты рабочего времени специалистов.
Также отсутствовали требования к оформлению содержания документов, то есть к построению текстов. Единственной нормой в этом отношении были стереотипные, неспецифические записи в ведомственных инструкциях по делопроизводству о необходимости изложения документов "кратко", "четко" и т. д. [27].
Следует отметить, что в 50-е годы продолжалась активная работа по совершенствованию классификации и индексации внутренних документов в ведомствах. Так, например, разработанный в 1953 году Всесоюзным Банком финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк) стандарт номенклатуры дел муниципальных банков, имеющий характер классификатора. В разделах этой номенклатуры, отмеченных римскими цифрами, есть случаи, когда документы коммунальных банков сгруппированы. Разработан в 40-е годы. эти перечни дают вполне удовлетворительные схемы классификации, которые могут быть успешно использованы в качестве основы для классификации официальных документов не только в канцелярии, но и в архиве. Практическая реализация связи перечня и классификатора была обнаружена в перечне документальных материалов Президиума Верховного Совета РСФСР. Этот список обеспечивает десятичную классификацию документов и в то же время указывает срок хранения материалов.
Академия Наук СССР также пошла по пути сближения классификатора и списка. В "классификаторе научной, организационно-хозяйственной документации (делопроизводства)", опубликованном в 1955 году, имеется "сводная таблица индексов классификатора и соответствующих номеров статей в перечне". Классификатор, основанный на десятичной классификации документов Академии Наук СССР, а также перечень документальных материалов Академии (1955г.) с помощью сводной таблицы были взаимосвязаны и взаимно обогащались. Этот опыт, безусловно, заслуживает внимания.
После XX съезда внутриполитическая ситуация в стране меняется. Актуальной становится задача создания единой централизованной правовой базы, регулирующей канцелярские процессы [6].
В 1959 году правительство СССР издало постановление о разработке единых национальных стандартов в области делопроизводства, основанных на широком использовании современных технологий. На Всесоюзном совещании по механизации труда инженерно-технических работников и работников административно-управленческого аппарата были выработаны предложения, аналогичные тем, которые были выдвинуты в июне 1941 года.
Таким образом, к началу 1960-х годов возникла объективная необходимость организации канцелярской работы, Всесоюзного объединения процессов работы с документами и самими документами, внедрения делопроизводства в области научно-обоснованного подхода.
В июне I960 года в Москве состоялось Всесоюзное совещание по механизации труда инженерно-технических работников и работников административно-управленческого аппарата. Принятые решения по своему содержанию во многом совпадали с рекомендациями совещания 1941 года: об актуальности создания специализированного института по разработке единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД) и необходимости проведения исследований в области конспектирования. Решения совещания активизировали работу ученых и практиков.
Определенной вехой в области оптимизации работы с документами стало утверждение постановления Совета Министров РСФСР в 1958 году. "Образец инструкции по делопроизводству для учреждений и организаций РСФСР", в которой основной упор делался на унификацию делопроизводства.
Первым реальным результатом развития ЕГСД стало издание в 1965 году "материалов для Единой государственной системы делопроизводства", а затем "разделов Единой государственной системы делопроизводства", в которых были изложены основные положения ЕГСД.
Новый этап в развитии ЭГСД начался в 1966 году, когда эта проблема была включена в пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 годы. В то же время были установлены и конкретные сроки разработки: в 1966 году в системе Главного архивного управления был создан главный институт: по проблеме ЭГСД. Всесоюзный научно-исследовательский институт документации и архивов (вниидад) [20].
Перед институтом были поставлены следующие задачи: "исследование теоретико-методологических проблем документоведения, архивоведения и археографии; разработка документально-информационных и поисковых систем; осуществление научно-исследовательских и экспериментальных работ в области естественнонаучных проблем сохранения, воспроизводства и миниатюризации документальных материалов; организация широкой информации по этим проблемам."
В 1967 году вниидад разработал "методическую программу изучения делопроизводства в министерствах и ведомствах", которая сыграла определенную роль в подготовке УССД и в совершенствовании делопроизводства в учреждениях.
Методическая программа имела определенное значение для унификации работ по проектированию рациональных систем учета в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Андреева В. И. Делопроизводство: организация и ведение : учеб.- практ. пособие для вузов - М. : КноРус, 2017. - 296 с.
2.Асалиев А. М. Основы делопроизводства. - М.: Инфра-М, 2017. - 148 с.
3.Басков М. И. Документационное обеспечение управления (Делопроизводство): учебник. - М.: Феникс, 2019. - 413 с.
4.Быкова Т. А. Делопроизводство. Учебник. - М.: ДРОФА, 2017. - 368 с.
5.Варламова Л. Н. Стандартизация управления документацией в России: современный этап. // Делопроизводство. – 2020. – № 4. – С.15-18.
6.Вармунд В.В. Основы делопроизводства: учебное пособие. – М.: Институт управления и права, 2015. - 162 с.
7. Ватолина М.В. Организация работы с документами: Учебник – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 326 с.
8.Вышегородская, Е. Д. Документы в истории российского делопроизводства // Молодой ученый. — 2017. — № 22.1 (156.1). — С. 30-32.
9.Вышегородская, Е. Д. Из истории развития отечественного делопроизводства // Молодой ученый. — 2017. — № 22.1 (156.1). — С. 28-30.
10. Галахов В.В. Делопроизводство. Образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов. – М.: Проспект, 2016.- 479 с.
11.Документоведение формировалось в недрах архивного дела // Служба кадров. - 2019. - № 1. - С. 31-36.
12.Зайцева, Е. В. Делопроизводство и документооборот — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 178 с.
13.Иванова А.Ю. Основы делопроизводства. Учеб. - М.: Юрайт. 2017. - 376 с.
14.История делопроизводства в России : хрестоматия / Под ред. Е. П. Пирогова. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2013. - 211 с.
15. Кавторева Я. Документооборот: организация и ведение – Харьков.: Фактор, 2016. – 240 с.
16.Кирсанова М. В. Курс делопроизводства. Документационное обеспечение управления. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2017. - 256 с.
17.Кондакова Н. Пути совершенствования документооборота // Секретарское дело. – 2019. – № 3. – С. 21.
18. Кудряев В.А. Организация работы с документами – М.: Наука, 2015- 85 с.
19.Кузнецов, И.Н. Делопроизводство Учебник - М.: Дашков, 2016. - 520 c.
20.Кузнецова Т.В. Кадровое делопроизводство (традиционные и автоматизированные технологии): учебник. — М.: МЭИ, 2017. — 344 с.
21. Ларин М.В. Проблемы совершенствования документационного обеспечения управления // Экономика и жизнь. - 2019. - №4. - С. 16-24.
22. Лившиц Я.З. История делопроизводства в СССР. - М: ГБР, 2019. – 235 с.
23. Митяев К.Г. История и организация делопроизводства в СССР: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 107 с.
24.Организация и технология документационного обеспечения управления: комплекс материалов/ Под ред. А.Я. Александрова – М.: НГТУ, 2019.-139 с.
25. Румынина Л.А. Документационное обеспечение управления: учебник. – М.: Академия, 2016. – 177 с.
26.Русакова С.В. Законодательное регулирование документирования. // Делопроизводство. - 2018. - № 2. - С. 81-87.
27.Смирнова Е.П. Делопроизводство. — М: Омега-Л., 2016.-152с.
28.Сологуб О. П. Делопроизводство. Составление, редактирование и обработка документов. Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2015. - 208 с.
29.Стенюков М.В. Делопроизводство. Организация документационного обеспечения предприятия. – М.: А-приор, 2019.-176с.
30.Фельзер А. Б. Совершенствование документационного обеспечения руководящего персонала. – Киев: Знание, 2015.- 187 с.
31.Шувалова Н. Н., Иванова А. Ю. Основы делопроизводства. Язык служебного документа. Учебник. - М.: Юрайт, 2018. - 376 с.
32.Янковая В. Ф. Система делопроизводства в организации: важные вопросы // Секретарь – референт. – 2019. – № 10. – С. 17 – 23.