Фрагмент для ознакомления
2
были объединены в одну главу; из названия главы «Политические партии и иные общественные объединения» были исключены политические партии; глава «Основные обязанности» была переименована в «Обязанности» и т.д.
Цель таких корректировок была понятна – проект должен быть максимально точным и содержательным, несмотря на постоянную полемику группировок в оппозиции и конфликтов разных сил в политике. Также причиной споров было и то, что проект новой Конституции предполагает новую концепцию для страны, несмотря на то, что конституционный опыт у нее уже был.
По решению Конституционной комиссии проект Конституции был отправлен в октябре 1991 года на рассмотрение V внеочередного Съезда народных депутатов, в результате чего был доработан и расширен с учетом изменений в законодательстве и внесенных народными депутатами, государственными органами, должностными лицами, специалистами и экспертами, а также простыми гражданами предложений.
VI Съезд народных депутатов России постановлением «О проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним» от 18 апреля 1992 года, принятым более чем 2/3 голосов, высказал одобрение основной концепции конституционных реформ и ее главных положений, а также поручил Конституционной комиссии провести доработку проекта и его подготовку для повторного обсуждения Верховным Советом Российской Федерации. В июле 1992 года Президент Российской Федерации внес в Конституционную комиссию поправки к официальному проекту Конституции. В результате появился третий вариант официального проекта Конституции Российской Федерации, одобренный Конституционной комиссией 16 октября 1992 года.
IX внеочередной Съезд народных депутатов Российской Федерации окончательно подтвердил курс на проведение конституционной реформы, то есть разработку проекта основных положений новой Конституции, согласование ее с субъектами Российской Федерации и дальнейшее вынесение итогового согласованного проекта на всероссийский референдум. Съезд дал поручение Конституционной комиссии предоставить согласованный с субъектами Российской Федерации проект «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России» на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации с последующим вынесением его на рассмотрение Съезда народных депутатов Российской Федерации.
Таким образом, ни VII (декабрь 1992 года), ни VIII (март 1993 года) Съезды народных депутатов оказались не способны принять Конституцию в связи с острыми противоречиями между законодательной и исполнительной ветвями власти.
VII Съезд постановил вынести проект новой Конституции на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение и сделал акцент на необходимости осуществления конституционной реформы на основе полномочий, предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народных депутатов, что в очередной раз продемонстрировало несогласованность и противоречия между народными депутатами, конкурирующими друг с другом в политической борьбе. Неудивительно, что при таком раскладе достижение консенсуса было невозможно и разработка проекта Конституции остановилась. Вокруг конфликта, связанного с официальным проектом Конституции, разразилась массовая полемика, и высказываемые мнения были крайне неоднозначны. Общественный диспут явил своим результатом появление на свет альтернативных проектов Конституции, каждый из которых пользовался поддержкой определенных групп населения и также активно обсуждался.
Рассмотрим краткое содержание некоторых разделов третьего проекта Конституции (май-июль 1993).
Первый раздел «Основы конституционного строя» определял Россию как «суверенное, правовое, демократическое, федеративное, социальное, светское государство с республиканской формой правления», а ее многонациональный народ объявлялся единственным источником власти. Огромное внимание уделялось человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Второй раздел проекта Конституции включал в себя основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Сложность в составлении проекта была в отношении рассмотрения внутреннего государственного устройства. Состав РФ в окончательном проекте Конституции был конкретизирован с учетом подписания Федеративного договора 31 марта 1992 года и внесенных 21 апреля 1992 года изменений в Конституцию.
Республики обладали статусом государств внутри РФ. Другие субъекты были конкретизированы как государственно-территориальные образования в составе РФ и их власть обладала аналогичными с республиками правами и обязанностями, за определенными исключениями, выделенными отдельно.
Пятый раздел проекта, названный «Система государственной власти. Основы местного самоуправления», фиксировал основы власти. В главе «Президент Российской Федерации. Федеральная исполнительная власть» закреплялся Президента РФ – глава государства и высшее должностное лицо в Российской Федерации.
Что касается структуры исполнительной власти, то, по сути, в данном проекте Правительство отождествляется с федеральной исполнительной властью.
Прежде чем дать характеристику вклада Конституционного совещания и «президентского» проекта Конституции, важно вспомнить о более ранних событиях, чтобы уточнить определённые детали .
На V Съезде народных депутатов РФ Президент был наделен конкретными чрезвычайными полномочиями, которыми не замедли воспользоваться, ускорив разработку и принятие новой Конституции, измени ситуацию в государстве.
Проект Конституционной комиссии, которую Б.Н. Ельцин сам возглавлял, устраивал его все меньше, поскольку амбиции главы государства настолько выросли, что он был нацелен на избавление от контроля в сфере политики над своей деятельностью. Здесь вставал вопрос о том, что возможность низведения Президента до статуса номинального главы государства в связи с усилением функций парламента его не устраивала. В итоге Б.Н. Ельцин как Президент и глава исполнительной власти начал противостояние с Р. Хасбулатовым, Председателем Верховного Совета Российской Федерации, что, соответственно, инициировало конфликт между законодательной и исполнительной властями. Обратимся к этому конфликту.
В мае 1993 года Президент совместно со своим окружением создал свой вариант проекта Конституции. Многие положения данного проекта повторяли проект Конституционной комиссии. Спецификой проекта Президента стало отсутствие в проекте понятия «конституционный строй». Для проекта были характерны сильные позиции главы государства. Было основание рассуждать о создании новой формы власти – «президентской».
Проект также имел независимое, отдельное от власти государства местное самоуправление. Органы местного самоуправления решают вопросы местного бюджета, налогов, сборов, решают некоторые экологические и социальные проблемы, вопросы охраны общественного порядка и т.д. посредством референдумов, собраний, сходов.
В мае 1993 года Б.Н. Ельциным был направлен его проект Конституции в Конституционную комиссию, который полил негативную оценку с правовой и политической точки зрения .
Также Б.Н. Ельцин своим указом от 20 мая 1993 года «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации» учредил такой совещательный орган, как Конституционное совещание, которое было нацелено на создание альтернативного варианта Конституции РФ. В состав Конституционного совещания входили 250 членов, которые реализовывали работу над проектом в 5-и секциях. Также внутри Конституционного совещания были созданы 2 палаты: Общественная и Государственная.
На открытии Конституционного совещания 5 июня 1993 года Президент Б.Н. Ельцин выступил с докладом, где основное внимание было уделено утверждению подлинной демократической республики в стране, что предполагало полное свержение архаичных институтов социализма.
Помимо критики в адрес законодательной ветви власти в той форме, в которой она существовала на тот момент, Президент говорил о достоинствах своего проекта Конституции, который, как он полагал, должен способствовать интеграции, суверенитету и сильной власти в государстве.
Также Б.Н. Ельцин предложил свой вариант процедуры принятия новой Конституции, в которой значительно приуменьшил роль Верховного Совета, что вызвало недовольство его Председателя Р. Хасбулатова.
В результате своей работы участникам Конституционного Совещания удалось прийти к созданию общего проекта, который был одобрен 12 июня 1993 года. Раскрывая его содержание, стоит отметить, что он во многом идентичен с действующей Конституцией (например, большей частью положений глав «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина») и по ряду вопросов отличается от «президентского» проекта.
Последовавшие далее события, наверное, многим известны и трагичны для России.
Исходя из вышеизложенного, легко можно сделать вывод о противоконституционности президентского Указа от 21 сентября 1993 года: Президент согласно Конституции не имел права на роспуск Верховного Совета и Съезда народных депутатов и ограничение их полномочий; также
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Нормативно-правовые акты:
1. Венская конвенция о праве международных договоров// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/2c0a0829d49e2cd602772f82339934e740359951/
3. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», N 10, 09.03.1998, ст. 1146.;
4. Указ Президента РФ от 20.05.1993 N 718 (с изм. от 31.05.1993) "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 24.05.1993, N 21, ст. 1903.;
5. Указ Президента РФ от 01.10.1993 N 1557 (ред. от 04.02.1994) "Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 11.10.1993.
2. Монографии, учебники:
6. Бычков В.А. Обсуждение проекта Конституции СССР 1977 г. на страницах периодической печати // 150 лет периодической печати в Сибири: материалы региональной научной конференции. Томск, 2007.
7. Безруков А.В. Конституционное право России. Учебное пособие / А.В. Безруков. - М.: Юстицинформ, 2015. - 304 c.;
8. Искевич, И. С. Подготовка конституционной реформы Временным правительством // История государства и права. -2013. - № 2. - С. 28-31.
9. Колдаева, Н. П. Законодательная инициатива как правовой институт / Н. П. Колдаева // Советское государство и право. - 1970. - №2 9. - С. 121-124.
10. Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Кулушева. - М.: Юрайт, Юрайт, 2015. - 384 c.;
11. Крючкова Е.А. Конституция Российской Федерации в схемах. Учебно-методическое пособие / Е.А. Крючкова. - М.: Проспект, 2017. - 567 c.;
12. Филатов С.А. Что значит для России Конституция 1993 года? // Общественные науки и современность. 2013- №6.;
13. Умнова И.А. Конституционное право Российской Федерации. В 2 томах. Том 1. Общая часть. Учебник и практикум / И.А. Умнова. - М.: Юрайт, 2016. - 392 c.;
14. Ключевский В.О. Лекции по истории России / В.О. Ключевский. - М.: Юристъ, 2012. – 202с.;
15. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации / А.И. Коваленко. - М.: Артания, 2013. – 132с.;
16. Конституционное право России. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 672 c;
17. Лассаль Ф.О. О сущности конституции / Ф.О. Лассаль. - С-Пб.: Юристъ, 2014. – 242с.;
18. Меркулов И.В. Разработка, обсуждение и принятие Конституции Российской Федерации (1990 - 1993 гг.): Дис… канд. ист. наук. - Саратов.,2016. - 180 с.;
19. Павликов С.Г. Статус конституционных (уставных) и мировых судов на современном этапе развития российского государства / С.Г. Павликов. - М.: РГГУ, 2017. - 192 c.;
20. Попова А. В. Теория государства и права - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2016.
21. Страшун Б.А. Проблемы реализации новой Конституции Российской Федерации / Б.А. Страшун // Право и жизнь. – 2012. -№ 5. – С.20-22.;
22. Филатов С.А. Проблемы принятия российской Конституции 1993 года. М. 2013.-327 с.;
23. Шейнис В. Что надо и что не надо менять в нашей Конституции. Существует семь законопроектов о поправках в Основной закон / В. Шейнис // Независимая газета. – 2011. - № 8. –.216 с.;