Фрагмент для ознакомления
2
Помимо классификации ТНК, предложенной ЮНКТАД, существуют другие критерии выделения ТНК в качестве объекта разнообразных исследований. С точки зрения страны происхождения материнской компании выделяют национальные и многонациональные (МНК) ТНК. Национальные ТНК согласно их названию возникают на основе капитала одной страны. В основном,в современной мировой экономике преобладает данный тип ТНК. Многонациональные ТНК образуются путем объединения капиталов двух или более наций.Интересен тот факт,что многонациональные корпорации в большинстве своем появились в Западной Европе. Первой многонациональной корпорацией считается Юнилевер,образованная в 1929 г. в результате объединения фирм Великобритании и Нидерландов.Одна из крупнейших мировых нефтяных ТНК англо-голландская группа Royal-Dutch Shell также является примером мультинациональной корпорации.
Другим немаловажным критерием выделения различных ТНК является охват деятельности корпорации. В данном случае выделяют региональные и действующие преимущественно на глобальном уровне ТНК.Примером региональной ТНК может служить шведская корпорация IKEA.
Однако в последнее время в связи с расширением деятельности и экспансией ТНК, происходит их качественная трансформация, приводящая к образованию особенного, специфического типа корпораций-глобальных ТНК. К особенностям таких корпораций относят повсеместный сбыт товаров и услуг данных ТНК на мировых рынках, особая стратегия ТНК, направленная производство товара в основном с использование иностранного сырья, закрепление на многочисленных рынках посредством аффилированных компаний, перенос предприятий в страны с наименьшими издержками производства.
С точки зрения структрурно-организационной формы рассматривают следующие виды ТНК.
– горизонтально интегрированные корпорации с предприятиями, выпускающими большую часть продукции (например, производство автомобилей в США или сеть предприятий «Fast Food»):
– вертикально интегрированные корпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта. В частности, в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование – в другой, а продажа конечных нефтепродуктов – в третьих странах;
– диверсифицированные ТНК, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорации такого типа является швейцарская корпорация «Nestle», имеющая 95% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т. д. Число таких компаний в последние годы быстро растет.
1.3 Платформенные компании
Трансформационные процессы, происходящие в современном глобальном мире, отражаются в том числе на составе участников международных экономических процессов, появляются новые типы компаний, успешно действующие глобально, но отличающиеся от традиционных транснациональных корпораций (ТНК). Одним из таких новых типов глобальных экономических игроков являются платформенные компании (ПК). При анализе современных рынков и, в частности, рейтингов крупнейших транснациональных корпораций (Fortune Global 500; топ-100 крупнейших компаний мира по рыночной капитализации, PWC; 100 лучших мировых брендов, Interbrand и др.) заметна экспансия компаний, использующих цифровые технологии, электронную коммерцию и бизнес-модель платформ. Эффективность новой модели бизнеса побуждает традиционные компании встраивать платформы в свой бизнес, инициирует создание платформенных компаний-гигантов, которые формируют новые рынки за счет пересмотра классических предложений (например, компания Airbnb создала новое предложение аренды жилья у частных лиц, все больше вытесняющее предложения мировых игроков гостиничного бизнеса на рынке). Платформенная компания – субъект международного бизнеса, использующий цифровую платформу как бизнес-модель интернационализации, обеспечивающую взаимодействие между покупателем и продавцом цифровой услуги. Бизнес-модель платформы обладает значительной силой с точки зрения интернационализации благодаря таким существенным конкурентным преимуществам по сравнению с другими моделями, как цифровые технологии и сетевые эффекты.
В первую очередь такие фирмы уникальны тем, что являются участниками бизнеса, связывающими нужных покупателей с подходящими им продавцами, и наоборот. Роль платформ в качестве своеобразного посредника позволяет ее пользователям сократить трансакционные издержки и издержки поиска. Эта роль успешна ввиду использования платформами цифровых технологий, позволяющих осуществлять экстернализацию большей части производственной деятельности на пользователей платформ, которые не знакомы друг с другом и связаны равноправными отношениями.
Таким образом, платформы способствуют снижению затрат на трансакционные издержки и издержки поиска и контролируют их удаленно, уменьшая оппортунистическое поведение и неопределенность с помощью аналитики, а также формируя доверие с помощью рейтинговых систем и механизмов страхования. Цифровые технологии также позволяют платформам удаленно управлять задачами с помощью алгоритмов (например, оценка, информационные потоки, ценообразование). В результате они расширяют рыночную логику на новые рубежи, организуя торговые площадки, где небольшие трансакции могут масштабироваться и вызывать сетевые эффекты .
Одно из наиболее цитируемых определений ввели авторы книги «Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику – и как заставить их работать на вас» (2017) . Такие компании они называют «платформами». «Платформа (platform) − предприятие, обеспечивающее взаимовыгодные взаимодействия между сторонними производителями и потребителями. Она дает открытую инфраструктуру для участников и устанавливает новые правила» .
Следует отметить, что термин «платформа», «цифровая платформа» на современном этапе исследований в области цифровой экономики и платформенного бизнеса означает не только тип предприятия, а также «обеспеченную высокими технологиями бизнес-модель», группу технологий, «систему алгоритмизированных взаимовыгодных взаимоотношений значимого количества независимых участников отрасли экономики» , «обеспеченную высокими технологиями, монетизированную бизнес-среду» .
Отчасти именно неоднозначность понятия «цифровая платформа» послужила основанием для выработки термина, с целью определения отдельной категории компаний, представляющих платформенный бизнес, за которым, по словам Салима Исмаила, будущее экономики .
В другой статье К. Д. Бротхерс, К.Д. Гейссер и Ф. Ротхлауфа даётся определение компаниям, предлагающим пользователям платформу для взаимодействия друг с другом. Учёные вводят понятие «i-business firm», где под «i» подразумевается «Internet».
Ввиду отсутствия перевода статьи или её критики научным сообществом, возникла необходимость перевода термина «i-business firm» на русский язык как «фирма интернет-бизнес процессов».
«Фирмы интернет-бизнес процессов – особый вид компаний электронного бизнеса, которые используют Интернет и другие технологии компьютеризированной информационной системы с целью предоставления платформы на базе Интернета, позволяющей пользователям взаимодействовать друг с другом. Фирмы интернет-бизнес процессов создают ценность за счёт предоставления доступа к пользованию платформой, привлечения пользователей и налаживания перекрёстных отношений» . А. Страндберг в работе «Интернационализация цифровых компаний «рождённых глобальными» (2018) объясняет процесс и стратегии интернационализации объекта своего исследования – «цифровых компаний «рождённых глобальными». Автор также относит к ним Airbnb, Uber, Spotify, что позволяет включить термин исследовательницы в группу тех, которые представлены в научных трудах. Однако автор не даёт консолидированного определения данной категории фирм, а представляет объяснение отдельных понятий: «компаний «рождённых глобальными» и «цифровых компаний», внося лишь озадаченность в вопрос, как называть компании платформенного бизнеса и раскрывает ли термин «цифровая компания «рождённая глобальной» сущность её функционирования. Ссылаясь на ряд учёных, А.Страндберг определяет «компании «рождённые глобальными» следующим образом: «Компания «рождённая глобальной» − это «новое предприятие, которое действует для удовлетворения глобальной ниши с первого дня, оно должно иметь глобальное видение на начальном этапе, интернационализируется в течение двух лет с момента его создания,оно должно войти на несколько (по крайней мере два) международных рынков в течение этого периода, оно должно реализовывать не менее 25% от общего
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Афонцев С.А. Транснациональные компании и проблема глобального управления // ТНК в мировой политике и мировой экономике: проблемы, тенденции, перспективы / отв. ред. Э.Г. Соловьев. М.: ИМЭМО РАН, 2015.
2) Бабиков А.В. Транснациональные корпорации в мировой политике / дис. … канд. полит. наук.‒ М., 2015.‒264 с.
3) Баранчеев В. П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями. - М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2018. - 711 с.
4) Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). ‒ М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2015.
5) Винокуров Е. Ю., Либман А. М. Региональные организации: типы и логика развития. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017.— 88 с
6) Войтоловский Ф.Г. Механизмы косвенного влияния ТНК на принятие внешнеполитических решений в США: истоки и современность // ТНК в мировой политике и мировой экономике: проблемы, тенденции, перспективы / отв. ред. Э.Г. Соловьев. М.: ИМЭМО РАН, 2015
7) Грибанов Ю.И. Основные модели создания отраслевых цифровых платформ // Вопросыинновационной экономики. 2018. №2. Т.8. С. 223-234
8) Для развития цифровой экономики сформированы определения платформ // АНО «Цифровая экономика». URL: https://data-economy.ru/20180428_01 (дата обращения 12.05.2020)
9) Игнатишин Ю.В. Слияния и поглощения: стратегия, тактика, финансы. - СПб.: Питер, 2005. - 208 с.
10) Исмаил С., Мэлоун М., Геест Ю. Взрывной рост: почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать). М.: Альпина Паблишер, 2017. 440 с.
11) Киреев А.П. Международная экономика. М.: Международные отношения, 2017.
12) Курушина Е. В. Экономическая интеграция с позиций методологии научного познания (вопросы классификации) // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 8. — С. 1146–1150
13) Мировая экономика / под редакцией Б.М. Маклярского. М.:Международные отношения, 2017.
14) Степанов И.М., Ковальчук Ю.А. Платформенный капитализм // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 4(61). С. 107-124.
15) Чаудари П.С, Альстайн М., Паркер Дж. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику – и как заставить их работать на вас. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017
16) Acquier A., Daudigeos Th., Pinkse J. Promises and paradoxes of the sharing economy: An organizing framework. Technological Forecasting & Social Change, 125, 1-10. 2017
17) Brouthers K.D., Geisser K.D., Rothlauf F. Explaining the internationalization of i-businessfirms // Journal of International Business Studies. 2016. № 47. Pp. 513-534.
18) Buckley P.J., Casson M.C. The future of the multinational enterprise .London: Palgrave Macmillan. 1976
19) Coeurdacier N., Santis R.A. de, Aviat A., Cross-Border Mergers and Acquisitions, European Central Bank, Working Papers, N1018, 2009
20) Dunning J.H. Toward aneclectic theory of international production: some empirical tests. Journal of International Business Studies, 11 (1), 9-31. 1980
21) Ghasemkhani H., Soule D., Westerman G.F. Competitive Advantage in a Digital World: Toward an Information-Based View of the Firm. Cambridge: MIT Initiative on the Digital Economy, 2014. Pp. 1-25.
22) Moore J.F. (1993). Predators and prey: a new ecology of competition. Harvard Business Review, 71 (3), 75-86. 1993
23) Hymer S.H. The large multinational corporation: an analysis of some motives for the international integration of business, Revue Economique, 19(6), 949-973.(English version in M. Casson (Ed.) (1990) Multinational Corporations, Aldershot: Edward Elgar Publishing.. 1968
24) Paulson Buys $1.28 Billion Stake in AngloGold Ashanti, Bloomberg.com, 17 March 2009.
25) Platform Economy: Technology-driven business model innovation from the outside in //Accenture Technology Vision. Dublin: Accenture, 2016. Pp. 37-47
26) Strandberg A. The internationalization of digital born global firms. Contextual factors and behavioral implications : Master’s Thesis in the Master’s Programme “Management and Economics of Innovation”. Gothenburg: Chalmers University of Technology, 2018. 66 p.
27) Teece D.J. Dynamic Capabilities and (Digital) Platform Lifecycles. InJ. Furman, A. Gawer, B.S. Silverman, S.Stern(Eds.), Entrepreneurship, Innovation, and Platforms (Advances in Strategic Management, Volume 37) (pp. 211-225). Bingley: Emerald Publishing Limited. 2017
28) Vernon, R. International investment and international trade in the product cycle. The Quarterly Journal of Economics, 80(2), 190–207. 1966
29) Williamson O.E. The modern corporation: Origins, evolution, attributes. Journal of Economic Literature,19(4), 1537-1568. 1981