Фрагмент для ознакомления
2
минимума. В результате, в малообеспеченные семьи попадает менее 20% общего объёма социальных льгот и выплат [20].
Совершенствование системы социальной поддержки малоимущих связано с решением двух проблем:
1. Преобразованием системы государственных льгот и выплат;
2. Законодательным оформлением и практическим применением принципов назначения социальных трансфертов на адресной основе.
Основные принципы реформирования системы социальных льгот населению можно сформулировать как:
-сохранение права на назначение и предоставление социальных льгот и выплат населению за счёт собственных средств регионов и хозяйствующих субъектов;
-социальные льготы, предоставляемые по профессиональной принадлежности льготника, отменяются с одновременным повышением заработной платы либо модулируются в форму компенсационных выплат;
-льготы должны сохраняться у категорий граждан, которые имеют особые заслуги перед отечеством;
-льготы сохраняются у категорий населения, которые не могут прямым способом значительно повысить свой доход по экономическим условиям;
-остальным льготным категориям граждан социальные льготы следует переводить в одну из форм социальной помощи и предоставлять строго адресно на основе реально учитываемых критериев.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов наиболее эффективны следующие способы борьбы с бедностью:
-рационализация социальной поддержки малоимущих граждан с целью содействия в преодолении ими трудной жизненной ситуации собственными силами;
-обеспечение большей персонификации и индивидуализации при оказании социальной помощи гражданам;
-приветствуется преимущественно заявительный характер помощи и адресный принцип социальных выплат.
Качество оценки нуждаемости гражданина повышается с учётом ряда ключевых факторов:
-точность и достоверность определения получателей помощи;
-эффективность административных расходов;
-преимущественная ориентация на определённые слои населения;
-анализ мотивации получателей помощи к самостоятельному увеличению доходов.
Методы предоставления помощи малообеспеченным семьям и одиноким гражданам призваны стимулировать трудоспособных малоимущих граждан, находящихся по независимым от них причинам в трудной жизненной ситуации, к активному самостоятельному участию в её преодолении.
Данные меры позволят не только повысить эффективность социальных расходов, но и преодолеть традиционное отношение к населению как к пассивному объекту оказания помощи.
2.2 Актуальные проблемы социального обеспечения
Принятые федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 28.12.2013 № 442-ФЗ и “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995 № 122-ФЗ стали базой правового регулирования работы социальных служб, которое распространяется на все субъекты Российской Федерации, привнося новые элементы в правовые отношения, которые возникают между федеральными органами государственной власти и органами управления субъектов Российской Федерации [9].
Несмотря на активное развитие системы социального обслуживания в современной России, все же можно отследить ряд проблем, являющиеся крайне актуальными для общества. Среди них можно выделить:
-недостаточность финансирования, причина которого заключается в дефиците ресурсов при постоянном росте нуждающихся в получении помощи;
-недостаток профессиональных кадров, вызванный низкой заработной платой работников социальной сферы при достаточно тяжелой психологической и моральной нагрузке;
-неразвитая нормативно-правовая база, к которой приводит дефицит унификации документации на законодательном уровне;
-медленное развитие системы КЦСОН, ввиду недавнего появления подобных центров в Российской Федерации, вся система требует больших доработок.
В настоящее время Министерство труда ведет активную деятельность по реформированию и развитию данной области для оказания поддержки негосударственным центрам предоставления социальных услуг, а также для усовершенствования системы социального обслуживания.
Можно выделить четыре основных вектора развития, которые являются актуальными на данном этапе развития социального обеспечения.
Первый из них – долговременный уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
С 2018 года государство реализует проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Ожидается, что реализация пробного проекта завершится к 2021 году. Весь спектр технологии по долговременному уходу за пожилыми гражданами планируется внедрить во все регионы Российской Федерации к 2022 году [18].
Система долговременного ухода включает:
-комплексное социальное обслуживание;
-медицинскую помощь на дому в разной форме;
-привлечение к помощи патронажной службы;
-поддержку семейного ухода.
Общий объем средств федерального бюджета в 2019 году на данное направление составит 295 млн. рублей. В дальнейшем планируется также активно задействовать ресурс некоммерческих организаций.
По заявлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, подобный опыт работы оправдывает себя как весьма успешный. Доля некоммерческих организаций на рынке услуг социального обслуживания составляет 14 %, и планируется увеличить этот показатель до 23% [12].
Для того, чтобы деньги были закреплены за конкретной услугой, регионам следует дифференцировано подойти к установлению тарифов на услуги, что позволит повысить их качество, а в будущем привлечет в систему долговременного ухода частные компании.
В настоящий момент, ежегодно представители и получатели услуг встречают проблему недостатка либо избытка информации. Количество информации увеличивается, однако ориентироваться в таком объеме для граждан достаточно проблематично.
Ввиду этого, цифровизация социальной политики является одним из стратегически важных направлений в развитии социальной сферы. Использование цифровых технологий на государственном уровне направлено на решения ряда первостепенных зада, среди которых можно выделить следующие:
-максимальное упрощение процесса предоставления и получения социальных услуг;
-повышение скорости процесса предоставления и получения социальных услуг;
-сокращение пакет документов, необходимый для оформления заявки на получение услуг;
-совершенствование и унификация системы информирования граждан относительно социальной поддержки;
-расширение состава цифровых сервисов для граждан.
В настоящее время запущен проект по развитию системы единой государственной информационной системы социального обеспечения, а также разрабатывается Федеральный реестр инвалидов.
Активно поддерживаются государством разнообразные пробные социальные проекты, направленные на удобство и простоту получения социальных услуг.
Более того, для максимальной эффективности и результативности к работе привлекаются вузы из разных регионов страны.
С помощью применения цифровых технологий, социальная сфера в Российской Федерации становится более мобильной, способной к изменениям, а значит, повышается и качество предоставляемых социальных услуг для граждан.
С 1 января 2020 года изменился порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением ребенка.
Теперь право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого или второго ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации, более, чем в два раза.
Предполагается, что гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого или второго ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка.
Ежемесячная выплата назначается до достижения ребенком возраста одного года. После данного срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты - первоначально на срок до достижения ребенком возраста 2 лет, а затем на срок до достижения ребенком возраста 3 лет.
Также устанавливается, что осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого или второго ребенка прекращается при достижении ребенком возраста 3 лет.
Также утрачивает силу Указ Президента Российской Федерации от 30.05.1994 № 1110, согласно которому указанная выплата назначалась:
- матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, состоящим в трудовых отношениях;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Указ Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (ред. от 01.07.2014 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 6, ст. 589; 2001, № 7, ст. 629;
2. Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 49, ст.6939;
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, ст. 7007;
4. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ред. от 25.11.2013) // Сборник Собрание законодательства Российской Федерации от 1995 г., № 32, ст. 3198.
Литература
1. Адамов, В.Е. Экономика и статистика: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов; Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 2019. – 287с.
2.Антонова Н.В. Компенсационные выплаты в праве социального обеспечения и их значение (теоретико-правовой аспект) // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2018. - N 4. - С.34-38.
3.Гусев А.Ю. Развитие способов защиты права российских граждан на социальное обеспечение // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2018. - N 4. - С.41-43.
4. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. − М.: ИНФРА-М, 2005. − 624 с.
5. Еремина О.Ю. Правовое регулирование материнского капитала: практика применения и перспектива развития // Журн. рос. права. - 2018. - N 5. - С.125-138.
6. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2004. – 316 с.
7.Игонина Н.А. Защита прав инвалидов: содержание и сущностная характеристика / Н.А.Игонина, Т.В.Ашиткова // Философия права. - 2018. - N 2. - С.54-61.
8. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М. 2000. – 354 с.
9. Лунгу Е.В. Конституционные правоотношения и пенсионная реформа как фактор объективной правовой реальности // Рос. юстиция. - 2019. - N 2. - С.58-60
10.Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный мир», 2001. – 293с.
11. Мачульская К Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2010. № 1.
12.Мелкумов, Я.С. Социально – экономическая статистика: учебное пособие/ Я.С. Мелкумов.- М.: Инфра-М, 2019. – 234с.
13.Пластинина Н. Больничный во время отпуска без сохранения заработной платы // Трудовое право. - 2019. - N 5. - С.89-91.
14. Соловьев А.А. Оформление пенсий: Методические указания. - М.: Издательство «Приор», 2003. – 445 с.
15. Третьяков И.Л. Современные социальные технологии в области правовой защиты лиц пожилого возраста // Правовое государство: теория и практика. - 2019. - N 3. - С.53-59.
16. Федорова М.Ю. Право социального обеспечения в правовом механизме управления социальными рисками // Рос. юрид. журнал. - 2018. - N 5. - С.115-127.
17. Филатова, О.Г. Общая социология: учебное пособие / О.Г. Филатова. − М.: Гардарика, 2005. − 464 с.
18.Фомин А.А. Законодательная конструкция «социальная помощь малоимущим»: содержание и соотношение со смежными правовыми понятиями // Рос. юстиция. - 2019. - N 2. - С.6-8.
19. Черемисина, Т. Н. К вопросу о сущности потребительского рынка товаров как социально-экономической подсистемы региона // Социально-экономические явления и процессы. 2019. № 2 (48). С. 131-137
20. Щипанов Э.Ю., Щипанова В.И. Практикум по статистике / Ростов-на-Дону, 2018 – 168с.
21. Яковлев, А.М. Социальная структура общества / А.М. Яковлев. − М.: Экзамен, 2003. − 384 с.