Фрагмент для ознакомления
2
• региональные СМК (такие, в зону обслуживания, которых входит или отдельная административная единица государства, или исторически сложившаяся часть страны, для которой характерны те или иные особенности — например, Урал или Дальний Восток применительно к Российской Федерации);
• местные СМК (то есть районные, городские, корпоративные, организационные и им подобные).
Для печатных «СМИ» (СМК) характерна тенденция, в соответствии с которой аудитория предпочитает региональные средства массовой информации всем прочим. Главным образом это связано с тем, что местная редакция имеет возможность более полно учитывать запросы населения и устанавливать более демократичную ценовую политику.
Для общества наиболее важную роль играет массовая коммуникация.
Средства массовой информации призваны искать данные, собирать их, передавать, анализировать и распространять. Именно при этом могут решаться различные пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи. К СМИ относят: прессу, радио, телевидение, интернет, кинематограф, видеозаписи и рекламу.
Основные черты средств массовой информации:
1. публичность — неограниченный круг пользователей;
2. непостоянный объем аудитории, которая изменяется в зависимости от выявленного интереса к той или иной передачи, сообщения или статьи;
3. наличие специальных технических приборов, аппаратуры, издания.
В современной Российской Федерации существуют как государственные, так и коммерческие, и частные СМИ, и независимые СМИ.
Наличие государственных СМИ – обязательно, без этого государство не сможет конструктивно выполнять такую свою функцию, как своевременное оповещение общества о принятии новых законодательных актов (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации.
Невозможно переоценить влияние современных средств массовой информации (СМИ) на формирование подрастающего поколения. Большинство людей, как молодые, так и в возрасте, очень много смотрят телевизор, слушают радиопередачи, «бороздят» просторы Интернета, играют в компьютерные игры. Все это свидетельствует о том, как много они проводят времени именно там, в виртуально-медийном пространстве, а не в «реальной» жизни.
1.2. Влияние средств массовой информации на человека
Средства массовой информации, как и остальные направления человеческой деятельности имеют как положительные, так и отрицательные черты влияния на человеческое сознание.
Позитивные:
• возможность мобилизации общества на решение важных проблем (мер, оказание гуманитарной помощи определённой стране, введение режима карантина, ограниченного передвижения и т.д.);
• большое воспитательное значение, при формировании нравственности людей (помощь больным детям, малоимущим семьям, пожилым людям и т.д.);
• удовлетворение потребностей различной аудитории (телепередачи для детей, для взрослых, для людей, увлекающихся спортом, музыкой и т.д.);
Негативные:
• намеренное искажение передаваемой информации, имеющей политическую направленность в интересах определённых кругов общества. Дезинформация подается, как правило, из разных источников и западает в подсознание человека, как правило, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда — цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод достаточно эффективен;
• сталкивание различных интересов (выступление представителей различных партий накануне выборов), выполнении функций «посредников», использование СМИ для поддержки определённого кандидата и его программы. Метод семантического манипулирования, который предполагает тщательный отбор и специальные компоновки понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, позволяет влиять на восприятие информации;
• отвлечение общества от насущных проблем путём выпуска передач, программ развлекательного характера, различных шоу. Так называемый «метод отвлечения аудитории» от одной информации, переключение ее внимания на другую, поданную в максимально сенсационном виде. Цель новой информации — создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации;
В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, что приводит к появлению у человека, вопреки его воле, определенных чувств и состояний, побуждающих человека к осуществлению определенных действий, не совсем присущих его представлению о нормах и принципах поведения. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленного на него влияния. Проще внушить человеку то, к чему он склонен в силу своих потребностей и интересов. Основой деятельности СМИ составляет навязывание чего-либо обществу. Это негуманно, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются беспомощними перед подобным внушением.
Но и сама общественная мысль, в свою очередь, выполняет ряд функций:
— экспрессивную — контроль средств массовой информации, то есть руководствуется моральной властью, которая является очень эффективной, поскольку назревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезным последствиям, возможно, даже к каким-то государственных изменений;
— консультативную — выражение обществом своей точки зрения на какую-либо проблему, и таким образом может побудить институты власти действовать определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем.
— директивную — выносит общественное решение по теме или проблем социальной жизни, которые имеют безусловный характер. Например, выявление народной мысли во время выборов — в этом случае народ не только делает степень доверия тому или иному кандидату, но и выражает свое мнение.
Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность СМИ, которое формируется под его воздействием и освещает значимые, актуальные для народа проблемы с точки зрения социума.
Выводы по 1 главе
Таким образом, в современном обществе, которое ещё называют информационным, роль средств массовой информации просто невообразимо себе представить, она огромна. И по тому, насколько они свободны, честны, правдивы, можно судить и об уровне демократии в стране. Не случайно СМИ часто называют «четвёртой властью» в обществе.
События, происходящие в мире, показывают, что: имея в своем распоряжении инструменты, позволяющие манипулировать взглядами людей посредством СМИ, можно как развивать государственно-политическое устройство различных стран, так и бороться в «неугодными» правительствами, путем проведения агитационных мер на протяжении определенного времени.
Гава II. Прайминг в современной жизни общества
2.1. Прайминг и его особенности
В психологии фиксирование установки (эффект предшествования, прайминг) (англ. priming) — это механизм имплицитной памяти, обеспечивающий неосознанное и непреднамеренное влияние однократного воздействия стимула, какого-либо вида [12, с. 24], на реакцию на последующий стимул. [13, c. 48]
Например, слово МЕДСЕСТРА распознается быстрее после слова ДОКТОР, чем после слова ХЛЕБ. Существуют перцептивный, семантический и концептуальный прайминг. Исследования, однако, еще не установили с достаточной точностью продолжительность эффекта прайминга, [15, c. 21] [16, c.42] но начало его действия может быть практически мгновенным. [17, c. 23]
Прайминг проявляется сильнее, когда два стимула имеют одну модальность. Например, визуальный прайминг сильнее всего проявляется при поступлении визуальных сигналов, а словесный прайминг - в случае словесных сигналов. Однако прайминг также происходит между сигналами разной модальности, или между семантически связанными словами, такими как «доктор» и «медсестра».
Позитивное фиксирование установки ускоряет обработку воздействия стимула, негативное фиксирование установки замедляет (по сравнению с ситуацией отсутствия фиксирования установки) обработку воздействия стимула.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В.В. Красных. – М. : Гнозис, 2003. – С. 17.
2. Попова З.Д. Концептосфера и картина мира // Язык и национальное сознание / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – Воронеж : Изд-во Воронежского государственного ун-та, 2002. – Вып. 3. – С. 4-8.
3. Казыдуб Н.Н. Дискурсивное пространство как фрагмент языковой картины мира (теоретическая модель) : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Н.Н. Казыдуб. – Иркутск, 2006. – 34 с.
4. Жидков В.С. Искусство и картина мира / В.С. Жидков, К.Б. Соколов. – СПб. : Алетейя, 2003. – С. 62.
5. Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е.Г. Дьякова, А.Д. Трахтенберг. – Екатеринбург : УрО РАН, 1999. – 130 с.
6. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. – Барнаул : Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. – 236 с.
8. Рогозина И.В. Медиа-картина мира : когнитивно-семиотический аспект : дис. … д-ра филол. наук / И.В. Рогозина. – Барнаул, 2003. – 430 с.
10. Тулупов В.В. Газета : маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет / В.В. Тулупов. – Воронеж : Кварта, 2001. – С. 167-168.
11.https://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-v-politicheskoy- informirovannosti- studentov-sgu/viewer.
12. Владимиров И. Ю., Павлищак О. В. Преодоление фиксированности как возможный механизм инсайтного решения/СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ТВОРЧЕСТВА /Под ред. А. Л. Журавлева, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2015. — 303 с. С. 48-64
13. Weingarten E., Chen Q., McAdams M., Yi J., Hepler J., Albarracín D. From primed concepts to action: A meta-analysis of the behavioral effects of incidentally presented words (англ.) // Psychological Bulletin (англ.)русск. : journal. — 2016. — May (vol. 142, no. 5). — P. 472—497. — doi:10.1037/bul0000030. — PMID 26689090.
14. Bargh J. A., Chartrand T. L. Studying the Mind in the Middle: A Practical Guide to Priming and Automaticity Research // Handbook of Research Methods in Social Psychology (англ.) / Reis H., Judd C.. — New York, NY: Cambridge University Press, 2000. — P. 1—39.
15. Tulving E., Schacter D. L., Stark H. A. Priming Effects in Word Fragment Completion are independent of Recognition Memory (англ.) // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition (англ.)русск. : journal. — 1982. — Vol. 8, no. 4. — P. 336—342. — doi:10.1037/0278-7393.8.4.336.
16. Bargh J. A., Gollwitzer P. M., Lee-Chai A., Barndollar K., Trötschel R. The automated will: nonconscious activation and pursuit of behavioral goals (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. — 2001. — December (vol. 81, no. 6). — P. 1014—1027. — doi:10.1037/0022-3514.81.6.1014. — PMID 11761304.
17. Ben-Haim M. S., Chajut E., Hassin R. R., Algom D. Speeded naming or naming speed? The automatic effect of object speed on performance (англ.) // Journal of Experimental Psychology. General (англ.)русск. : journal. — 2015. — April (vol. 144, no. 2). — P. 326—338. — doi:10.1037/a0038569. — PMID 25559652.
18. Московский комсомолец выпуск от 10.04.2020г. [Электронный ресурс] Режим доступа: Свободный. Точка доступа: https://www.mk.ru/daily/newspaper/2020/4/10/