Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной массовой культуре видеоклипы стали настоящим культурным фено-меном благодаря широкому распространению, популярности (как пиковой, в момент выхода клипа, так и «остаточной») и, безусловно, той идеологии, которая заложена в сюжет.
Актуальность исследования в настоящее время обусловлена особым подходом, ко-торый практикуется при съемке клипов в последние годы. Десятилетиями социологи называли видеоклипы порождением постмодернистской культуры. Действительно, в профессиональных музыкальных видео рубежа XX–XXI веков прослеживаются мно-гие аллюзии на другие художественные произведения. Но в последние годы многие аллюзии и откровенные заимствования используются не ради повышения художе-ственности визуального ряда, а для развития ироничного контекста. Особенно при-мечательно, когда авторы видеоклипов иронизируют над заведомо простыми (и ино-гда подзабытыми) сюжетами.
Колоритным примером такого «постмодернизма в чистом виде» стал клипы Арианы Гранде на песню «thank u, next», премьера которого на YouTube состоялась 30 нояб-ря 2018 года. Создатели откровенно заимствовали образы из несложных (но знако-вых в своё время) комедий 2000-х годов: «Добейся успеха», «Из 13 в 30», «Блондин-ка в законе» и «Дрянные девчонки». Но, пожалуй, самым выдающимся элементом видеоклипа стало камео Крис Дженнер, которая появляется в гипертрофированном образе не то мамаши из фильма «Дрянные девчонки» в исполнении Эми Полер, не то в роли самой себя из известного реалити-шоу.
За 24 часа видео «thank u, next» набрало более 50 миллионов просмотров на YouTube, побив рекорд количества просмотров Vevo, ранее установленный корей-ской группой BTS. Оно также побило рекорд YouTube: видео набрало больше про-смотров, чем любое другое видео YouTube за 24 часа. К настоящему времени ви-деоклип был просмотрен более 507 млн раз .
Учитывая вышесказанное, цель работы: определить формирование видеоклипов как современного синкретичного вида искусства. В рамках цели ставятся такие задачи:
1. Определить историю развития видеоклипов.
2. Установить влияние видеоклипов на музыкальную индустрию.
3. Обозначить степень влияния видеоклипов на аудиторию.
4. Проанализировать культурный феномен видеоклипа.
Ранней хронологической рамкой настоящей работы стал 1981 год, когда в США был создан канал MTV. Географические границы также ограничены США, поскольку именно эта страна десятилетиями задавала стандарты в развитии видеоклипов, и в эту страну приезжали для съемок клипов многие исполнители, особенно, из Велико-британии и Австралии.
При подготовке работы были изучены историографические и исторические матери-алы, которые были сопоставлены посредством сравнительно-исторического метода. Применение сравнительно-исторического метода позволяет установить и сопоста-вить этапы эволюции объекта этого исследования, разобраться в происшедших из-менениях в указанный временной период.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВИДЕОКЛИПОВ: ОТ MTV К YOUTUBE
1.1. Влияние MTV на музыкальную индустрию 1980-х годов
Музыкальные видео в различных форматах (записи концертов, выступления музы-кантов на телевидении) появились еще в первой половине XX века. Но только со-здание в 1981 году музыкального телеканала, полностью посвященному трансляции видеоклипов, можно считать начальным этапов в развитии этого вида искусства. Ес-ли до MTV записи видеоклипов носили, преимущественно, хаотический характер, а по качеству и бюджету такой контент зачастую не отличался от выпуска вечерних но-востей, то с развитием MTV видеоклипы стали обособленной индустрией, стоимость производства такого видео росла с течением времени, а съемками стали руководить режиссеры первой величины.
Музыкальные клипы были в дефиците в начале 1980-х, поэтому MTV проигрывали все, что могли. Многие звукозаписывающие компании в Америке не верили в MTV и не хотели предоставлять музыкальные клипы за свой счет. Большая часть музыкаль-ных клипов, которые проигрывал MTV, пришла из Европы, где звукозаписывающие компании делали короткие промо-фильмы для своих артистов для воспроизведения на видео-музыкальных автоматах – популярной новой технологии того времени. В течение 24 часов проигрывалось всего 250 музыкальных клипов, зато первые музы-канты MTV получили неожиданно широкую известность.
Легенда гласит, что менеджер Duran Duran посмотрел MTV и подумал, что может сломать группу в Америке, выпустив возмутительное музыкальное видео, которое заставит людей говорить. Идея состояла в том, чтобы сделать видео с показом поди-ума с моделями, борьбой сумо и сексом. Видео, которое они сделали, было на песню Girls on Film. MTV отредактировало видео, чтобы устранить грубые фрагменты, но оно все равно вызвало переполох и привлекло внимание к британской группе. Вне-запно каждая группа захотела снять видео, как Duran Duran. Затем группа продол-жила снимать культовые видеоклипы эпохи, снятыми австралийским режиссером Рассел Малкэхи, который быстро стал автором видеоклипов .
Канал MTV сделал музыкальные клипы популярными и успешными, транслируя их 24/7. Артисты из разных жанров музыки рекламировали себя на MTV с помощью клипов, исполняющих свою песню с хореографическим танцем и визуальными обра-зами, которые символизировали текст песни. Многие музыкальные клипы воспроиз-водят историю. Это приводит к интересному выводу. Песню, которую кто-то слышал по радио или в Интернете, можно легко забыть, но музыкальное видео помогает со-хранить песню в памяти людей еще долго после ее просмотра. Такие люди, как Майкл Джексон и Мадонна, во многом обязаны своим успехом публичности, которую они получили от показа на MTV.
Предоставляя музыкальные видеоклипы непосредственно для публики, MTV помог-ли омолодить музыкальный бизнес, который переживал спад с тех пор, как популяр-ность дискотеки достигла своего пика в 1978 году. Молодежная аудитория начала появляться на концертах, с родителями на буксире, чтобы увидеть исполнителей, которых они обнаружили по телевизору. Там, где телевидение ранее продавало ку-миров-подростков, таких как Фабиан и Рики Нельсон, музыкальное видео создавало молодую кричащую аудиторию для Джорджа Майкла из Уэма, Бобби Брауна и Джона Бон Джови.
Танцы и хореография, отрицаемые только что появившейся школой рокеров 1970-х годов, таких как Allman Brothers и Led Zeppelin, вернулись. Альбом Майкла Джексона 1982 года Thriller стал самым продаваемым альбомом в истории, так как его видео-изображение проходило через телевизионные экраны по всему миру. Жизнь подра-жает телевидению.
Новые поп-звезды начала 1980-х годов, такие как Мадонна, Синди Лаупер и Бой Джордж, разработали тщательно изготовленные глянцевые изображения, часто ис-пользуя яркие костюмы и стилизованные жесты, которые делали их похожими на живых героев мультфильмов. Концертное выступление Майкла Джексона или Ма-донны стало последовательностью производственных номеров, с костюмами, хорео-графией и изобилием спецэффектов, поскольку исполнитель из плоти и крови пы-тался соответствовать консервативному совершенству видео.
Первый взрыв музыкальных клипов вселил надежду на то, что они сами могут стать формой искусства – кратким, современным электронным аналогом оперы. По боль-шей части этого не произошло; видеоклипы – это, во-первых, рекламные акции, а во-вторых, художественные высказывания, и большинство новых идей были поглоще-ны имитацией и клише. Есть много исключений, от минималистских до экстрава-гантных, но типичное музыкальное видео по-прежнему включает в себя просмотр исполнителем синхронизирующих по губам песен с или без интерполяционной сю-жетной линии или танцевальной программы.
На самом деле музыкальное видео оказалось хищной эксплуатацией визуальных образов. В поисках резонансных, бросающихся в глаза, но мгновенно узнаваемых сцен, режиссеры музыкальных видео просмотрели и пародировали огромный запас старых фильмов, картин, телесериалов, рекламных объявлений и даже других музы-кальных клипов. Для академических обозревателей музыкальное видео является типично постмодернистским, без разбора черпая из высоких и низких культур из прошлых и актуальных стилей, создавая всеобъемлющую, головокружительно за-стенчивую стилистику .
1.2. Качественное развитие видеоклипов
Голливудские фильмы втянуты в сферу музыкального видео. Штатные режиссеры – Брайан Де Пальма, Мартин Скорсезе, Джон Сэйлс – попробовали свои силы в ви-деоклипах. Такие режиссеры, как Жюльен Темпл («Земные девушки легкодоступны») начинали с музыкальных клипов и перешли в художественные фильмы. В фильмах, особенно предназначенных для подростков, таких как «Рискованный бизнес» или «Клуб “Завтрак”», были показаны эпизоды, похожие на музыкальные клипы. Со вре-менем песни из фильма стали выпускать в виде сингла с видео, похожим на трейлер фильма.
Телесериалы также начали крутить популярные треки в значимых сценах. В сериале «Полиция Майами» погони и любовные сцены сопровождались недавними хитами, а визуальный ряд с преувеличенными ракурсами был стилизован под MTV.
В ноябре 1992 года MTV начал перечислять режиссеров наряду с исполнителями в подписях к песням, что отражало тот факт, что музыкальные клипы все чаще стано-вятся авторской средой. В 1990-е такие режиссеры, как Крис Каннингем, Мишель Гондри, Спайк Джонс и другие начали свою карьеру со съемки видеоклипов. Они привнесли уникальное видение и стиль в видео. Некоторые из этих режиссеров, в том числе Гондри, Джонс, Лассе Халльстрем и Дэвид Финчер, впоследствии стали режиссерами крупнобюджетных голливудских фильмов.