Фрагмент для ознакомления
2
Управленческое событие, начавшееся в самом начале истории человеческого общества, сейчас переживает бурное развитие, находясь в статусе самостоятельной профессии с общим названием менеджмент .
Институционализация управленческой профессии в России началась в 1994 году с создания типовых специальностей в образовательных учреждениях «Менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере», «Государственное и муниципальное управление». Активная работа по формированию и развитию современных международных стандартов управления бизнесом в российских компаниях ведется Ассоциацией менеджмента.
В условиях экономического развития возникает потребность в управленческих направлениях, которые будут решать междисциплинарные типы задач: управление краудфандингами и инвестиционными площадками (онлайн-среда, предназначенная для софинансирования и инвестирования в интересные идеи и авторские проекты) .
Предварительная оценка проектов по получению средств - она проводится, а также анализируются конфликты между инвесторами и владельцами проекта; Менажеры инвестиций фонда, а также непосредственный контакт с людьми одаренными и талантливыми имеет портфолио специалистов сферы образования, научных исследований, сопровождающих курс их образования и карьеры, связанных с максимизацией собственных доходов и, как следствие, доходов трастового фонда; (агенты модели, и звезды кино, и спортсмены, и молодые спортсмены, и молодые люди); менеджер межкультурной коммуникации, сопровождающий поток документов компании на иностранные языки, контролирует основной смысл (например, при выборе маркетинговых лозунгов), обучает сотрудников транслировать смысл на иностранных языках и изучает особенности культуры переговоров с партнерами иностранных компаний. Консультирует руководство компании по ведению бизнеса в других странах; Менеджер по онлайн-продажам проводит офлайн-механизмы интернет-продвижения, организует онлайн-маркетинговые кампании, сопровождает компанию, которая имеет собственные интернет-магазины или работает с партнерами для улучшения обслуживания клиентов (например, скорость передачи данных).
Профессия менеджера связана с необходимостью принимать решения. В середине XIX века, когда бурно развивалось промышленное производство, появилась форма корпоративной собственности и появились акционерные общества. В акционерном обществе много собственников и, как правило, они не выполняют функции управляющих. Поэтому они начали нанимать людей для выполнения этих функций.
В то же время возникла так называемая агентская проблема, поскольку в каждом акционерном обществе наемный управляющий управляет чужим имуществом, принадлежащим акционерам. Эта проблема до сих пор не решена полностью. Менеджмент по-прежнему остается инновационной областью, где что-то было изобретено.
Человечество все еще сталкивается с кризисным управлением. Например, в 2001 году произошел серьезный управленческий кризис, после которого стали очевидны ограничения на простую на первый взгляд идею о том, что менеджер должен заботиться об увеличении стоимости акционеров компании и ее рыночной капитализации. Этот кризис миновал, были внесены законодательные коррективы, но не исключено, что через некоторое время нас ждут неожиданные новые сюрпризы.
До промышленной революции, как правило, собственник предприятия -мастерской или фабрики - сам выполнял функции управляющего. Он был, конечно, мастером на низких уровнях специалистов, которые выполняли чисто исполнительные должности .
Глобальные тенденции экономического развития, научно-технический прогресс, а также национальные, культурные и исторические особенности развития государства играют важную роль в управлении и формировании профессии «менеджер».
Несомненно, все эти факторы повлияли на развитие и состояние современного менеджмента в России, а также на возникновение и развитие управленческой профессии.
После исторического развития управленческой профессии стало ясно, что на начальном этапе ее исторического развития ее функции ограничивались распределением и контролем общественной ответственности. Во времена античности и средневековья, с развитием ремесел, торговли и строительства, администратор - это предприниматель, человек, который выполняет определенный заказ и регулирует свою деятельность. С формированием товарно-денежных отношений, научно-техническим прогрессом, развитием производства возникает потребность в администраторе . С развитием экономики профессия менеджера становится одной из основных и требования к современному администратору достаточно высоки. Умение работать в команде, конструктивно общаться с клиентами и партнерами становится важным условием эффективной работы менеджера.
Мы считаем, что изучение мирового опыта формирования, развития и становления профессии менеджера станет серьезной основой для наших дальнейших исследований по повышению качества профессиональной подготовки будущего менеджера. Проведенный анализ показал, что формирование управленческой профессии связано с историческими, культурными и экономическими особенностями эпохи. Это позволит вам лучше понять, каким должен быть современный менеджер и как должны быть созданы условия для качественной подготовки будущего менеджера в вузе.
2.2 Операционный менеджер: сферы принятия решений, знания, умения, навыки
Операционный менеджер-это человек, который управляет производственными и сервисными процессами на уровне выполнения отдельных операций . Оперативные менеджеры-это в основном линейные менеджеры более низкого уровня, которые работают в оперативном режиме и должны принимать управленческие решения непосредственно на местах.
В обязанности оперативных руководителей входит вся деятельность организации, связанная с преобразованием поступающих ресурсов в выпуск продукции. То есть это управление в процессе создания товаров (услуг), которое осуществляется на уровне операций, начиная с обеспечения организации необходимыми ресурсами и в процессе их преобразования в готовую продукцию (услуги).
Операционный менеджер является ключевым лицом, ответственным за производство товаров и услуг; в зависимости от специфики операционной деятельности операционные менеджеры могут управлять различными видами работ. Однако характер функций в каждом конкретном случае связан с управлением. Независимо от вида производимой продукции и характера самого производства, любой операционный менеджер выполняет следующие основные управленческие функции :
- целеполагание - исходя из общих целей компании, операционные менеджеры определяют цели и задачи в области операционной деятельности;
- планирование-менеджеры разрабатывают программы, политику, процедуры, которые помогут достичь поставленных целей в области оперативной деятельности, в частности-формируют производственные планы, планируют потребности и сроки использования необходимых ресурсов,
- разработка программ по внедрению новых продуктов, технологий, операционной деятельности и так далее .
Частью этой функции является прогнозирование-вероятностная оценка характера изменений целей или путей развития объекта управления, а также ресурсов и организационных мер, необходимых для достижения ожидаемых результатов;
- организация и координация-функция "организация" обеспечивает практическую реализацию принятых планов и программ; она связана с распределением материально-технических, пространственных, энергетических, информационных, финансовых и трудовых ресурсов между отдельными направлениями оперативной деятельности. В процессе организационной деятельности обеспечивается необходимая согласованность (т. е. координация) действий оперативных подразделений и отдельных специалистов по выполнению планов. Распределяя задачи и ресурсы между отдельными исполнителями, группами, отделами и подразделениями операционной системы для выполнения производственных планов (т. е. организуя производственный процесс), менеджеры формируют и развивают производственную структуру и систему управления производством. Совместная трудовая деятельность людей должна осуществляться с наивысшим качеством и наивысшим результатом при наименьших затратах ресурсов .
Особенность этой функции заключается в том, что она является единственной, которая обеспечивает взаимосвязь людей и повышает эффективность их работы;
- мотивация-менеджеры управляют людьми и поощряют сотрудников операционной системы организации к выполнению поставленных задач. Данная функция основана на использовании мотивационных (экономических и психологических) регуляторов деятельности действующих субъектов
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры. Социологический анализ становления профессии / Р.Н.Абрамов. – М.: КомКнига, 2005. – 280 с.
2. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации; Синергия / А.Р. Алавердов. – М.: Росток, 2012. – 656 c.
3. Алексеев Н. Эволюция систем управления предприятием / Н. Алексеев // Проблемы теории и практики управления. – 2017. − №2 (99). – С. 35-42
4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Academia, 2004. CLXX. – 788 с.
5. Бубличенко М. (перевод с английского). Суперменеджер: создание успешной команды / Серия «Бизнес-класс». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 96 с.
6. Вишнякова М. «Кристаллическая решетка» менеджера // Справочник по управлению персоналом. – 2008. – №9 – С.60-64
7. Волков О.И. Организация производства на предприятии: Учебное пособие для вузов / Под ред. Волкова О.И. – М.: Инфра-М, 2012. – 448 с.
8. Дьякова О.В. Разработка системы показателей оценки эффективности управления // Научное обозрение. – 2013. – № 2. – С. 284 – 291
9. Друкер П. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. / П. Друкер. − М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. − 432 с.
10. Евграфова Л.Е. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента компании // Актуальные вопросы экономических наук. – 2013. – № 35. – С. 153–158.
11. 3азыкин В.Г. Менеджер: психологические секреты профессии / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. – М.: Просвещение, 2012. – 165 с.
12. История менеджмента: учебн. пособие / Под ред. Э.М.Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 240 с.
13. Карпычев А. Эффективный топ-менеджер // Справочник по управлению персоналом. – 2006. – №2 – С.14-17
14. Козловский В.А., Кобзев В.В. Производственный и операционный менеджмент Учебное пособие / Под общей ред. проф. В. В. Кобзева. –СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2002. – 196 с.
15. Колпаков В. Управление развитием персонала: учебное пособие / Виктор Колпаков; Межрегиональная академия управления персоналом. – К: МАУП, 2006. – 709 с.
16. Московская А.А. Профессионализация менеджмента в России: цели, барьеры, перспективы. Социологические исследования / А.А. Московская. – 2011. – № 7. – С.26–37.
17. Нацыпаева Е.А. Операционный менеджмент: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 38.03.02 Менеджмент (профиль «Управление инновациями и инвестициями»). – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. – 112 с.
18. Новицкий В.Н. Организация производства на предприятиях: Учеб. пособие / В.Н. Новицкий. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 368 с.
19. Рязанова В.А. Организация и планирование производство / Рязанова В.А., Люшина Э.Ю. – М.: Академия, 2010. – 272 с.
20. Сергеев А.Л. Институты управленческой парадигмы // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 2. – С.55–66
21. Стерлигова А.Н. Операционный производственный менеджмент / А.Н. Сергеев. – Мн.: Харвест, 2009. – 257 с.
22. Сурков С.А. Люди на работе: учебник по организационному поведению / С.А. Сурков. – М.: Изд-во «ДиС», 2005. – 304 с.
23. Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 256 c.
24. Чейз Р. Производственный и операционный менеджмент: 8-е изд. (пер. с англ.) / Ричард, Б. Чейз, Николас, Дж. Эквилайн, Роберт, Ф. Якобс. – М.: Вильямс, 2001. – 704 с.
25. Чичкина В. Д. Организация и планирования производства: учебн. Пособие / В.Д. Чичкина. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2012. – 186 с.
26. Шеметев А.А. Управленческое консультирование Управленческий консалтинг: Учебное пособие для студентов вузов / А.А. Шеметов. – Учебное. – М.: Научная библиотека, 2014. – 416 с.
27. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учеб. пособие / Г.И. Шепеленко. - Изд.6-е, доп. и перераб. – Ростов н / Д: МарТ: Феникс, 2010. – 601 с.