Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Значение нормативного правового акта как одного из основополагающих элементов правовой основы федерализма переоценить невозможно. Та эффективность, при которой реализуются полномочия органами исполнительной власти непосредственно связана с их нормативно-правовым оформлением. Разнообразная административная деятельность этих органов, предусматривает наличие такой процедуры, как подготовка, принятие и регистрация нормативного правового акта.
Нормативные правовые акты занимают центральное место в механизме реализации предписаний Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства и др.
Ежегодно в нашей стране лишь только на федеральном уровне принимается около двух тысяч нормативных правовых актов, которые занимают свое место в системе законодательства, и обладают соответствующей юридической силой, а также регулируют конкретную группу общественных отношений. Органы исполнительной власти занимают особое место среди субъектов нормотворчества.
Нормативные правовые акты, принимающиеся в пределах своей компетенции органами исполнительной власти занимают важное место в правовой системе России.
Степень научной разработанности. Данная тема приковывала к себе внимание таких ученых-правоведов как: С.С. Алексеева, А.В. Малько, Д.А. Керимова, В.В. Лазарева, А.Ф. Шебанова, В.И. Гоймана-Червонюка, А.П. Алехина, В.И. Новоселова, Ю.А. Тихомирова, Д.Н. Бахраха, А.П. Коренева, Р.Ф. Васильева, А.П. Шергина, М.В. Костенникова, В.В. Черникова, Б.В. Дрейшева, Н.Г. Салищевой, A.M. Целика, Е.С. Слесаревой, Б.В. Российского, и многихдр.
Объект исследования нормативные правовые акты органов исполнительной власти.
Предметом исследования нормативные правовые акты органов исполнительной власти, которые являются частью правовой системы Российской Федерации.
Цель исследования установление места и роли нормативных актов органов исполнительной власти, определение их значимости для регулирования общественных отношений.
Цель исследования предопределила решение следящих задач:
• Рассмотреть понятие и значение нормативных правовых актов.
• Определить юридическую природу нормативных правовых актов органов исполнительной власти.
• Рассмотреть виды нормативных правовых актов органов исполнительной власти.
• Рассмотреть порядок принятия нормативных правовых актов органов исполнительной власти.
Структура работы включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика нормативных правовых актов органов исполнительной власти
1.1. Понятие и значение нормативных правовых актов
Право это сложное социальное явление и основа любого государства. Помимо внутренней структуры, право имеет и определенные формы внешнего выражения. Так, под внешней формой права принято понимать юридические источники, которые формально закрепляют правовые предписания, адресованные участникам правоотношений. Однако помимо формальных (юридических) источников право также имеет и другие истоки своего формирования, то есть систему факторов, характеризующих его содержание и формы выражения.
Нормативный правовой акт является самым распространенным источником права, выражающий большинство правовых норм, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Нормативные акты как форма права начинают появляться с развитием централизованного государства, его становления и усиления его роли.
Наиболее распространенные правовые формам выражения исполнительной власти в России это: законы, указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, положения, уставы, правила, приказы, и т.п.
По нашему мнению, наиболее полные и емкое, определение нормативно-правового акта было предложено в 1982 г. С.С. Алексеевым, который сформулировал: «нормативно-правовой акт как письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение» .
А.Ф. Черданцев понимал по нормативным правовым актом официальный документ управомоченного субъекта, содержащий нормы права, обязательные для неопределенного числа лиц . В.К. Бабаев полагает, что нормативный правовой акт является предписанием субъекта правотворчества, который содержит юридические нормы .
В целом, можно выделить следующие признаки нормативного правового акта, присущие нормативным правовым актам органов исполнительной власти:
• создание в результате правотворческой деятельности компетентных органов;
• издание в определенной форме каждым органом исполнительной власти;
• установление норм права, которые представляют собой общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера и рассчитанные на многократное применение.
М.Н. Марченко подчеркивает, что: «все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов» .
Рассмотрев ряд определений можно сделать вывод о том, что нормативный правовой акт органа исполнительной власти:
• носит официальный (публичный) характер и обязателен для всех субъектов, подпадающих под сферу его воздействия;
• издается на основе и во исполнение федеральных законов, а также по собственной инициативе в пределах компетенции.
Юридическое значение нормативного правового акта органа исполнительной власти заключается в следующем:
• он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;
• он возлагает конкретные обязанности на субъекты управления или наделяет их определенными правами;
• он выступает в качестве юридического факта, то есть основания для возникновения, изменения или прекращения правоотношений в сфере управления;
Нормативный правовой акт может служить:
• основанием для издания других актов управления;
• доказательством для суда;
• основанием для возбуждения судебного дела;
• условием действительности других актов органов государственного управления, а также гражданско-правовых актов (например, договора купли-продажи).
Таким образом, можно заключить, что нормативный правовой акт является официальным документом, который принят органом исполнительной власти в рамках компетенции, содержащий нормы права – правила поведения общего характера, неперсонифицированные, рассчитанные на многократное использование, направленный на регулирование наиболее важных, социально-значимых общественных отношений, требующих государственного воздействия.
1.2 Юридическая природа нормативных правовых актов
Для того, чтобы определить природу и сущность нормативного правового акта требуется изучить его признаки. В течении продолжительного времени, учеными было выявлено и исследовано огромное количество признаков нормативного правового акта.
Итак, назовём наиболее актуальные признаки нормативного правового акта:
имеет письменную форму и является носителем правовой информации;
является официальным документом, поскольку принимается от имени государства, обязателен к исполнению и в случае неисполнения обеспечивается государственным принуждением;
принимается уполномоченным на то субъектом и в установленном порядке;
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993// Собр. законодательства Рос. Федерации от 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2. Об обязательном экземпляре документов: Федер. закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации от 02.01.1995г. № 1. ст. 1.
3. О языках народов Российской Федерации: Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1// Ведомости СНД и ВС РСФСР от 12.12.1991г. № 50. ст. 1740.
4. О Правилах дорожного движения: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)//Собрание актов Президента и Правительства РФ от 22.11.1993г. № 47, ст. 4531.
5. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009// Собр. законодательства Рос. Федерации от 18.08.1997 г. № 33. ст. 3895.
6. О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260// Собр. законодательства Рос. Федерации от 07.06.2004г. № 23. ст. 2313.
7. О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения: Постановление Правительства РФ от 25.08.2012 № 851 (вместе с «Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения»)//Собр. законодательства Рос. Федерации от 03.09.2012 г. № 36. ст. 4902.
8. О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 (вместе с «Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии»)//Собр. законодательства Рос. Федерации от 24.12.2012 г. № 52. ст. 7491.
9. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. № 191н// Российская газета от 5 марта 2011 г. № 47.
10. Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@: Приказ ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2019 № 56174) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.10.2019г.
Научная и учебная литература:
11. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2-х т. Т. 1. – М.: Юрид. лит., 1982. – 360 с.
12. Бикмурзина Н.С., Дементьева Т.Н. Нормативно-правовой акт как источник права/Н.С. Бикмурзина, Т.Н. Дементьева//В сборнике: Инновационное развитие науки и образования Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 148-151.
13. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.
14. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права России: учебное пособие: в 2 т. Т. 1. Государство. - Москва: Проспект, 2019
15. Павлов В.С., Працко Г.С., Исакова Ю.И. Нормативно-правовой акт в системе источников Российского права/В.С. Павлов, Г.С. Працко, Ю.И. Исакова//В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ сборник статей VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 12-14.
16. Примов Б. Экспертиза нормативного правового акта и эффективность законодательства/Б. Примов//В сборнике: Высшая школа: научные исследования сборник научных статей по итогам работы Межвузовского научного конгресса. 2019. С. 31-37.
17. Татаров Р.А., Гатаова З.М., Ульбашева Л.Р. Нормативно-правовой акт: понятие, структура/Р.А. Татаров, З.М. Гатаова, Л.Р. Ульбашева//В сборнике: Перспектива-2019 материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. С. 371-373.
18. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 1999. – 592 с.
19. Теория государства и права : учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019.
20. Теория государства и права: Учебник / Морозова Л.А. – 5-ое изд., перераб. и доп.М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. – 464с.
21. Теория государства и права (теория права): в схемах и определениях. Славова Н.А.Учебное пособие / Петрозаводск, 2020.
22. Уманская В.А. Современные подходы к понятию нормативных правовых актах в науке и практике/В.П. Уманская В.П.//Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2019. № 3 (38). С. 144-156.
23. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учеб. – М.: Юрайт, 1999. – 429 с.