Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития обществу нужен такой человек, который будет способен принимать самостоятельные решения, будет обладать способам получения знаний, будет готов к сотрудничеству с другими людьми, будет стремиться к самообразованию. Поэтому актуальность данной темы исследования обусловлена проблемой поиска такой технологии обучения, которая была бы направлена на то, чтобы ученики были активными участниками процесса обучения, самостоятельно решали познавательные задачи, а не пассивно воспринимали учебную информацию. Наибольшее число ученых признают такой технологией технологию проблемного обучения, которая, по их мнению, лучше всего подходит для развития интеллектуальных способностей. Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, то есть оно более интенсивно, чем не проблемное обучение, влияет на развитие творческого мышления учащихся.
Проблемное обучение положительно воздействует на усвоение таких составляющих содержания образования как знания, умения и навыки, ценности, творческой деятельности на каждом уроке. Технология проблемного обучения направлена на самостоятельный поиск информации, активизирует мышление, и поэтому делает обучение личностно-значимым. Дети учатся самостоятельно видеть проблему, формулируют ее и затем находят пути решения этой проблемы.
Проблемное обучение развивает способности к творчеству и потребности в творческой деятельности, то есть оно влияет на развитие творческого мышления учащихся интенсивнее, чем не проблемное обучение.
Проблемное обучение в педагогической литературе рассматривается как педагогическая технология, направленная на активное получение знаний, развитие творчества, привлечения к научному поиску. Проблемное обучение влияет на ход всего образовательного процесса, однако нельзя все обучение сделать проблемным, поскольку, во-первых, задачи проблемного обучения не требуют использования всего учебного материала. Во-вторых, в содержании образования есть много сложных вопросов, недоступных для самостоятельного проблемного освоения школьниками. К тому же, есть учебный материал, который необходимо запомнить. В соответствии с этим, в каждом отдельном случае нужно решать вопрос об уместности применения данной учебной технологии.
В школе использование данной технологии направлено на то, чтобы поставить ученика в положение исследователя некоторых посильных для него проблем. Педагог со своей стороны должен помогать и руководить процессом исследования, но не устранять трудности, а готовить обучающегося к их преодолению. Проблемное обучение опирается на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, и на основе этого способствует развитию интеллекта, эмоциональной сферы и формированию мировоззрения. В этом состоит главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстративного. Оно предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе проблемного обучения лежит личностно-деятельностный подход к организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Степень разработанности проблемы. Идея проблемного обучения не нова. Она высказывалась ещё классиками педагогики. Из общественных деятелей педагогической науки ее четко формулировал К.Д. Ушинский, считавший, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины.
В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В.Н. Максимова, И.Я. Лернер. Каждый из названных авторов вносит что-то свое в научную разработку этой темы. При этом ряд общих и частных вопросов проблемного обучения трактуется и интерпретируется по-разному.
Проведение уроков математики с использованием элементов проблемного обучения способствует активизации познава-ельной деятельности младших школьников, качественному усвоению математических понятий. В связи с вышеизложенным, проблемой исследования является реализация педагогических условий проблемного обучения на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования: процесс организации проблемного обучения.
Предмет исследования: педагогические условия реализации проблемного обучения на уроках математики во 2 классе.
Цель исследования: обосновать педагогические условия использования проблемного обучения на уроках математики во 2 классе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия проблемное обучение.
2. Выявить особенности организации проблемного обучения в школе.
3. Проанализировать дидактические и методические аспекты реализации проблемного обучения на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования, синтез, индукция, дедукция.
1. Теоретические основы проблемного обучения
1.1. Сущность проблемного обучения
Направленная на обучающихся педагогика, в которой ученики усваивают материал посредством практического решения задачи – это проблемно-ориентированное обучение. Метод проблемного обучения изначально использовался в медицинских образовательных организациях. После чего данная технология стала обширно применяться и в других образовательных организациях. Проблемное обучение развивает критическую оценку и способствует обучению во взаимодействии с другими участниками процесса обучения 6, с. 12.
Ключевой дефиницией проблемного обучения является проблема (от греческого – «задача»). С философской точки зрения «проблема» понимается как знание о незнании.
С педагогической позиции проблема – это «сложное теоретический или практический вопрос, требующий решения, изучения, исследования. Проблема возникает там, где личность сталкивается с интеллектуальным затруднением в процессе решения реальных ситуаций» [2, c.25]. Проблемы могут иметь объективный (когда еще не существует их научного решения) или субъективный характер (научное решение данной проблемы есть, а только определенная группа школьников не знают способов ее решения).
Что касается понятия «проблемного обучения», то ученые относят его к разным категориям. Его называют типом учебного процесса, методом, принципом, психолого-педагогической системой, подходом к обучению, и наконец, педагогической технологии. В контексте современной педагогики проблемное обучение рассматривается как педагогическая технология. Что же такое технология?
Педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить? Как воспитывать?».
Педагогическая технология проблемного обучения отвечает на вопрос «Как открывать знания вместе с учениками?». Вся история человечества - это история творчества: научных открытий, технических изобретений, художественных прозрений.
В процессе проблемного обучения дети усваивают знания и способы деятельности в условиях проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, когда человек не знает, как объяснить возникшее явление или процесс, не может решить задачу известным способом 2, с. 25.
Итак, проблемная ситуация – это ситуация, рассуждение, диалог (проблемно-поисковый диалог), что приводит к открытию определенного правила, закономерности и др. к рационального способа решения проблемы, нахождение оригинальной идеи. Учитель – организатор ситуации рассуждения, что можно рассматривать по двум направлениям:
1. Учитель сам с помощью учеников ведет размышления. Поставив проблему, он раскрывает пути ее решения, рассуждает вместе с учениками: демонстрирует им путь научного мышления (постановка тезиса, подбор аргументов и построение выводов; через постановку проблемных вопросов привлекает внимание учащихся к осознанному поиску истины, делая их соучастниками научного поиска).
2. Роль учителя минимальна. Он дает ученикам возможность самостоятельно искать пути решения проблемы, направляя их мнению эвристическими вопросами: где? когда? как? откуда? чем? Почему? Учит детей задавать такие вопросы себе и другим 10, с. 52.
Создать проблемную ситуацию означает создать ситуацию затруднения, вызывающую у учеников эмоциональную реакцию удивления. Учебная проблема существует в двух основных формах: как тема урока и как не совпадающий с темой урока, ответом на новое знание.
Проблемное обучение включает четыре этапа: «во-первых, постановка проблемы (вопрос, который необходимо решить); во-вторых, определение путей решения проблемы; в-третьих, осуществление процесса решения проблемы, и последний этап – презентация готового продукта» 10, с. 52.
Учащиеся в своей деятельности проходят через все эти четыре этапа. При этом, в отличие от ученого, ученик формирует исключительно учебную проблему и открывает новое знание, только для себя лично, а не для всего человечества, выражая его в простых выражениях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллина Л. Б. Роль познавательного интереса в развитии детей младшего школьного возраста. Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы : Сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 190-летию со дня рождения К.Д. Ушинского 10 марта 2014 г., г. Стерлитамак. Стерлитамак : Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. – С. 14-15.
2. Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: методические рекомендации. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 72 с.
3. Данилов Д. Д. Резервы повышения эффективности обучения на основе моделирования проблемных ситуаций // Начальная школа плюс До и После. – 2018. – № 4. – С. 22-34.
4. Жунисбекова Ж. А. Использование методов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-1. – С. 71-75.
5. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М. : Знание, 2018. – 180 с.
6. Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М. : Знание, 2015. – 64 с.
7. Математика. Учебн. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.1.(первое полугодие)/М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. - 6-е изд. М.:Просвещение, 2008. – 111 с.
8. Матюшкин А. М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 2016. – 257 с.
9. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителей. – М.: Просвещение, 2017. – 240 с.
10. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками : пособ. для учителя. – М. : Академия, 2016. – 168 с.
11. Мельникова Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» качественное образование для всех : сб. материалов. – М. : Баласс, 2016. – С. 144-180.
12. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. – Воронеж : Модэк, 2011. – 512 с.
13. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М. : Просвещение, 2015. – 208 с.
14. Педагогические технологии : учебн. пособ. для студентов педагогических специальностей. – М. : Пресс, 2016. – 426 с.
15. Планируемые результаты начального общего образования / Л. А. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова [и др.] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 120 с.
16. Проблемное обучение: понятие, технология. [Электронный ресурс]. URL: http://pedportal.ru/3/14209.html (дата обращения: 12.05.2020).
17. Саушкина А. В. Проблемное обучение на уроках математики в начальной школе // Начальная школа. – 2016. – № 1 (6). – С. 224-225.
18. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М. : Инфра-М, 2016. 230 с.
19. Фурман А. В. Методика применения проблемных ситуаций на уроке. – М.: Академия, 2017. – С. 67-152.
20. Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе // Начальная школа Плюс: «До и после». – 2018. – № 1. – С. 36-38.