Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Сегодня, в период ломки старых стереотипов и противоречий в условиях нестабильности и ощутимого обострения межчеловеческих отношений в рамках социума, наблюдается довольно резкое нарушение процесса формирования и развития духовного мира подрастающего поколения. Оно сопряжено со сложившимся дефицитом духовных ценностей, их переоценкой в современном мире. Такое положение ставит педагогические коллективы образовательных учреждений и всю педагогическую мысль общественности перед необходимостью реализации важнейшего социального заказа - возрождения духовности всем арсеналом существующих и возможных средств.
1. Это, прежде всего, возрождение народной педагогической культуры, традиций этнического воспитания. Специфический образ духовного мира казахов отражен в декоративном искусстве, в самобытных произведениях устного народного творчества, которые несут в себе высокий заряд нравственности, учат пониманию национальных и общечеловеческих ценностей, служат источником педагогических идей. Одним из возможных способов качественного изменения содержания учебно-воспитательного процесса является включение в него гуманистических идей и традиций народной педагогики [Константинов, 2016,446 c.]
Цель исследования: изучить закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
Объект исследования: процесс формирования индивидуальной культуры детей.
Предмет исследования: использование этнических традиций в формировании индивидуальной культуры детей.
Задачи исследования:
1) уточнить понятия «этническое, народное воспитание», «народная педагогика»;
2) выявить этнические особенности народов мира и России;
3) рассмотреть использование этноэлементов в воспитании дошкольников;
4) проанализировать значение потешек, поговорок и других элементов народного воспитания для детей раннего и дошкольного возраста.
Педагогические воззрения народа должны стать предметом дальнейшего изучения в школах и других учебных заведениях. В действующих учебных программах общеобразовательных школ подчёркивается воспитательное значение народного творчества. Материалы устного творчества имеют большое воспитательное значение. Идеи народного творчества способствуют патриотическому, нравственному воспитанию, формированию этических понятий.
Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего, на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.
Позволим себе назвать только те отрасли, которые прямо и непосредственно связаны с темой заявленной статьи: методология этнопедагогики (К.Ж. Кожахметова), историческая этнопедагогика (Т.Н. Петрова), региональная этнопедагогика (Ш.М.-Х. Арсалиев, А.Л. Бугаева), аналитическая этнопедагогика. (Г.Н. Волков), дошкольная этнопедагогика. (Н.С. Александрова), этнопедагогика игры (В.М. Григорьев), афористическая этнопедагогика (З.Б. Цаллагова), этнопедагогика семьи (Э.И. Сокольникова), этнопедагогическая антропология (Л.К. Рахлевская), этнопедагогическое образование (М.Г. Харитонов), этносоциальная педагогика (А.А. Григорьева-Шадрина, Д.Е. Иванов), сравнительная этнопедагогика (В.А. Иванов, Л.И. Федорова), субэтническая педагогика (A.M. Леонов). В.Н. Иванов доказал, что вне этнопедагогики никакая школа, тем более элитарная школа в системе национального образования, эффективно существовать не может.
В народной педагогике следует иметь в виду аспекты эпистемнческий (познание, знание, идея, мысль) и аксиологический (ценность, значение, роль, смысл). В народном творчестве это различие едва уловимо, они находятся в тесном единстве.[5].
Методы исследования: анализ; синтез, анализ теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1.Теоретическтие аспекты особенностей народного, этнического воспитания
1.1.Понятие «народного, этнического воспитания» и «народной педагогики»
На уклад в семье влияют обычаи и привычки. Но ведь супруги до брака жили в совершенно разной атмосфере, что накладывает на их мировоззрение определенный отпечаток.
Различие культур проявляется во множестве деталей. Отношение к жизни и привычки таких людей разные, что накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь.
2. Историография научных исследований заморочек народной педагогики свидетельствуют, что исследование народного опыта воспитания как социально- исторического парадокса на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошедшего и реального. Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», делая упор конкретно на опыт домашнего воспитания. Известный швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, обязано потом длиться в школе. Великий российский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых наилучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, делая упор на этот принцип, обосновал идею народности. Отлично зная народные обычаи, ритуалы, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым прототипом в процессе народного развития [Латышина, 2017,603 c.]
Принцип народности воспитания осуществляется в ранешном детстве, в процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская огромное значение придавала развитию речи детей в семье, в
особенности в процессе общения матери с ребенком, она направляла внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, собственных мыслей, собственных настроений».
А.С. Макаренко на своем многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях настоящего коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое принципиальное значение для будущей квалификации человека».
В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и значимость исследования нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на достояние и большущее практическое значение народной педагогики, она в подабающей мере не изучается, глубочайшие исследования по этим проблемам не проводятся.
« О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по- видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. - Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности государственного характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы в особенности ярко появляются в созданных им притчах, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.
В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав её «Русская народная педагогика». В 1890 году в первый раз в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются конкретно к памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, ритуалам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный энтузиазм представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, трудности детских игр разглядывает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.
Народная педагогика тесновато связана с этнографией и языкознанием.
Трудности народной педагогики в социально-экономическом и этнографическом аспекте затрагивались в целом ряде исследований историков, филологов, этнографов.
3. В русский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился узнаваемых этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика» [Уварова, 2015,336 c.].
Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», - утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взора, принимаемых народом средств действия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой.
Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых: А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.
Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а основным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, скопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию юного поколения.
Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некие своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержания и формы памятников народной педагогике, можно выделить её отличительные черты.
Введение
Актуальность исследования. Сегодня, в период ломки старых стереотипов и противоречий в условиях нестабильности и ощутимого обострения межчеловеческих отношений в рамках социума, наблюдается довольно резкое нарушение процесса формирования и развития духовного мира подрастающего поколения. Оно сопряжено со сложившимся дефицитом духовных ценностей, их переоценкой в современном мире. Такое положение ставит педагогические коллективы образовательных учреждений и всю педагогическую мысль общественности перед необходимостью реализации важнейшего социального заказа - возрождения духовности всем арсеналом существующих и возможных средств.
1. Это, прежде всего, возрождение народной педагогической культуры, традиций этнического воспитания. Специфический образ духовного мира казахов отражен в декоративном искусстве, в самобытных произведениях устного народного творчества, которые несут в себе высокий заряд нравственности, учат пониманию национальных и общечеловеческих ценностей, служат источником педагогических идей. Одним из возможных способов качественного изменения содержания учебно-воспитательного процесса является включение в него гуманистических идей и традиций народной педагогики [Константинов, 2016,446 c.]
Цель исследования: изучить закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
Объект исследования: процесс формирования индивидуальной культуры детей.
Предмет исследования: использование этнических традиций в формировании индивидуальной культуры детей.
Задачи исследования:
1) уточнить понятия «этническое, народное воспитание», «народная педагогика»;
2) выявить этнические особенности народов мира и России;
3) рассмотреть использование этноэлементов в воспитании дошкольников;
4) проанализировать значение потешек, поговорок и других элементов народного воспитания для детей раннего и дошкольного возраста.
Педагогические воззрения народа должны стать предметом дальнейшего изучения в школах и других учебных заведениях. В действующих учебных программах общеобразовательных школ подчёркивается воспитательное значение народного творчества. Материалы устного творчества имеют большое воспитательное значение. Идеи народного творчества способствуют патриотическому, нравственному воспитанию, формированию этических понятий.
Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего, на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.
Позволим себе назвать только те отрасли, которые прямо и непосредственно связаны с темой заявленной статьи: методология этнопедагогики (К.Ж. Кожахметова), историческая этнопедагогика (Т.Н. Петрова), региональная этнопедагогика (Ш.М.-Х. Арсалиев, А.Л. Бугаева), аналитическая этнопедагогика. (Г.Н. Волков), дошкольная этнопедагогика. (Н.С. Александрова), этнопедагогика игры (В.М. Григорьев), афористическая этнопедагогика (З.Б. Цаллагова), этнопедагогика семьи (Э.И. Сокольникова), этнопедагогическая антропология (Л.К. Рахлевская), этнопедагогическое образование (М.Г. Харитонов), этносоциальная педагогика (А.А. Григорьева-Шадрина, Д.Е. Иванов), сравнительная этнопедагогика (В.А. Иванов, Л.И. Федорова), субэтническая педагогика (A.M. Леонов). В.Н. Иванов доказал, что вне этнопедагогики никакая школа, тем более элитарная школа в системе национального образования, эффективно существовать не может.
В народной педагогике следует иметь в виду аспекты эпистемнческий (познание, знание, идея, мысль) и аксиологический (ценность, значение, роль, смысл). В народном творчестве это различие едва уловимо, они находятся в тесном единстве.[5].
Методы исследования: анализ; синтез, анализ теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1.Теоретическтие аспекты особенностей народного, этнического воспитания
1.1.Понятие «народного, этнического воспитания» и «народной педагогики»
На уклад в семье влияют обычаи и привычки. Но ведь супруги до брака жили в совершенно разной атмосфере, что накладывает на их мировоззрение определенный отпечаток.
Различие культур проявляется во множестве деталей. Отношение к жизни и привычки таких людей разные, что накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь.
2. Историография научных исследований заморочек народной педагогики свидетельствуют, что исследование народного опыта воспитания как социально- исторического парадокса на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошедшего и реального. Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», делая упор конкретно на опыт домашнего воспитания. Известный швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, обязано потом длиться в школе. Великий российский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых наилучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, делая упор на этот принцип, обосновал идею народности. Отлично зная народные обычаи, ритуалы, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым прототипом в процессе народного развития [Латышина, 2017,603 c.]
Принцип народности воспитания осуществляется в ранешном детстве, в процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская огромное значение придавала развитию речи детей в семье, в
особенности в процессе общения матери с ребенком, она направляла внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, собственных мыслей, собственных настроений».
А.С. Макаренко на своем многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях настоящего коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое принципиальное значение для будущей квалификации человека».
В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и значимость исследования нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на достояние и большущее практическое значение народной педагогики, она в подабающей мере не изучается, глубочайшие исследования по этим проблемам не проводятся.
« О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по- видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. - Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности государственного характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы в особенности ярко появляются в созданных им притчах, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.
В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав её «Русская народная педагогика». В 1890 году в первый раз в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются конкретно к памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, ритуалам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный энтузиазм представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, трудности детских игр разглядывает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.
Народная педагогика тесновато связана с этнографией и языкознанием.
Трудности народной педагогики в социально-экономическом и этнографическом аспекте затрагивались в целом ряде исследований историков, филологов, этнографов.
3. В русский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился узнаваемых этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика» [Уварова, 2015,336 c.].
Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», - утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взора, принимаемых народом средств действия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой.
Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых: А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.
Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а основным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, скопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию юного поколения.
Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некие своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержания и формы памятников народной педагогике, можно выделить её отличительные черты.
Фрагмент для ознакомления
3
4. Алагузова, М. А. История социальной педагогики / М.А. Галагузова, А.М. Лушников, Т.С. Дорохова. - М.: Владос, 2013. - 403 c.
5. Аренова, Т. В. Краткая история педагогики / Т.В. Варенова. - М.: Асар, 2013. - 256 c.
6. Асилькова, Ю. В. Лекции по социальной педагогике. Теория и история / Ю.В. Василькова. - М.: Перспектива, 2017. - 736 c.
7. Ахтеров, Василий О новой педагогике / Василий Вахтеров. - М.: Карапуз, 2017. - 224 c.
8. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2016. - 256 c.
9. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 160 c.
10. Дошкольная педагогика / ред. А.М. Леушина. - Л.: Пед. институт им. Герцена, 2017. - 286 c.
11. Еварнадский (сост. Чечель И.Д.) Серия: Антология гуманитарной педагогики. - Москва: ИЛ, 2016. - 224 c.
12. Ессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 2015. - 448 c.
13. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. - М.: Учпедгиз, 2014. - 472 c.
14. Иваненко, В. Г. Общие основы педагогики / В.Г. Виненко. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 298 c.
15. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века 3-е изд. / А.И. Пискунов и др. - М.: Сфера, 2017. - 496 c.
16. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. - М.: Сфера, 2014. - 496 c.
17. История педагогики. - М.: Просвещение, 2013. - 368 c.
18. Каптерев, П. Ф. Антология гуманной педагогики. Каптерев / П.Ф. Каптерев. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2014. - 224 c.
19. Константинов, Н. А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 2016. - 446 c.
20. Краевский, В. В. Методология педагогики. Новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2013. - 400 c.
21. Куприна, Н. Г. Народная педагогика в современном дошкольном воспитании / Н.Г. Куприна. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2013. - 128 c.
22. Латышина, Д. И. История педагогики / Д.И. Латышина. - М.: Форум, Инфра-М, 2015. - 584 c.
23. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие / Д.И. Латышина. - М.: Гардарики, 2017. - 603 c.
24. Латышина, Д.И. Этнопедагогика: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайруллин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 394 c.
25. Монро, П. История педагогики. Часть 2. Новое время / П. Монро. - М.: Т-ва Миръ, 2014. - 372 c.
26. Уварова, Г. Д. Общая и профессиональная педагогика / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Academia, 2015. - 336 c.