Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В менеджменте существует класс управленческих задач, которые отличаются высоким уровнем начальной неопределенности, сложностью, уникальностью и наличием нескольких заинтересованных сторон.
Кроме того, управленческие ситуации характеризуются наличием социальных отношений, возникающих между членами организации, что делает процесс разрешения исключительно сложным, требующим корректного понимания сути реально существующих проблем организации и коллективной работы в силу их сложности.
Актуальность данной темы обусловлена важностью решения проблемных ситуаций на самом начальном этапе.
Целью данной работы является изучение разработки принятия управленческого решения в условиях проблемной ситуации.
Для осуществления поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить основные понятия управленческих решений и проблемных ситуаций.
2. Проанализировать основные классификации проблемных ситуаций.
3. Выявить существующие модели принятия решений и изучить его процесс.
1 Теоретические аспекты моделирования ситуаций при принятии решений
1.1 Управленческие решения и проблемные ситуации: понятие и взаимосвязь
Суть любого принятия решения заключается в решении возникшей проблемной ситуации. То есть решение предполагает выбор альтернативы для устранения противоречия, который лежит в основе проблемной ситуации.
Если мы рассматриваем принимаемые решения в организации, то, как правило, речь идет об управленческих решениях.
Управленческое решение (или сокращенно УР) – выбранная альтернатива разрешения проблемы и проблемной ситуации, отобранная из множества возможных вариантов на основе критериев эффективности или субъективного предпочтения и воли лица, принимающего решение, которые подкреплены соответствующими полномочиями.
Сам процесс принятия решений предполагает некую поэтапность процедур выбора, результат которого заключается в системе готовых к реализации УР.
Циклический процесс, в рамках которого непрерывно и поэтапно выполняются стадии подготовки, принятия и выполнения решений называется разработкой управленческих решений.
Деятельность каждого руководителя связана с разработкой и реализацией решений в рамках выполнения им должностных обязанностей в организации.
Управленческое решение представляет собой социальный акт, который подготовлен на основе вариантного анализа и принятой в установленном порядке оценки, имеющей прямое значение.
Управленческие решения связаны с выполнением управленческих функций, в том числе по планированию, организации, координации и контролю процессов.
Решение называется управленческим, если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено:
• на стратегическое планирование деятельности организации;
• осуществление управленческой деятельности;
• управление человеческими ресурсами (активизация знаний, умений, навыков);
• управление производственной и обслуживающей деятельностью;
• формирование системы управления организацией (методология, структура, процесс, механизм управления и техническое обеспечение);
• управленческое консультирование;
• управление внутренними или внешними коммуникациями.
Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что управленческое решение направлено на меры по устранению определенных противоречий, которые могут возникнут при проблемной ситуации.
Таким образом — цель каждого управленческого решения состоит в устранении проблемной ситуации и движение к поставленным целям и задачам.
Где под проблемной ситуацией понимается некоторое состояние объекта, элементы которой на момент времени вошли в противоречие между желаемым и действительным состоянием системы, что препятствует нормальному функционированию или может привести к разрушению системы, т.е. фактическое состояние экономической системы нарушено или не соответствует желаемому.
В процессе управления экономической системой механизм принятия решений включается лишь в тех случаях, когда внутри экономической системы зарождается проблемная ситуация, которая является нестабильной и которая нуждается в корректировке, и необходимо разрешить ситуацию. Тем самым в процессе выработки решений производится корректировка существующей ситуации под ту, которая была запланирована ранее и характеризует нормальное состояние системы.
В процессе управления основными проблемами, которые необходимо решить, как правило, являются:
* теоретическая и методологическая поддержка принятия управленческих решений, отвечающих критериям эффективности и содержанию целей;
* определение экономических, организационных и правовых аспектов, в которых осуществляется процесс принятия решений, права, полномочия, обязанности и ответственность лица принимающего решения;
* структурирование и анализ исследуемой проблемы;
* обоснование методов принятия управленческих решений, адаптированных к проблемной ситуации;
* информационная поддержка принятия управленческих решений, охватывающая объем априорной информации, необходимой для разработки и обоснования эффективных решений;
* внедрение и мониторинг процедур принятия управленческих решений;
* оценка эффективности и качества управленческих решений.
Функционирование самой организационной системы приводит к периодической смене целей и требований системы. Поэтому процесс поиска и принятия решений должен быть непрерывным, поддерживая процессы управления от момента мониторинга возникновения проблемной ситуации до этапа мониторинга реализации выбранной альтернативы.
Следует иметь в виду, что современные условия требуют постоянного мониторинга внешней и внутренней функциональной среды для эффективного управления. Требования эффективного управления напрямую связаны с производственной системой и системой организационного управления и напрямую зависят от уровня управленческих процессов и степени поиска и структурирования проблемной ситуации, подлежащей решению. В следующем пункте будет рассмотрена конкретная классификация существующих проблемных ситуаций.
1.2 Структурирование проблемных ситуаций и их классификация
На сегодняшний день в зависимости от сферы решения проблемных ситуаций, могут выделяться различные классификации проблемных ситуаций.
Классификация может исходить из процесса структурирования проблемы, которые определяются следующими характеристиками, которые приведены в таблице 1.
на вопросы самого решения проблемных ситуаций: В чем заключается реальная проблема? Верно ли выяснена сама проблема? Каковы способы решения проблемы? Как устанавливаются рамки проблемы?
Осознание существования проблемы при этом начальные представления размыты и имеют места быть различные точки зрения.
На этапе «Поиск проблемы» выявляются точки зрения заинтересованных сторон на проблемную ситуацию. Результатом является набор вербальных мнений и оценок.
Этап «Определение проблемы» предполагает формулирование основных и общих аспектов проблемы, происходит уточнение формулировок и определяется как аспекты взаимосвязаны между собой.
На этапе «Спецификация проблемы» разрабатывается представление о корне проблемы.
Также классификация управленческих проблемных ситуаций может выглядеть следующим образом.
1. Проблемные ситуации могут различаться по степени важности и срочности.
2. По масштабам последствий на численность лиц организации в случаях принятия или неприятия решений.
3. По способу решения проблемы с минимальными затратами и в наименьшие сроки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. 2019.
2. Скворцов А.В. Роль проблемного обучения в подготовке бакалавров педагогического образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. Т. 3. № 3. С. 7–15.
3. Вишнякова Т.А. Проблемно-диалоговое обучение как способ формирования исследовательской компетенции школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 1. С. 70–72.
4. Свириденко А.С. Проблемная ситуация, противоречие и проблема педагогического эксперимента // Эксперимент и инновации в школе. 2018.
5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 2016. С. 176–178.
6. Лепа Р.Н. Теоретические аспекты прогнозирования управленческих решений с учетом фактора инерционности / Новое в экономической кибернетике: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. Ю Г. Лысенко // Слабые сигналы в экономике. - Донецк: ДонНУ. - 2003. - №4. - С. 26-39.
7. Лепа Р.М. Ситуаційні центри в прийнятті управлінських рішень // Вісник Донецького інституту економіки та господарського права. Сер.: Економіка та управління. - Донецьк: ДІЕГП. - 2001. - №5. -С. 78-84.
8. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. - М.: Наука, 2006. -288 с.
9. Лепа Р.Н. Концептуальные основы моделирования механизма идентификации проблемных ситуаций на предприятии // Економічна кібернетика. - Донецьк: ДонНУ. - 2004. - №5-6 (29-30). - С. 35-41.
10. Лепа Р.Н. Модель идентификации проблемных ситуаций на предприятии // Экономика промышленности: Сб. науч. тр. / НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. - Донецк, 2004. - С. 369-380.
11. Кульба В.В., Кононов Д.А., Косяченко С.А., Шубин АН. Методы формирования сценариев развития социально-экономических систем. - М.: СИНТЕГ, 2004. - 296 с.
12. Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. - М.: Редакция журнала "Успехи физических наук", 2009. - 394 с.
13. Форрестер Дж.У. Основы кибернетики предприятия. - М.: Прогресс, 2001.-340 с.
14. Forrester Jay W. Industrial Dynamics. - New York - London: Massachussets Institute of Technology and Jon Wiley and Sons, 2001. - 340 p.
15. Лепа Р.Н. Механизм выявления проблемных ситуаций // Вестник ДГМА. - 2006. - №3. - С.110-116.
16. Бережной О. А. Информационно-аналитическое обеспечение принятия эффективных управленческих решений // Актуальные проблемы экономики. - 2004. - № 9. - С. 26-29.
17. Лихтер Т.М. Оценка информационного обеспечения принятия управленческих решений // Научный вестник Национального аграрного университета. - 2002. - Вып. 57. - С. 203-206.