Фрагмент для ознакомления
2
Какой либо контроль, запреты или наказания со стороны родителей воспринимаются подростком, зачастую, крайне бурно и эмоционально, в виде бунта или протеста. Для них это выглядит как посягательство на свободу уже взрослого человека, поэтому уходящие, в силу взросления, от родительской власти подростки, могут вести себя совершенно неадекватно.
Выход здесь один - это осознание родителями естественной утраты своей власти над подростком, и сознательное отношение к нему как к взрослой личности способной брать ответственность на себя, а не как к ребенку. На основе этого понимания выстраивать новые отношения.
ГЛАВА 2. Изучение психологических особенностей девиантных подростков
2.1 Материалы и методы исследования
Общая выборка исследования составила 30 подростков.
Исследование с девиантными подростками (13-17 лет) проводилось на базе Волгоградского реабилитационного центра «Феникс», а также среднеобразовательных и частной школ г. Волгограда (девиантные подростки выбирались с помощью анализа документов: наличие в анамнезе стойкого отклоняющегося поведения, совершения правонарушений).
Центр для несовершеннолетних – особый тип детского учреждения. Это специализированное учреждение, обеспечивающее экстренную разностороннюю помощь несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию: социально-правовую защиту, необходимую медицинскую помощь и психолого-педагогическую поддержку.
Основными задачами деятельности учреждения являются:
- профилактика безнадзорности, беспризорности, социального сиротства и семейного неблагополучия;
- оказание экстренной помощи несовершеннолетним, при необходимости обеспечение доврачебного осмотра и медицинского обследования;
- обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- социальная реабилитация несовершеннолетних по индивидуальным и групповым программам, контроль за их реализацией, защита прав и законных интересов несовершеннолетних как в период проживания в учреждении, так и после возвращения в семью.
В соответствии с возложенными задачами учреждение осуществляет следующие функции:
- проведение социального диагностирования несовершеннолетних в целях разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации;
- осуществление комплексной диагностики, выбора приоритетов и эффективных форм и методов психолого-педагогической коррекции;
- обеспечение участия несовершеннолетних в учебном процессе, создание для них в процессе обучения психологического комфорта;
- обеспечение участия несовершеннолетних в трудовой деятельности, соответствующей возрастным способностям, организация на основании договоров со службами занятости населения временных трудовых бригад;
- контроль за физическим состоянием и развитием несовершеннолетних, проведение мероприятий по профилактике заболеваний среди несовершеннолетних, организация их лечения в соответствии с индивидуальными планами реабилитации;
- организация и проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей.
В штате Центра работают социальные педагоги, специалисты по социальной работе, воспитатели, медицинский персонал, педагоги-психологи, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, логопед, инструктор по художественному труду, инструктор по ручному труду, руководитель физического воспитания, вспомогательный персонал.
В центре реализуются программы различного направления и содержания.
В Центре работают пять групп, осуществляющих деятельность в соответствии с программами
1. Система занятий по социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста «Росточек».
2. Программа коррекции познавательной сферы дошкольников «Познаем окружающий мир».
3. Развивающая программа по профилактике школьной дезадаптации детей 6-7 года жизни «Филиппок».
4. Система занятий по приобщению депривированных детей к культурно-историческим ценностям родного края «Наследие.
5. Система занятий «Стань человеком».
Индивидуальные программы реабилитации - документ, отражающий систему мероприятий, направленных на оказание социально-педагогической, социально-психологической, социально-правовой, социально-медицинской помощи и поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и/или социально опасном положении.
Цель исследования - выявить специфику индивидуально-психологических особенностей подростков с девиантным поведением.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:
I. Определить личностные особенности подростков с девиантным поведением.
Исследование субъективного благополучия:
1. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.
Цель - определение уровня самооценки и уровня притязания у под-ростков.
2. Проективная методика «Рисунок человека» (К. Маховер).
Цель - изучение образа «Я» подростков, самооценки, личностных особенностей.
3. Методика «Кто Я?» М.Куна и Т. Макпартленда.
Цель - изучение содержательных характеристик идентичности личности.
4. Цветовой тест М. Люшера.
Цель - изучение эмоционального состояния и личностных особенностей подростков.
5. Методика «Депрископ» (П. Хейманс, адаптация А. Подольского).
Цель - исследование подростковой депрессивности (как синдрома или конгломерата часто встречающихся симптомов), выделение субтипов депрессивных переживаний
6. Методика оценка выраженности депрессивных расстройств Цунга, адаптированная Т.Н. Балашовой.
Цель - дифференциальная диагностика депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, выявление уровня депрессии
7. «Самочувствие, активность, настроение» САН (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников и В.Б. Шарай).
Цель - оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.
II. Исследование личностных особенностей:
1. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко.
Цель - изучение акцентуаций характера.
2. Опросник Басса-Дарки
Цель - изучение агрессивности, враждебности, а также выраженности форм агрессивных реакций.
Также использовалась методика оценки склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орла.
Цель - измерение готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
Широкий спектр методик и их частичное несовпадение при диагностике подростков с девиантным поведением объясняется следующими факторами:
1. Строгое ограничение времени на психологическую работу (в том числе диагностическую) с девиантными детьми в условиях специальных учреждений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адам И.Р. Из опыта работы специальных школ / И.Р. Адам // Советская педагогика. – 2017. - № 3. – С. 10-16.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 2015. – 430 с.
3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев. – М.: Магистр, 2014. – 250 с.
4. Барышникава Н.А. «Восхождение» - программа реабилитации так называемых «трудных» / Н.А. Барышникава // Директор школы. – 2016. - № 7. – С. 22-26.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Редакц.-изд. Центр консорциума «Социальное здоровье России», 2013. – 221 с.
6. Белкин А.С. «Трудные» подростки / А.С. Белкин// Воспитание школьников. – 2015. – № 1. – С. 38-41.
7. Белкин А.С. Совершенствование работы с педагогически запущенными детьми / А.С. Белкин // Советская педагогика. – 2015. – № 7. – С. 34-38.
8. Бытко Ю.И. Девиантное поведение подростков / Ю.И. Бытко, А.С. Ладно // СоцИс. – 2018 – №4. – С.23-28.
9. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками / Ю.В. Васильков // Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2013. – С. 91-121.
10. Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста / В.А. Гурьева. – Томск, 2012. – 310 с.
11. Егоров А. Ю. Клиника и психология девиантного поведения / А. Ю.Егоров, С. А. Игумнов. – СПб.: Речь, 2016. – 398 с.
12. Злоказов К. В. Исследование деструктивного поведения личности / Актуальные вопросы психологии в области человеческого фактора / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; ГОУ ВПО «Урал. ин-т гос. противопож. службы». – Екатеринбург, 2012. – 264 с.
13. Змановская Е. В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
14. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения / К. Малышева // ОБЖ. – 2016. - №2. – С.52-53.
15. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич // Клиническая и медицинская психология. – М.: Медпресс, 2015 – 416 с.
16. Минаева О. Психолого-педагогическая работа с семьей «трудного» подростка / О. Минаева // Домашнее воспитание. – 2018. - №1. – С.78-79.
17. Морозов В.В. Дети улицы, или Размышления о реабилитационной педагогике / В.В. Морозов // Внешкольник. – 2016. - №10-11. – С.11-13.
18. Осипова О. С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования. – 2017. – № 9. – С. 106–109.
19. Подростки «группы риска» // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2018. – 401 с.
20. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие / Л.С. Рычкова. – Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2013. – 241 с.
21. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2014. – 351 с.