Фрагмент для ознакомления
2
2. Сущность и содержание социальной реабилитации агрессивного поведения детей в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Профилактика агрессивного поведения как одно из направлений социально-педагогической деятельности
Процесс социальной реабилитации представляет собой достаточно продолжительный по времени процесс оказания помощи ребенку и создания условий для оптимизации развития личности. Профилактическая работа социального педагога с детьми, демонстрирующими агрессивное поведение, ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира ребенка.
Основные методы, которые использует социальный педагог для осуществления ранней диагностики агрессивных детей:
-наблюдение, беседа, анкетирование,
-тестирование, интервью,
-метод экспертной оценки,
-параметрический метод,
-метод оценки эффективности,
-анализ документов, биографический метод, ситуационный анализ,
-метод обработки данных и др.
Наблюдение - метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления[19].
Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить внимание.
Работа социального педагога направлена на создание условий гармонизации развития психических процессов и функций, развития личностных свойств и на коррекцию отклонений в психическом развитии.
Основные направления деятельности реализуются в процессе работы через систему индивидуальных и групповых коррекционных занятий, индивидуального консультирования.
Содержание социальной реабилитации агрессивного поведения детей направлены на:
- смягчение эмоционального дискомфорта у детей.
- повышение активности и самостоятельности.
-устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями.
- комплексное психологическое консультирование;
- уменьшение проявлений неврологической симптоматики.
- коррекция процесса восприятия.
Важным этапом работы является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование адекватной Я-концепции, эмоциональной устойчивости и саморегуляции, воздействие на мотивационную сферу с целью переориентации личностных установок на достижение реальных, доступных целей, формирования четкой ближайшей и отдаленной жизненной перспективы[13].
Приемы и методы социальной реабилитации:
1. Сказкотерапия - метафора позволяет преодолеть страхи, комплексы, поведенческие проблемы.
2. Игротерапия - в игровой форме ребёнок учится справляться со страхами, тревожностью, агрессией, предупреждает эмоциональные расстройства у детей, улучшает эмоциональный фон.
3. Песочная терапия - с помощью песочной терапии ребёнок учится искать ресурсы внутри самого себя и применять их в жизни.
4. Психологическая разгрузка в сенсорной комнате - занятия в сенсорной комнате выполняются для снятия психоэмоционального напряжения, открывают пути самопознания, помогают обрести ощущение спокойствия, комфорта, уверенности в себе.
5. Поведенческая терапия - помогает детям преодолевать проблемы в общении, лучше понимать себя и других, оказывает положительное воздействие на поведение в целом.
Агрессивным детям необходимо понимание и помощь старших, следовательно, ключевая цель психологической помощи состоит не в том, чтобы установить диагноз, а в оказании возможной и оперативной помощи ребенку.
Критерии агрессивности:
1. Нередко теряет контроль над собой;
2. Зачастую возражает, ругается со старшими;
3. Часто не желает выполнять правила;
4. Намеренно действует на нервы людей;
5. Зачастую обвиняет других в собственных ошибках;
6. Нередко завистлив;
7.Чувствителен, быстро отвечает на всевозможные действия окружающих.
Работа педагогов и психологов с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
1. Работа с гневом. Подготовка агрессивных детей приемлемым методам выражения гнева;
2. Обучение ребят навыкам определения и контролирования, умению обладать собой в моментах, инициирующих гнев;
3. Развитие способности к эмпатии, доверию и т.д.
Работа с родителями агрессивного ребенка.
Работая с агрессивными детьми, педагог обязан, первоначально, организовать контакт с семьей. Он имеет возможность или непосредственно предоставить рекомендации родителям, или в корректной форме порекомендовать им обратиться к психологу.
Основная задача такой информации – продемонстрировать родителям, что одним из оснований проявления агрессии у детей может являться враждебное поведение родителей.
Тем не менее, все приведенные методы и способы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь единовременный вид. Непоследовательность поведения родителей сможет послужить причиной к смещению в худшую сторону поведения ребенка. Терпеливость и заинтересованность к ребенку, его нуждам и потребностям, проработка навыков общения – вот что, несомненно, поможет родителям привести в порядок отношения с сыном или дочерью.
Принципы работы с агрессивными детьми для педагога:
- Взаимодействие с ребенком;
- Внимание к отношению личности ребенка;
- Увлеченность к душевному миру ребенка;
- Понимание личности ребенка;
- Совместная работа – оказание плодотворной помощи в проблемных ситуациях[6].
Рекомендации по работе с агрессивными детьми.
1. Учить ребенка высказывать свое недовольство в социально приемлемых формах.
2. Соблюдать постоянство в осуществлении выбранного типа поведения согласно отношению ребенка.
3. Удерживать агрессивные порывы напрямую перед их проявлением (отвлечь игрой, делом).
4. Пересекать всевозможные агрессивные воздействия: приостанавливать спокойно, работая при минимальном количестве слов.
5. Рассматривать поведение только лишь в последствии успокоения.
6. Демонстрировать ребенку, что подобное поведение совершенно недопустимо.
7. Обучать нести ответственность за собственные действия.
8. Обидные фразы, обращенные взрослому, уместно игнорировать, однако, попытаться осознать, какие чувства ребенка стоят за ними.
9. Дать ему понять, что есть другие методы проявления силы и привлечения внимания.
Принципы экстренного вмешательства дадут возможность в конфликтной ситуации гарантировать положительное разрешение конфликтов.
1. Мирное отношение в случае незначительной агрессии. В этих случаях, если агрессия детей не опасна и объяснима, допускается использовать следующие положительные стратегии:
- Абсолютное игнорирование реакции ребенка/подростка;
- Высказывание понимания эмоций ребенка («безусловно, тебе досадно...»);
- Переключение интереса, инициатива какого-нибудь поручения;
- Позитивное определение поведения («ты злишься, потому что сегодня мало спал»).
2. Акцентирование внимания на действиях, а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью дает возможность техника справедливого описания поведения. Впоследствии этого, как ребенок успокоится, разумно обговорить с ним его поведение. Необходимо изложить ему, как он вел себя в период проявления злости, какие фразы говорил. Критические высказывания, в особенности эмоциональные, провоцируют возмущение и уводят от решения задачи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдулова, Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей [Текст] / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2017. – 128 с.
2. Басс, А. Диагностика агрессии. Основы психодиагностики [Текст] / А. Басс. - М., 2006.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль [Текст] / Л. Берковиц. - М., 2011. – 512 с.
4. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.
5. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 149 с
6. Ковалев, П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения [Текст] / П. Ковалев. - СПб., 2006. – 358 с.
7. Корниенко Н. А. Ценности и антиценности интернета в формировании и развитии идентичности личности // Профессиональное образование в современном мире. 2018. № 4 (7). С. 115–124.
8. Кураева Д. А., Черенкова А. В. Профилактика агрессивного поведения как социально-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 146–150.
9. Лалаянц, И. Энергия агрессивности. Семья и школа [Текст] / И. Лалаяниц. – М., 2015. - №6. – С. 21.
10. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц – М.: Просвещение, 2009. – 365 с.
11. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология, глоссарий [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. – М., 2008. – 268 с.
12. Основы социальной работы: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов [и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 213 с.
13. Попов, В. А. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков / В. А. Попов / учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В. А. Попова. - М.: Академия. - 2016. - 176 с.
14. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. – 2017. - №5. – С. 3-18.
15. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. – М., 2016. - №5/6.
16. Соковин, И. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков [Текст] / И. Соковин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 317 с.
17. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 416 с.
18. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 288 с.
19. Технология социальной работы с семьей и детьми: учебник и практикум для СПО / Е. Н. Приступа [и др.]; под ред. Е. Н. Приступы. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 465 с.
20. Торохтий, В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. С. Торохтий. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 488 с.
21. Фрейд, 3. Я и Оно [Текст] / З. Фрейд. Психоанализ, религия и культура. – М., 2002. - 345 с.
22. Фурманов, И.А. Детская агрессивность [Текст] / И.А. Фурманов. – М., 2016. – 192 с.
23. Шестакова, Е. Г. Личностные предпосылки агрессии / Е. Г. Шестакова, Л. Я. Дорфман // Мир психологии. – 2017. - N 1. – С. 211-225.
24. Шульга, А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей : учеб. пособие для СПО / А. А. Шульга. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 192 с
25. Ярмоленко, Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии [Текст] / Г.П. Ярмоленко. - СПб., 2014. – 161 c.