Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Фридрих Ницше по праву считается одной из самых значительных фигур в философии. Стоит отметить, что его идеи являются предметом исследования многих научных работ. Однако, не смотря на это, рассмотрение взглядов Ницше по-прежнему остается актуальным. Одной из причин актуальности исследования философии Ницше можно назвать то, насколько сложны и неоднозначны, а зачастую и противоречивы его взгляды. Из-за этого толкование трудов Ницше разнообразно. Так, его идеи являются частью фашистской идеологии, но многие ученые утверждают, что мысли ученого были сильно искажены и не имеют отношения к фашизму.
Другой причиной актуальности исследования трудов Ницше является то, что многие из его идей о государстве и обществе были воплощены. Здесь речь идет о критике Просвещения, либерализма, анархизма, социализма, ведущих к культурному кризису и современной эпохе постмодернизма. Идеи Ницше о жестком государстве воплотились в появлении тоталитарных государств в ХХ в.
Целью данной курсовой работы является анализ философских взглядов Ф. Ницше на государство.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- кратко рассмотреть жизнь и творчество Ф. Ницше;
- изучить основы философии истории Ф. Ницше;
- рассмотреть расовую теорию происхождения государства и права;
- проанализировать государство и право в учении Ф. Ницше;
- охарактеризовать сущность критики просветительской идеологии.
Объектом исследования являются взгляды Ф. Ницше на общество, государство, предметом – идеи и концепции государства согласно философии Ф. Ницше.
Основу методологии составили: анализ и синтез, логический метод, историко-философский анализ, сравнительный и системный методы.
При написании работы использовались труды отечественных философов и правоведов: Т.К. Алябьева, А.И. Беспалов, О.А. Габриелян, М.С. Гаммаев, И.И. Кальной, А.Н. Мочкин, В.С. Нерсесянц, М.В. Петрова, М.В. Ровбо, Ю.А. Сестракова, А.В. Федосеенков и др.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы состоит в заключении необходимости более глубокого пересмотра философский идей Ф. Ницше, а также в возможности использования данного обобщенного материала в дальнейших исследовательских работах.
Структура курсовой работы соответствует поставленным задачам и включает следующие элементы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Философские основы политико-правового учения Ф. Ницше
1.1 Жизнь и творчество Ф. Ницше
Высказываясь о необходимости предварительного изучения биографии Ф. Ницше, философы М.О. Бикбулатова, Ю.В. Синеокая и И.А. Эбаноидзе сходятся во мнении, что биография личности Ницше чрезвычайно существенна для понимания его философии . Фридрих Ницше является одним из родоначальников современной философии, создателемогромного количества трудов и теорий философской науки. В конце 19 века сформировалось определенное течение, основой которого стало такоепонятие, как «жизнь» и постижение её целостнойреальности, не тождественной духу и материи.Предпосылкой к созданию данной теории было обращение взглядов некоторых мыслителей к философии Канта и отказ от Гегеля .
Фридрих Ницше родился в 1844 г. в г. Реккене в семье священника. Воспитанием мальчика занималась мать, пока он не уехал в знаменитую гимназию «Пфорта», где и увлекся музыкой и философией. Дальнейшее обучение он продолжил в Боннском университете, Лейпцигском университете, а в возрасте 24 лет был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет, что являлось беспрецедентным случаем в истории университетов Европы. Начиная с 1868 г. на протяжении нескольких лет длилась тесная дружба Ницше с Рихардом Вагнером, которая оказала влияние на философа.
Ницше обладал слабым здоровьем. С 18 лет его мучали сильные головные боли и бессонница. К 30 годам он практически ослеп. В 1879 г. он оставил преподавание в университете. Вплоть до самой смерти он боролся с болезнью, что не помешало данному этапу жизни стать самым плодотворным за всю жизнь философа. Так, в 1883 г. издается его самое известное произведение «Так говорил Заратустра». Вскоре в 1889 г. творческая деятельность Ницше обрывается в связи с психическим расстройством. Болезнь не отступала до самой смерти философа в 1900 г.
Большую роль в популяризации идей Ницше сыграла его сестра Элизабет. Именно она отредактировала черновики брата и оформила в двадцатитомное издание «Воля к власти». Еще в конце ХХ в. Элизабет придерживалась антисемитизма и после смерти Ницше добивалась внимания Гитлера к работам брата. Сам Ницше не разделял идей сестры, отзываясь о ней в своих письмах довольно грубо.Именно антисемитизм стал причиной их разлада .
В своих взглядах на жизнь Ф. Ницше считаетсебя последователем философских теорий А. Шопенгауэра, одной из которых является работа «Миркак воля и представление». Здесь философия жизнипредстаёт как противопоставление классике рационализма, панлогизма и культурному оптимизму систорическим оттенком. В учениях нет четкого выделения в жизни человека объектов и субъектов. Данное утверждение подкрепляется тем фактом, что Ницше использовал «свою жизнь в качестве материала для своей философии» .
Философы этого направления считают своейотправной точкой человека действующего, а не материальный мир с его идеями и мышлениями. Фридрих Ницше с командой последователей предприняли попытку описания и осознания картины мирачерез человека, его особенности и ценности. Отсюда вытекают наиболее важные проблемы, характерные для философии жизни: осмысление жизни итворчества с точки зрения философии, вопросы антропологии и культуры народа. Главными понятиями являются воля и жизнь, заменяющие категорию бытия.
В творчестве Ницше можно условно выделитьнесколько этапов, которые отражены в его работах.На первом этапе происходит становление его какфилософа, где он изучает проблемы культуры. В этовремя выходят такие работы, как «Философия втрагическую эпоху Греции» и «Несвоевременныеразмышления». На втором этапе происходит переоценка жизненных ориентиров и ценностей, гдеодновременно происходит отказ от работ А. Шопенгауэра и утверждение своей собственной философской теории. Этот период ознаменовали три работы: «Человеческое, слишком человеческое»,«Утренняя заря» и «Веселая наука». Подсознаниестановится творчески действенным лишь на порогесознания, обретая выражение, - писал А.В. Федосеенков в своих работах ранее .
Третий период творчества Ницше был осложнен его заболеванием, выраженным в душевномрасстройстве. Именно в это время происходит формирование новой концепции, в которой понятия «сверхчеловек», «воля к власти», «вечное возвращение» и «европейский нигилизм» являются основоопределяющими. Основная мысль заключается втом, что жизнь представляет собой борьбу завласть. Знаменательными произведениями в этотпериод являются книги «Так говорил Заратустра»,«По ту сторону добра и зла» и «Антихристианин».Рукопись «Воля к власти» увидела свет уже послесмерти философа .
Стремление к власти и управлению краснойнитью проходит через многие вопросы общественной жизни. Она заложена в крови самой природойсуществования – мужчина доминирует над женщиной, старые над молодыми. Учение о воле носитволюнтаристский характер, и свое выражение находит в понятиях о множественности воль, конкурирующих между собой и сталкивающихся в драке сгосподством над духовным началом человека. Основой развития человека и его стремления к высотам, по мнению Ницше, является желание обладатьвысшей властью над другими людьми. Действительно существующим актом жизни является фактвласти как проявления инстинкта творца. По мнению авторов статьи, для субъекта деятельности перспектива познания открывается только в той мере,насколько он в состоянии представить себя «другим». В таком движении обретаются качественноновые состояния. Идеалом у философа является художник-деспот. По его мнению, христианин, живущий по правилам и никогда их не нарушающий, недостоин почета и уважения. Отношение к женщинамвесьма враждебное, их он сравнивает с птицами икошками. Мужчина всегда доминирует, а женщина нужна лишь для его вдохновения. Хотя данная враждебность к женщинам Ницше проявлял не всегда и даже определенное время отстаивал идею равноправия.
Ницше считает, что мир построен логически всоответствии с нашим рассудком, ведь все ощущения носят хаотичный характер. Весь общественный уклад жизни определяет некоторая космическая закономерность, которая подчиняет и волю себе. Другими словами, в своей философии Ницше выступает волюнтаристом идеалистического толка .
1.2 Философия истории Ф. Ницше
Ницше открыл радикально новое отношение к истории, начал ее переосмысление. В своих трудах он попытался отойти от наивно-рационалистского взгляда на историю, в рамках которого история представляла собой развитие свободы и прогресс разума на основе некой изначально заложенной идеи. По мнению Ницше, история доступна только сильным людям. Слабые обращаются к истории, поскольку не осмеливаются быть собой и ищут совет у истории .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства: курс лекций / начала ХХ века. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 556 с.
2. Беспалов А.И. Политическая власть в неклассической перспективе // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2015. № 1. С. 64-80.
3. Бикбулатова М.О., Синеокая Ю.В., Эбаноидзе И.А. О пользе и вреде биографии (для) Ницше // Философский журнал. 2017. Т. 10, № 3. С. 153-163.
4. Габриелян О.А., Кальной И.И. Философия истории. М.: ИНФРА-М, 2017. 388 с.
5. Гаммаев М.С., Федосеенков А.В. Философия жизни Ф. Ницше // В сборнике: Научный форум. Сибирь. 2019. Т. 5, № 1. С. 61-62.
6. Горячева М.В. Государственный идеал и объединение Европы в трудах Ф. Ницше // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2005. № 2 (18). С. 42-49.
7. Губин В.Д., Стрелков В.И. Власть истории. Очерки по истории философии истории: курс лекций. М.: Изд-во РГГУ, 2007. 332 с.
8. Данто А.С. Ницше как философ. М.: ДИК, 2001. 126 с.
9. Дьяченко Д.Л. Ницше и историзм // Преподаватель ХХI век. 2010. № 2. С. 212-216.
10. Законы Ману // Хрестоматия по истории Древнего Мира. Саратов, 1989. 351 с.
11. Лепетухин Н.В. О распространении расовых идей Ж.А. Гобино в Германии // Исторические исследования. Журнал исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 2016. №5. С. 57-62.
12. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 2015. Т. 33, № 14 (211). С. 28-33.
13. Международные нормативные акты ЮНЕСКО: Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации / Сост. И. Д. Никулин (Комис. Рос. Федерации по делам ЮНЕСКО). М.: Изд. фирма «Логос», 1993. 639 с.
14. Мочкин А.Н. Фридрих Ницше (интеллектуальная биография). М.: DirectMEDIA, 2013. 565 с.
15. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 736 с.
16. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 830 с.
17. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1990. 829 с.
18. Петрова М.В. Фридрих Ницше и идеология национал-социализма // URL: http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/petrova.htm (дата обращения 20.05.2020).
19. Поппер К. Открытое общество и его враги в 2-х томах. Т. 1. М., 1992. 220 с.
20. Ровбо М.В. Кант, Ницше и Просвещение: опыт сравнительного анализа // Кантовский сборник. 2017. С. 41-51.
21. Ромашов Р.А. Образы государства и права в мифологии Ф. Ницше // URL: https://center-bereg.ru/l2172.html (дата обращения 20.05.2020).
22. Сетракова Ю.А., Федосеенков А.В. Рассуждения Альбера Камю о жизненном цикле и философии // Академический журнал Западной Сибири. 2018. Т. 14, № 1 (72). С. 18.
23. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. Строительство - 2015: современные проблемы строительства. Ростов-на-Дону: РГСУ, 2015. С. 368-370.