Фрагмент для ознакомления
2
свои прагматичные интересы, инициировал создание Регионального всеобъемлющего экономического партнерства (РВЭП), в котором одновременно будут участвовать 10 стран АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и шесть стран, с которыми у АСЕАН есть индивидуальные соглашения о зоне свободной торговли – Австралия, Китай, Индия, Япония, Новая Зеландия и Южная Корея. Заметим, что ряд стран региона АТР – Австралия, Бруней, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур и Вьетнам – участвуют одновременно в двух проектах: и ТТП, и РВЭП. Возможно, что именно этот факт позволит сблизить позиции двух объединений по созданию большой многосторонней зоны свободной торговли всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
В отношениях с сопредельными государствами Китай прилагает усилия для углубления взаимовыгодного сотрудничества с азиатскими странами. Общее экономическое пространство с соседними странами – одна из основных задач внешней торговой политики КНР, потому что именно соседи Китая представляют собой, в его понимании, источники сырья и наиболее приближенные к нему рынки сбыта китайской продукции и территории для хозяйствования китайских рабочих. Довольно частые контакты и обмены на высшем уровне способствуют поддержанию гармоничного климата с соседями.
Перечисленные современные подходы к осуществлению внешнеполитической китайской стратегии говорят о преемственности шагов во внешней политики Си Цзиньпина и продолжении предыдущей линии партии и руководства КНР. Однако Пекин движется к своей цели более наступательно, применяя новую тактику при прежней стратегии. Си Цзиньпин постоянно возвращается к традиционному пониманию концепции дипломатии с китайской спецификой, в китайском стиле и манере.
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Стратегия партнерских отношений и ее принципы. Экономическая и валютная дипломатия КНР на современном этапе
По мнению китайских ученых, партнерские отношения – это тип отношений международного сотрудничества, основанный на общих интересах для достижения общих целей путем совместных действий. Они строятся на принципах равенства, мира и открытости, не подразумевают главенство Китая, не делят мир на лагеря, исключают понятие врагов и не направлены против третьей стороны. Это полное отрицание менталитета холодной войны и выход за рамки традиционных межгосударственных отношений, характеризующихся заключением союзов или конфронтацией стран. Профессор Высшей партийной школы при ЦК КПК Мень Хунхуа считает, что стратегичность партнерских отношений заключается в потребности расширения национальных интересов (связанных с глобализацией и возникающей с этим необходимостью устранения столкновения интересов разных стран), стимулировании взаимовыигрышных целей (что гарантирует реализацию планов развития страны и достижения морских интересов страны), реализации формата совместных интересов (которое подразумевает не только совместное получение прибыли, но и совместное противостояние угрозам и вызовам).
Стратегия партнерских отношений Китая представляет собой стратегический курс защиты своих интересов и расширения международного влияния, при проведении которого используются такие стратегические приемы, как взаимное политическое доверие, экономическая взаимозависимость, культурные контакты, социальное взаимодействие и поддержка в вопросах безопасности, при этом улучшение двусторонних отношений способствует расширению глобальной стратегии и реализации ее стратегических целей.
К числу главных целей относятся:
1 Разработка общей концепции. Стратегия партнерских отношений – это прямое проявление мирного развития и сотрудничества общего выигрыша, которая позволяет создать благоприятный международный имидж Китая и должна показать, что она отличается от концепций других поднимающихся великих держав.
2 Стабилизация двусторонних отношений. Партнерские от ношения представляют собой форму не только институализации двухсторонних отношений, но и попытку их стабилизации и улучшения, с тем, чтобы предоставить эффективную стратегическую опору для региональной и глобальной стратегии КНР.
3 Углубление сотрудничества. Партнерские отношения – это отношения взаимозависимого сотрудничества, главная роль которых раскрывается в экономической сфере и постепенно в социальной, политической и области безопасности, а межгосударственные национальные интересы, путем переплетения общих интересов, начинают взаимное проникновение, создавая таким образом обстановку институционального мирного развития
4 Компенсирование угроз. Партнерские отношения – это международные отношения стратегической направленности. При выборе партнерских отношений Китай обращает внимание на «внутренние игры» двусторонних отношений и на возможность «внешнего уравновешивания (компенсирования)» партнерских отношений. Так, например, китайско-российские отношения всестороннего стратегического сотрудничества играют важную роль в устранении агрессивной ситуации, создаваемой администрацией США
5 Форматирование общей ситуации. Ядро стратегической ситуации заключается в стратегической инициативе, которая должна благоприятствовать нынешним и последующим стратегическим действиям страны. Партнерские отношения играют важную роль в четырех областях: взаимное согласование в политической сфере, взаимное сотрудничество в экономической, взаимная поддержка в области безопасности и взаимное осмысление в культуре.
Экономическая дипломатия КНР – крайне эффективный метод развития внешнеэкономических связей КНР с целью получения стабильного доступа к рынкам и ресурсам, нужного для обеспечения экономического роста. Пекину важно обеспечить благоприятную внешнюю среду для внутренних трансформаций, не допустить в регионе СВА и АТР хозяйственного доминирования иной политико-экономической силы (например, США, России или Японии).
Экономическая дипломатия нацелена на поддержку не только международного имиджа Китая, но и для нейтрализации многих других пунктов взаимоотношений между странами.
При помощи различных экономических рычагов, Пекин инициирует страны-партнеры действовать с учетом политики Китая, иногда отказываясь от действий, которые могут пониматься Китаем как нежелательные.
На самом деле так Пекину удается даже корректировать международный курс ряда стран. Например, в АТР успешно используется политика «пряника», а именно прямое инвестирование, оказание финансовой помощи, расширение торговли на двустороннем уровне, создание зоны свободной торговли «Китай – АСЕАН».
Экономическая дипломатия КНР действует наступательно и избирательно. В качестве инструментов экономической дипломатии используются торговля, активная инвестиционная деятельность, экономическая помощь и создание зон свободной торговли. А также набор поощрений и набор средств давления на оппонентов.
Диапазон направлений китайской экономической дипломатии довольно широк: ресурсное, спросовое, инвестиционное, статусное и формирующаяся дипломатия валютного курса . Ресурсная дипломатия, с одной стороны, связана с удовлетворением растущих потребностей страны во многих видах ресурсов (железная руда, нефть, лес, медь, земли сельхозназначения и др.). С другой – Китай обладает богатейшими в мире запасами редкоземельных металлов, востребованных в электронной промышленности. Ограничение на экспорт именно этих ресурсов используется Пекином в качестве инструмента давления на ряд стран для достижения не только экономических, но и политических целей.
Одна из разновидностей ресурсной дипломатии – нефтяная дипломатия, имеющая задачей обеспечения страны надежными диверсифицированными нефтяными источниками из-за рубежа, обеспечения их безопасной транспортировки и совершенствования сотрудничества КНР с другими крупными потребителями нефти в интересах координации подхода к нефтяным производителям.
Дипломатия КНР концентрирует внимание на том, чтобы был доступ к богатым ресурсодобывающим странам Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и нашей страны. Инструменты сырьевой дипломатии – инвестирование и прямая помощь. Осуществление таких проектов, как нефтяной коридор ближневосточной и африканской нефти через Мьянму, доставка нефти из нашей страны по нефтепроводу Сковородино – Дацин, получение нефти по сухопутному пути из Центральной Азии, а также реализация предложений КНР по разработке специальных мер по защите нефте- и газопроводов (саммит ШОС, Ташкент, 2010), свидетельствует о прагматическом и деловом характере современной нефтяной дипломатии КНР.
Цель экономической дипломатии – обеспечение спроса на китайские товары. Китайская экономика стала более открытой для внешнего рынка. Как производитель капиталов и услуг Китай стремится улучшить условия для
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Бергер Я. Национализм и внешняя политика КНР [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=5020#topcontent (дата обращения: 15.05.2020).
2) Ван И. Итоги 2014: успешный год для китайской дипломатии [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/36-2014-10-02-09-29-49/1334-news-141230 (дата обращения 15.05.2020)
3) Вотинцева К. А. Культурная дипломатия Китая. Гуманитарные научные исследования. 2014, № 11.http://human.snauka.ru/2014/11/8065 (дата обращения 15.05.2020).
4) Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический Проект, 2003. 528 с.
5) Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991. 575 c
6) Зарубежные поездки Си Цзиньпина 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http://russian.cntv.cn/special/xi_trips_abroad_2015/index.shtml (дата обращения: 15.05.2020).
7) Козыкина Н. В., Муратшина К. Г. Особенности дипломатии современного Китая. Учебное пособие. Михайленко В. И., науч. ред. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 2017.
8) Кривохиж С. В. Публичная дипломатия Китайской Народной Республики: становление и развитие. Дисс. канд. ист. наук. Санкт-Петербургский государственный университет, 2014 https://disser.spbu.ru/disser2/disser/krivohij_public_diplomacy_disser.pdf (дата обращения 15.05.2020)
9) Лексютина Я. В. Экономическая дипломатия Китая в 21 веке. Проблемы Дальнего Востока, 2015, № 2, сc. 24-37
10) Лузянин С. Г. Китай: смена поколений и внешнеполитические прогнозы [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/readroom/mir-i-politika/m11-2012/16955-kitay-smenapokoleniy-i-vneshnepoliticheskie-prognozy.html (дата обращения:15.05.2020).
11) Лузянин С. Г., Чжао Х. и др. Российско-китайский диалог: модель 2017: доклад № 33/2017 / гл. ред. И. С. Иванов; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2017.
12) Подолько Е. О. Китайский фактор в современных международных отношениях // Китай: угрозы, риски, вызовы развитию ; под ред. В. Михеева. М., 2005 [Электронный ресурс]. URL: http//www.carnegie.ru/ru/pubs/books/72887.htm (дата обращения: 15.05.2020).
13) Портяков В. Я. Партнерство как инструмент современной внешней политики КНР. Общество и государство в Китае: XLI научная конференция. Институт востоковедения РАН Москва, Восточная литература, 2011, сс. 204-207.
14) Портяков В. Пять столпов экономической дипломатии Пекина [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2010-11-29/9_china.html (дата обращения: 15.05.2020).
15) Сачко Г. В. Китай после XVIII съезда КПК: новый внешнеполитический курс или новая риторика нового лидера // Вест. Челяб. гос. ун-та. Полит. науки. Востоковедение. 2016. № 14 (343). Вып. 15. С. 123–128.
16) Си Цзиньпин. О «китайской мечте» // Китай. 2013. № 7. URL: http: // www.kitaichaina.com/index.html
17) Совместное формирование новых партнерских отношений сотрудничества и взаимного выигрыша, создание сообщества единой судьбы : выступление председателя КНР Си Цзиньпина в ходе дебатов на 70-й Генассамблее ООН (28 сентября 2015 г., Нью-Йорк) [Электронный ресурс]. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/QQ13/t1320669.htm (дата обращения: 15.05.2020).
18) Цай К. А. Преемственность поколений в политической жизни Китая. KazNU Bulletin. Oriental series. 2016. № 3 (60). С. 45–49.
19) Цай То. Влияние концепции глобализации на внешнеполитическую стратегию Китая – другой взгляд на политику реформ и открытости // Глобальные перемены и внешнеполитическая стратегия Китая. - Пекин : Шицзе чжиши чубаньшэ, 2009. С. 3-19
20) Яценко Е. Б. Анализ состояния и перспектив развития сотрудничества России и Китая в области образования в рамках государственных усилий и университетских инициатив // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2017/12/24720 (дата обращения 15.05.2020)
21) Bauman Z. Liquid Times. Living in an Age of Uncertainty. Cambridge: Polity Press., 2007. 115 р.
22) Beck U. Cosmopolitan Version. Cambridge: Polity Press., 2007. 201 р.