Фрагмент для ознакомления
2
Далее идет этап запоминания, на нем информация из рекламных сообщений встраивается в структуру уже имеющихся у человека знаний, включается в его картину мира. Затем начинается этап вовлечения, который предполагает формирование определенной поведенческой реакции на полученную из рекламы информацию. Для вовлечения ключевое значение имеет уже не форма, а содержание рекламных сообщений: они должны отвечать на потребности аудитории, быть актуальными для нее.
Достижение целей и реализация функций рекламы происходит при помощи рекламных средств: они представляют собой определенные приемы и способы действия, используемые при создании рекламных сообщений, и отличаются от средств коммуникации, которые являются каналами передачи этих сообщений. Принято выделять две основные группы таких средств – рациональные и эмоциональные .
Рационально ориентированная реклама обращается к разуму и логике потребителя, ее цель – убедить в преимуществах рекламируемого объекта, используя аргументы, на основе которых человек должен сделать необходимые выводы. Реклама, использующая эмоциональные средства, руководствуется ассоциативным принципом, воздействуя на чувства, актуализирует воспоминания, установки стереотипы в его сознании. В рациональной рекламе чаще всего используется словесная и текстовая формы подачи, в эмоциональной – визуальные образы и звуковое сопровождение.
В соответствии с каналами восприятия рекламного сообщения реклама подразделяется на визуальную, аудиальную и аудиовизуальную .
Визуальная политическая реклама включает публикации в печатных СМИ, билборды, сити-формат, плакаты, листовки, буклеты, календари и другую сувенирную продукцию. С точки зрения функций такая реклама способна и привлекать внимание, и информировать, и убеждать, и побуждать, однако с позиции каналов восприятия она одномерна, поэтому использование сугубо визуальной рекламы может иметь ограниченную эффективность.
Аудиальная реклама встречается реже, чем другие виды. Прежде всего, она представляет собой рекламные ролики и обращения, записанные для трансляции по радио, а также полноценные радиопередачи. Сейчас к аудиальной рекламе можно также отнести подкастинг – запись периодических аудиовыпусков определенной тематики и распространение их в Интернете и на мобильных платформах. Одно из главных достоинств такой рекламы заключается в том, что она скрывает визуальные недостатки рекламируемых субъектов и объектов, если таковые имеются.
Аудиовизуальная (смешанная) реклама – наиболее распространенный в настоящее время тип рекламных сообщений, она включает в себя мультимедийные ролики по телевидению и в Интернете. Такой вид рекламной деятельности традиционно считается наиболее эффективным как с точки зрения каналов доступа к аудитории, так и по массовости охвата. Аудиовизуальные сообщения позволяют более эффективно манипулировать сознанием и поведением аудитории, опираясь на психологические эффекты, действующие при восприятии.
А. Дейян предлагает классифицировать рекламу исходя из степени силы воздействия рекламных сообщений на адресатов: он выделяет жесткую, мягкую и проекционную рекламу. Жесткая ставит перед собой краткосрочные цели и должна вызывать быструю реакцию целевой аудитории на рекламное сообщение; мягкая, в свою очередь, фокусируется на создании определенной атмосферы вокруг рекламного объекта – влияет на эмоциональный настрой населения, вызывает различные ассоциации и формирует у людей определенные установки; проекционная реклама представляет собой разновидность мягкой, она создает вокруг рекламируемого объекта специфический фон, вызывающий приятные ассоциации (музыка, цветовая гамма, кадры, вызывающие ностальгию).
Классификация может осуществляться на основе анализа методов и форм осуществления рекламной деятельности, возникавшие в ходе исторического развития рекламы .
Прямая устная реклама – предполагает непосредственное взаимодействие с целевой аудиторией.
Плакат продолжает оставаться едва ли не самым популярным и часто используемым типом рекламы, несмотря на то, что, набрав популярность еще в XIII веке, он является одним из наиболее старых и традиционных видов. Эффективность плакатов может быть оценена с нескольких сторон: во-первых, оценивается копирайт (слоган и текст) – точность и понятность формулировки рекламного сообщения, во-вторых – отдельно анализируется убедительность плаката с точки зрения визуальной композиции, ритмичности, цветовых ассоциаций, семиотических и семантических аспектов.
Листовки иногда рассматриваются как разновидность плаката, своего рода мини-плакат, предназначенный для раздачи, так как по аналогии с плакатом они обычно состоят из визуальных и текстовых элементов. Отличительная особенность этого типа рекламы заключается в том, что если плакаты должны быть хорошо воспринимаемы человеком с определенного расстояния, то с листовкой он знакомится вблизи, держа ее в руках.
Газетная реклама или реклама в печатных медиа, если отделить ее от плаката, представляет собой публикации со значительными объемами текста – статьи и материалы о рекламируемом объекте. Она специфична с точки зрения существующей условной предвзятости каждого отдельно взятого издания: наличия у редакции собственной позиции может создавать определенные трудности при размещении рекламы. Получается, что для появления в печатном издании рекламное сообщение проходит через еще один практически самостоятельный источник коммуникации.
Художественный портрет или скульптура – особая форма визуальной рекламы, менее распространенная и эффективная в настоящее время, нежели несколько десятилетий назад.
Карикатура является одной из наиболее острых форм рекламы. По мнению ряда исследователей, ее уникальность заключается в способности из сильного орудия антирекламы при определенных условиях превращаться в инструмент рекламы позитивной. Изначально карикатура наиболее часто встречалась в визуальной рекламе – в печатных изданиях, на листовках и плакатах, однако следует отметить, что с течением времени этот вид рекламы становится все более технологичным. Новые грани в политической карикатуре открываются за счет возможностей фото и видеомонтажа, распространяются различные форматы карикатуры в Интернете – примером может служить такое вирусное явление, как политические мемы (визуально-текстовые смешные или сатирические серии изображений).
Фотография является если не одним из основных, то по крайней мере вспомогательным элементом в рекламе, который способен придать рекламному сообщению (например, текстового формата) видимость большей достоверности, а также создать ощущение причастности аудитории к событиям на изображении. В современном обществе, в котором доминирует визуальное восприятие, наличие фотографий способно серьезно повысить эффективность рекламных сообщений для определенных целевых групп.
Сувенирная продукция как реклама представляет интерес с точки зрения одновременного воздействия как на визуальные, так и на тактильные каналы восприятия: в каком-то смысле это реклама, которую можно потрогать. Также следует отметить продолжительность воздействия рекламы подобного типа: если человек сохраняет купленный и полученный в подарок сувенир на долгое время, а еще лучше пользуется им (например, именной ручкой), то предмет, а вместе с ним и бренд, в некотором роде становится частью повседневной жизни человека, постоянно взаимодействует с ним. Таким образом, контакт источника рекламы с аудиторией выходит на новый, персональный, уровень.
Реклама в Интернете в настоящее время является наиболее динамично развивающимся типом рекламной деятельности и большинством ученых считается чрезвычайно перспективным направлением. Персональные компьютеры и смартфоны сделали коммуникацию с целевыми аудиториями более простой, масштабной по охвату и доступной в любое время в любом месте. Сейчас появляется все больше цифровых средств и платформ, которые политические субъекты могут использовать для рекламной деятельности в Интернете, однако это, с другой стороны, таит в себе ряд проблем и сложностей. Для достижения нужного эффекта источнику коммуникации необходимо одновременно задействовать целый ряд онлайн-инструментов и интернет-платформ – социальные сети, блогосферу, баннерную рекламу на сайтах партнеров, цифровые медиа (новые медиа), вирусную рекламу, канал на сервисе онлайн-видео Youtube и некоторые другие. Все ресурсы должны работать на достижение одной цели, но при этом предполагают использование разных технологий для создания и распространения шоковой рекламы. Коммуникации в digital-среде предполагают построение длительной стратегической концепции взаимодействий, постоянное общение с адресатами рекламных сообщений.
1.2. Эффективность рекламы, ее критерии
Понятием «критерий эффективности рекламы», зачастую, обозначают качественную сторону полученного результата ее реализации. Критерии эффективности рекламы должны быть отражены в определённой системе показателей, которые характеризуют количественную сторону полученного результата. Показатель – это наблюдаемый измеритель критерия. При помощи критериев эффективности можно сделать выводы о достижении результата. Показатели эффективности служат для измерения полученного результата по
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Браун, Дж.Ф. Техники воздействия: от пропаганды до промывания мозгов / Дж.Ф.Браун. – М.: АСТ, 2002. – 280 с.
2. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П.Бергер, Т.Лукман. – М.: Медиум, 1995. – 390 с.
3. Беликов, Ю. Просто убийственная забота /Ю.Беликов // Бизнес-журн. – 2008. – № 11. – С. 14 -21
4. Голуб, О.Ю. Социальная реклама /О.Ю.Голуб. – М.: Дашков и К°, 2010. — 180 с.
5. Дыкин, Р.В. Эффективность социальной рекламы: некоторые аспекты проблемы / Р.В.Дыкин // Вестн. ВГУ. – Сер.: Филология. Журналистика. – 2009. – № 1. – С. 141–149.
6. Кацев, A.M. О социолингвистическом подходе к проблеме эвфемизмов / А.М.Кацев. - Л.: Наука, 1975. – 264 с.
7. Крысин, Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи. Русский язык конца XX столетия (1985—1995) /Л.П.Крысин. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 196 с.
8. Кара-Мурза,С.Г. Манипуляция сознанием /С.Г.Кара-Мурза – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 832с.
9. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г.Лебон. – СПб.: Макет, 1995. – 311 с.
10. Майерс, Д. Социальная психология / Д.Майерс. – СПб.: Питер, 2007. – 516 с.
11. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика/Н.Б.Мечковская. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 207 с.
12. Назаров, М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований: учебное пособие / Под ред. М.Назарова. – М.: Альфа, 2009. – 263 с.
13. Назаретян, А. П. Психология стихийного массового поведения / А.П.Назаретян. – СПб.: Питер, 2003. – 328 с.
14. Ольшанский, Д.В. Психология масс / Д.В.Ольшанский. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
15. Орлова, Л. 50 способов успешного манипулирования человеком / Л. Орлова. – Минск: Современный литератор, 2008. – 224 с.
16. Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г.Г.Почепцов. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000. –352 с.
17. Серио, П. О языке власти: критический анализ. Философия языка: в границах и вне границ. Т.1./ П.Серио. - Харьков: Око, 1993. - С. 83-100.
18. Стернин, И.А. Введение в речевое воздействие /И.А.Стернин. – Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 2001. - 252 с.
19. Сусов, И.П. Деятельность, сознание, дискурс и языковая система. Языковое общение: процессы и единицы / И.П.Сусов // Сб. науч. тр.: Калинин: Изд-во Калинин, ун-та, 1988. - С. 7-13.
20. Селиверстов, С.Э. Социальная реклама: искусство воздействия словом / С.Э.Сусов. – Самара, 2007. – 288 с.
21. Тард, Г. Законы подражания / Т.Тард. – М.: Академический проект, 2011. – 304 с.
22. Тулупов, В.В. Парадоксы шоковой рекламы / В.В.Тулупов, Е.Ю.Красова, Е.В.Малыхина. – Воронеж, 2007. – 100 с.
23. Шибутани, Т. Социальная психология /Т.Шибутани. – Р/н Д.: Феникс, 2002. – 544 с.
24. Шерковин, Ю.А. Социальная психология и пропаганда / Ю.А.Шерковин // Проблемы социальной психологии и пропаганды. – М., 2012. – 56 с.
25. Schwartz, H. On the Origin of the Phrase «Social Problems» / H.Shwartz // Social Problems. – 1997. – Vol. 44, № 2. – P. 276–296.
Диссертации и авторефераты
1. Кувшинникова, Д.Г. Тексты интернет-рекламы: структура, специфика, эффективность Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. 10.01.10 /Кувшинникова Дарья Григорьевна. – М., 2014. — 218 с.
2. Солодовникова, А.Н. Современная социальная реклама: способы воздействия на адресата: дис. … канд.филол. наук / Солодовникова Александра Николаевна. – Саратов, 2013. – 197 с.
Интернет-источники
1.Диденко, А.А. Коммуникативно-прагматические особенности политических эвфемизмов в современных англоязычных СМИ, освещающих конфликт в Сирии в 2011 - 2014 гг. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 5(12) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf/[дата обращения: 10.04.2018]