Фрагмент для ознакомления
2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В начале прошлого столетия к власти в нашей стране пришел новый социальный слой. Идеологией, на основе которой формировались ценности нового государства, был провозглашен марксизм-ленинизм. В первую очередь, новая идеология была направлена на сохранение авторитарной власти. На этой основе постоянно формулировались очередные цели и задачи. Философы и идеологи советского государства (В.И. Ленин, А. В. Луначарский, М.И. Калинин, Кучуков М.М., В.В., Метелица, П.М., А. С. Миловидов, Рогачев М.П., М.А. Свердлин М.А.) , придавали огромное значение именно советскому патриотизму, рассматривая данное явление в единстве с интернационализмом – солидарностью только с рабочим классом всех стран.
Наличие отечества у пролетариата не отрицалось, при этом, исходя из общности интересов пролетариата всех стран предполагалось, что границы отечества могут расширяться по мере экспансии власти рабочего класса. Одним из важнейших направлений марксистско-ленинской идеологии было формирование коммунистического сознания, основа которого была заложена в работах В. Ленина первых послереволюционных лет.
Конец 20-х – 30-е годы прошлого века ознаменовались тем, что советская власть, взяв курс на построение нового государства, вселила в народ веру в счастливое будущее. Система взрастила на вере в коммунистическую идею и патриотизме, энтузиазме и подвижничестве десятки, сотни, тысячи советских людей – ударников труда, стахановцев, лётчиков, деятелей науки (красную профессуру), покорителей природы. Ими восхищались, гордились, им подражали. Время и власть рождали новых – своих – героев.
Степень разработанности темы в литературе.
Изучением вопроса политико-просветительской работы в первые годы светской власти посвящено большое количество работ. А. И. Мороз и Р. Т. Алиев в своей статье «Политико-просветительская работа и искусство в 1920 гг.» рассматривают основные этапы становления и пропаганды просвещения в 1920-е гг. По мнению авторов, целью просветительской работы после революции было не только приобщение советского населения к достижениям культуры и искусства, но и распространение среди рабочего класса и крестьян идей большевиков. Анализируя основные пункты становления просветительской работы, в статье огромное внимание уделено деятельности Н. К. Крупской, изучению малоисследованных материалов I Всероссийского совещания по художественной политико-просветительной работе, определившего её задачи, формы и методы.
С. Д. Половецкий, К. Ю. Милованов и Е. Е. Никитина исследуют педагогическую работа Н. К. Крупской в 1917-1922 гг. Внимание авторы уделяют изменению педагогических идей Н. К. Крупской на народное образование и просвещение после революции. Также в статье исследуется участие Н. К. Крупской в пропаганде большевистского режима – как в широких массах, так и в Красной Армии. Часть статьи посвящена участию Н. К. Крупской в поездке на агитационном пароходе «Красная Звезда» по Волге и Каме летом 1919 года.
В 1920-е годы создавалось управление культурой государства. Поэтому, в ракурсе исследуемой темы, мы взяли как работы современные, так и 20-х годов прошлого столетия. Интерес вызывают выступления, речи, статьи самой Н.К. Крупской , А. Луначарского и ряда других деятелей Советского государства применительно к культурным процессам, происходившим в послереволюционной России.
Интерес представляет факт, что в 1930-1950 гг. исследуемого анализируемой темы не представлялось возможным в связи с командными и бюрократическими способами руководства социумом и наукой. По этой причине публикации статистических данных, материалы были «заморожены». Помимо того, что на историческую мысль того времени влиял негативно культ личности в целом, сказывалось также положение относительно второстепенности функции культуры во время переходного этапа развития советского государства. Поэтому темы политико-просветительской работы 1920-х годов более четверти столетия не была предметом изучения многих исследователей.
Первые основательные труды по анализируемой теме стали появляться с началом 1960 года. Начинают выходить научные труды по истории преобразований первых дет светской власти . Среди наиболее полных исследований политико-просветительской работы советской власти можно выделить работу Т. А. Ремизовой , где автор обращается к теме формирования в стране сети культурных и просветительских учреждений для взрослых. Обращается к роли Н. К. Крупской в этом процессе, раскрывает роль и значение специальных органов в составе аппарата советского государства. Автор делает акцент на том, что политико-просветительская работа в стране стала реализовываться только после революции 1917 года. До этого работа реализовывалась при помощи интеллигенции и не была приоритетом в политике государства. Только победа советской власти и начало финансирования просветительских учреждений дало толчок для реализации подготовки кадров и данное направление стало общегосударственным.
Целью данной работы является рассмотрение деятельности Н. К. Крупской по организации политико-просветительской работы в первые годы Советской власти.
Задачи:
1) Характеристика политико-просветительской работы в первые годы Советской власти.
2) Описание роли библиотек в просвещении того периода.
3) Изучение влияния концепции Н. К. Крупской на зарубежные политико-просветительские идеи.
4) Рассмотрение работы Н. К. Крупской в педагогическом направлении, критике детской и юношеской советской литературы.
Объектом исследования является политико-просветительская работа Н. К. Крупской в первые годы Советской власти. Предмет изучения – особенности реализации идей просвещения Н. К. Крупской.
Методы исследования. Анализ и структурирование информации.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
ГЛАВА I ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н. Н. КРУПСКОЙ
1.1 Общая характеристика политико-просветительской работы в первые годы Советской власти. Библиотеки и их роль в просвещении народа
Революционные события октября 1917 г. не только привели к смене власти, но и стали основанием для одного из самых сложных и противоречивых этапов в генезисе отечественной истории и культуры. С этого момента Россию потряс ряд важных политических и социокультурных процессов, которые тяжело ударили по состоянию страны. Культура стала противоречивой как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. Первые годы советской власти стали для деятелей российской культуры временем политического, а в некоторых случаях и духовного расколов. С одной стороны революции оказались С.А. Есенин, В.В. Маяковский, А.С. Серафимович, а с другой – И.А. Бунин, З.Н. Гиппиус, А.И. Куприн, А.Н. Толстой. Всё это приводило к противоречиям, идеологическим конфронтациям и поискам новых путей развития. Конечно, это не могло не отразиться отрицательно на социокультурном состоянии России.
Вместе с тем, эти события дали толчок к преобразованиям в сфере народного образования и культуры, рождению новых форм искусства и наполнению их новым содержанием.
С первых дней власти большевики начали целенаправленную политику превращения образования и культуры. В её рамках впервые на государственном уровне была поднята проблема неграмотности и малограмотности значительной части взрослого населения страны и началось её решение на основе декретов советской власти «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» 1919 г. и «О ликвидации неграмотности» 1923 г.
Непосредственно после образования советского правительства, руководство деятельностью по образованию и просвещению взрослого населения было возложено на внешкольные отделы, созданные в составе Государственной комиссии по просвещению и Народного комиссариата по просвещению РСФСР. Процесс создания и развития социалистической культуры находился в ведении отделов искусств тех же органов. Однако уже в конце 1920 г. эти функции были переданы Главному политико-просветительному управлению РСФСР. Оно объединило всю работу, ведущуюся среди взрослого населения, и должно было обеспечить её соответствие первоочередным задачам политического и экономического развития Советского государства.
Функции и полномочия Главного политико-просветительного управления были уточнены резолюцией Х съезда РКП (б) в марте 1921 г. В соответствии с ней управление должно было возглавить идеологическую борьбу против контрреволюционных элементов российского общества, используя для этого потенциал образовательного процесса, просветительной работы, культуры и искусства. Как отмечала резолюция, для этого он должен был приобрести «гибкость партийного аппарата, чуткость к запросам масс, подвижность, соединяя эти качества с систематичностью, точностью, быстротой и работой по известному плану» .
Руководитель Главного политико-просветительного управления Н.К. Крупская, которая была убеждена в том, что искусство должно быть «коммунистичным», должно способствовать «выражению, укреплению, углублению коммунистических чувств» .
1920-е гг. были переломным моментом для развития отечественного образования и культуры. Значительные изменения коснулись образования и просвещения взрослого населения. Происходило становление художественной политико-просветительной работы. Большевики ставили
Фрагмент для ознакомления
3
1) Андреева М.С. Коммунистическая партия -организатор культурно-просветительной работы в СССР (1917-33). М., 1963.
2) Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь М., 1984
3) Висаковски Н. «Свет идет с Востока»: история евреев-коммунистов на Рио-Де-Ла-Плате//ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ № 20. 2018. С. 184-201.
4) Десятый съезд РКП (б). Март 1921 г. Стенографический отчёт. – Москва : Политическая литература, 1963. – 915 с.
5) Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М., 1979;
6) Крупская Н.К. О работе ВЛКСМ среди детей (Доклад на VIII съезде ВЛКСМ) // Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Том 5: Детское коммунистическое движение; Пионерская и комсомольская работа; Внешкольная работа с детьми [Под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, И.В. Чувашева. Подгот. текста и примеч. Я.Н. Надеждина]. – М.: Изд-во АПН, 1959. С. 261–277.
7) Крупская, Н. О детской литературе и детском чтении. Избранное. М., Детская литература, 1979
8) Крупская Н.К. Международная детская неделя // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. Т. 5. С. 93-95.
9) Крупская, Н. К. Педагогические сочинения / Н. К. Крупская. – Москва : АПН, 1959. – Т. 7. – 751 с
10) Кучуков М.М. Исторические типы патриотизма. – Дисс. … к.ф.н. – Ростов-на-Дону. – 1983 г. – 188 с.
11) Луначарский А. О детской литературе, детском и юнощеском чтении. Избранное. - Москва, Детская литература, 1985, 223 с.
12) Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми тт. / Сост. М.Д. Виноградова, Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. М.: «Педагогика», 1983–1986.
13) Маршак С. «Литература – детям», Литературный современник, № 12, 1933
14) Маслинская Н. Неутомимый борец со сказкой (критика детской литературы в трудах Н. Крупской) // Историко-педагогический журнал. 2017. № 1. С.172-186.
15) Миловидов А.С., Сапегин П.Е., Симанов А.Л. Патриотическое сознание: сущность и формирование. – Новосибирск. – Издательство «Наука». – 1985. – 352 с.
16) Мороз А. И., Алиев Р. Т. Политико-просветительская работа и искусство в 1920 гг.//2018. № 3. С. 46-52
17) Подлубнова Ю.С. Метажанры в русской литературе 1920 - начала 1940-х годов (коммунистическая агиография и европейская сказка-аллегория) Дисс. канд. филол наук. 10.00.01. Екатеринбург, УГУ. 2005. С. 89
18) Половецкий С. Д., Милованов К. Ю., Никитина Е. Е. Педагогическая деятельность Н. К. Крупской в первые годы советской власти (1917-1922 гг)// Научные труды Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской. Под редакцией Е.И. Артамоновой. М.: Некоммерческое партнерство Международная академия наук педагогического образования, 2019
19) Разова В. Д. Советская детская литература. Учебное пособие для библиотечных факультетов институтов культуры и педагогических вузов. - М., Просвещение, 1978
20) Ремизова Т.А Культурно-просветительная работа в 1917-1925 годах. М., 1968.
21) Рогачев М.П., Свердлин М.А. Патриотизм и общественный прогресс. - М., Издательство политической литературы. – 1974. – 278 с.
22) Рогачев М.П., Свердлин М.А., Мойсевич Ч. Единство национальногои патриотического воспитания студенчества.//Современная высшая школа. – 1994. - № 4 (20). – 1977
23) Савинский М. Зарождение библиотечного дела в Красной Армии (1818–1920 гг.) // Военно-исторический журнал. 1977. № 3. С. 94–97
24) Советская детская литература Советская детская литература. Программа курса для библиотечных институтов. – М.: Советская Россия, 1957.
25) Фрид Л.С. Очерки по истории политико-просветительской работы в СССР. Л., 1941.
26) Хеллман Б., «Детская литература как оружие: творческий путь л. кормчего», «Убить Чарскую…»: парадоксы советской литературы для детей (1920-е – 1930-е гг.): сборник статей, СПб., Алетейя, 2012
27) Хрестоматия по педагогике. – М., Просвещение. – 1976. – 432 с