Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА……………………………………………… ..5
1.1 Сущность рискованного поведения в психологии………………………….5
1.2. Предпосылки формирования и особенности проявления рискованного поведения у подростков………………………………………………………… 11
1.3 Методы коррекции рискованного поведения………………………………15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И АНАЛИЗ РИСКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………...22
2.1. Общая структура методы исследования………………………………...…22
2.2 Анализ результатов…………………………………………………………..26
2.3 Разработка рекомендаций и методики коррекции…………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...37
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблемное поведение подростков часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства подростков. На практике нередко проявлению девиантного поведения способствует деструктивные детско-родительские отношения. В настоящее время различные формы девиантного поведения подростков стали огромной проблемой. Одной из форм девиантного поведения является деструктивное рискованное поведение. Оно может выражаться в различных поступках подроста, осознанных и неосознанных, которые несут риск жизни и здоровью его самого и окружающих. Поэтому исследование девиантного поведения подростков для его коррекции с целью предотвращения возможного вреда для него самого и окружающих является весьма актуальным.
Объектом исследования в данной работе является – подростки с проявлениями рискованного поведения.
Предмет исследования – рискованное поведение в подростковом возрасте.
Цель исследования: провести исследование подросткового рискованного поведения и составить методические рекомендации для предотвращения его проявления.
Для достижения поставленной цели, автору необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучение специализированной литературы по исследуемой теме.
2. Проведение исследование по исследуемой теме.
3. Составление методических рекомендаций для коррекции рискованного поведения подростков.
Методика эмпирического исследования: описательно-аналитическое перекрестное исследование с использованием метода случайной выборки. Шкала измерения рискованного поведения использовалась для измерения рискованного поведения и связанных с ним факторов. Для анализа данных использовались среднее значение, стандартное отклонение, критерий Х-квадрат, t-критерий .
Исследование будет проведено на 150 (50%) подростках женского пола и 150 (50%) подростков мужского пола. Большинство участников в возрасте от 14 до 17 лет. Результаты настоящего исследования направлены на выявления причин рискованного поведения, включая употребление алкоголя и потребления наркотиков среди подростков различных социальных групп (благополучные семьи и неблагополучные семьи).
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературных источников. Объем работы составил 40 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РИСКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность рискованного поведения в психологии
В последнее время девиантное поведение, которое можно охарактеризовать как поведение, отличное от нормы, стало глобальнай проблемой. В общем, слово «девиант» (от латинского deviatio) означает ненормальность. Каждый год число подростков с девиантным поведением неуклонно растут. Аберрантное поведение может не только привести к проблемам, которые включают давление со стороны сверстников, издевательства и насилие прямо в школьной обстановке, но также и более серьезные последствия, такие как социальная дезадаптация и преступность.
Причины аберрантного поведения не были полностью определены до настоящего времени.
На протяжении более одного столетия многочисленные психологи исследовали многочисленные отклонения от нормы. Дюркгейм, Томсон, Выготский, Эйзенштейн, среди прочих, был первым ученым, который решил эту проблему. Социальное отклонение неразрывно отражает социально приемлемое поведение согласно труду Выготского «O Социальных нормах» и может быть истолковано как предел или мера поведения, допустимые в обществе, которые обеспечивают функционирование общества так, как оно должно, и, самое главное, социальные нормы помогают сохранить общество Поведение человека может отклоняться либо положительно, либо отрицательно от социально приемлемых норм. Положительное отклонение возникает, когда поведение никому не вредит и выглядит как несоответствие. Отрицательное отклонение от порядка установило социальную систему и обычно приводят к насилию и преступности. Позитивные отклонения связаны с творчеством, которое приносит позитивные изменения в общество, в то время как отрицательное отклонение разрушительно и не приносит в общество ничего положительного.
Девиантное поведение определяется неортодоксальными методами, которые не соответствуют официально установленным общепринятым социальным нормам.
Аберрантное поведение вызывает негативную оценку, например, преступления, которые должны быть совершены людьми. Девиантное поведение имеет деструктивную или саморазрушительную ориентацию, характеризующаяся постоянством и повторением. Признаки девиантного поведения включают социальную изоляцию и самоидентификацию как в качестве девиантных с точки зрения возраста и пола. Это очень важно дифференцировать.
Девиантное поведение представляет реальную угрозу физическому и социальному выживанию русского человека в определенных социальных средах или коллективные условиях. Отклонения отмечены нарушением социальных норм, моральных норм, культурных ценностей, процесса ассимиляции, и в воспроизведении ценностей и норм. Это может проистекать из одного действия индивида, который не соответствует изложенным социальным нормам. Например, криминализация общества, развод, коррупция чиновников и т.
Понятия нормы и отклонения социально определены. В медицине аберрантное поведение относится к отклонение от общепринятых норм, которыми руководствуются межличностные взаимодействия. В рамках психического здоровья и пограничное состояние, эти действия, действия, высказывания описывают формы психоневрологической патологии.
В психологии девиантное поведение определяется как отклонение от социально-психологических и моральных норм
Отклонения характеризуются нарушением социально принятых норм, которые наносят ущерб самим людям, общественному благосостоянию и их окружению
Аберрантное поведение можно рассматривать как выбор между социально приемлемыми и девиантными способами достижения поставленных целей. Например, пытаясь разбогатеть или достичь успеха, можно выбрать неприемлемые методы, например, запугивание других или даже участие в преступной деятельности, участие в различных преступных, террористических или других экстремистских группировках.
Во всех этих случаях аберрация является результатом полной или относительной неудачи социализации, то есть неспособности или нежелания людей приспосабливаться к обществу и его требованиям
К подростковому девиантному поведению относятся антиобщественные, правонарушительные, противоправные, агрессивные, самоуничтожающиеся и суицидальные действия.
Эти действия могут привести к различным отклонениям в личностном развитии. Часто эти отклонения включают в себя реакции на трудные жизненные обстоятельства. Это состояние часто колеблется от грани болезни до нормы. Поэтому его должны оценивать как психолог, так и врач.
Причины девиации с условиями воспитания, особенностями физического развития и социальной средой. Подросток, оценивая свое тело, принимает к сведению норму, свое физическое превосходство или неполноценности, и приходит к выводу о его или ее социальной значимости и ценности.
Одной из распространенных форм девиации является деструктивное рискованное поведение подростков.
Под риском в психологии понимается действие (решение), направленное на вполне определенную цель, достижение которой связано с опасностью, угрозой поражения, неудачи [5]. Общество в целом и отдельные люди постоянно подвергаются разного рода опасностям, оценка уровня которых становится ведущим компонентом государственного управления. Существует множество подходов к определению сущности и причин риска и рискованного поведения.
Так, согласно подходу А. Адлера [9], рискованное поведение формируется под действием комплекса неполноценности и потребности его преодоления за счет обретения превосходства над другими людьми.
С точки зрения Э. Берна [11], склонность к риску – один из сценарных планов игры, в которую играет человек. Особого внимания заслуживают факторы, определяющие рискованное поведение. A. Эйзен, М. Фишбей [14] в контексте теории целенаправленного поведения предложили три фактора: аттитюды в отношении данного поведения (мнение индивида относительно того, приведет ли оно к желаемым результатам, субъективно воспринимаемая ценность результатов); субъективные нормы в отношении поведения (мнение индивида о том, каких поступков ожидают от него «значимые другие», его желание соответствовать ожиданиям окружающих); воспринимаемый контроль над вероятностью наступления события и над собственной способностью тормозить или ускорять развитие данной ситуации.
На влияние социального окружения при формировании рискованного поведения обращали внимание Л.М. Шипицына, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган (1988), А.Е. Личко [8].
Таким образом, можно сформулировать следующее определение рискованного поведения: «активность, направленная на удовлетворение потребностей человека, создающая угрозу его жизнедеятельности или социальному положению». При этом необходимо разделить понятия конструктивного и деструктивного рискованного поведения. В первом случае речь идет о реализации рискованного поведения социально приемлемыми средствами. Формами такого поведения могут служить занятия экстремальным спортом, боевыми искусствами. Однако, существуют также и деструктивные проявления рискового поведения [22].
Разрушительное рискованное поведение представляет угрозу не только для благополучия человека, но и для безопасности общества. К его социальным последствиям относятся правонарушения, рост заболеваемости алкоголем, табаком и наркоманией, смерти от дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и самоубийств, а также смерти от причин, связанных с употреблением психоактивных веществ. Экономический эффект заключается в недостаточном производстве ВВП и ВРП, стоимости лечения и реабилитации, а также ликвидации последствий правонарушений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аккерман Н. Роль семьи в проявлении расстройств у детей // Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост. Э.Г. Эйдимиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2010. - с. 287-307.
2. Аддиктивное поведение подростков. - М.: Красико-Принт, 2016. - 128 c.
3. Базылевич, Т. Ф. Дифференциальная психология. Учебник / Т.Ф. Базылевич. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 224 c.
4. Бреслав, Гершон Психология эмоций / Гершон Бреслав. - Москва: Мир, 2007. - 544 c.
5. В мире подростка / ред. А.А. Бодалев. - М.: Медицина, 2016. - 296 c.
4. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2014. - 240 c.
6. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 119 c.
7. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. - М.: Юрайт, 2014. - 400 c.
8. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 192 c.
9. Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 336 c.
10. Гусев, А. Н. Общая психология. В 7 томах. Том 2. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. - М.: Академия, 2009. - 416 c.
11. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. - М.: Питер; Издание 3-е, 2015. - 208 c.
12. Егоров, Т. Г. Психология. Учебное пособие для военных учебных заведений / Т.Г. Егоров. - М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 2009. - 206 c.
13. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. - Москва: Мир, 2015. - 480 c.
14. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2016. - 784 c.
Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
15. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация: моногр. / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - Москва: РГГУ, 2017. - 286 c.
16. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение для студентов вузов / Г.И. Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевич. - М.: Феникс, 2017. - 128 c.
10. Красовский, Ю.Д. Архитектоника организационного поведения / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 334 c.
17. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. - 200 c.
18. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2010. - 520 c.
19. Макарова, И. В. Психология. Учебное пособие / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2015. - 238 c.
20. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - М.: Питер, 2016. - 592 c
21. Мальцева, Т. В. Профессиональное психологическое консультирование / Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 144 c.
22. Макушкин, Е. В. Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием / Е.В. Макушкин. - М.: Медицинское информационное агентство, 2014. - 240 c.
23. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин. - М.: Мнемозина, 2014. - 327 c.
24. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. - Москва: РГГУ, 2011. - 192 c.
25. Немов, Р. С. Общая психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2008. - 400 c.
26. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 2. Внимание и память / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 262 c.
27. Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. - Москва: Высшая школа, 2014. - 892 c.
28. Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. - М.: Физическая культура, 2010. - 494 c.
29. Носс, И. Н. Введение в практику психологического исследования / И.Н. Носс, Н.В. Васина. - М.: Издательство Института психотерапии, 2009. - 352 c.
30. Общая психология. Курс лекций. Учебник. - М.: Владос, 2007. - 448 c.
31. Общая психология. Тексты. Субъект познания. Том 3. Книга 1. - М.: Когито-Центр, 2013. - 704 c.
32. Петровская, Вера Дисфункциональность супружеской диады и поведение подростка: моногр. / Вера Петровская. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 272 c.
33. Психология. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 406 c.
34. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум.
35. Учебник и практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Юрайт, 2016. - 304 c.
36. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2011. - 705 c.
37. Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. - М.: Феникс, 2015. - 384 c.
38. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 240 c.
39. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2017. - 160 c.
40. Сакович, Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков / Н.А. Сакович. - М.: Генезис, 2014. - 288 c.
41. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. - М.: Университетская книга, Логос, 2007. - 244 c.
42. Сорокин, П.А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь / П.А. Сорокин. - М.: Academia, 2014. - 696 c.
43. Холл НЛП. Золотые секреты скрытого влияния на подсознание и поведение: моногр. / Холл, Майкл. - М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2016. - 416 c.
44. Холмогорова, А. Б. Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология / А.Б. Холмогорова. - М.: Академия, 2010. - 464 c.
45. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник и практикум / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. - Москва: Наука, 2015. - 424 c.
Интернет - ресурсы:
46. Социальная сеть работников образования. Режим доступа: https://nsportal.ru/
(Дата обращения 15.05.2020).
47. РИСКОВАННОЕ ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ , Фахрадова Лейла Натиговна, Разварина Ирина Николаевна, Смолева Елена Олеговна Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/riskovannoe-destruktivnoe-povedenie-podrostkov-i-usloviya-ego-formirovaniya (Дата обращения 15.05.2020).