Фрагмент для ознакомления
2
Данная курсовая работа посвящена теме «Глаголы движения как средство создания динамичности природы в произведении «Затеси» Виктора Петровича Астафьева».
Выбор темы обусловлен тем, что позволит рассмотреть такие аспекты языкознания, как глаголы движения, выявить их специфические особенности, обозначить роль в художественном произведении.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что глаголы движения являются самым употребительным видом глаголов в системе русского языка. За последнее время наблюдается возросший интерес к функциональным особенностям глаголов движения, что является онтологически значимым, поскольку с движением непосредственным образом связано развитие того, что происходит в пространстве, как особой форме существования. Пространственные отношения являются представителем пространственно-предметной ситуации на языковом уровне и отражают определённый характер отношений, которые устанавливаются между объектами. Наряду с этим, глаголы движения недостаточно исследовались в естественном своём функционировании в тексте, хотя комментированию его различных проявлений в тексте посвящено большое количество работ.
Объектом исследования является глаголы движения как средство создания динамичности природы.
Предметом – особенности функционирования глаголов движения в содержании художественного произведения.
Цель данной работы заключается в изучении теоретической базы глаголов движения как части языковой системы, а также в анализе их функционирования как средства достижения динамичности природы в произведении В.П. Астафьева «Затеси».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть глаголы движения в качестве лингвистических исследований;
− определить специфические особенности глаголов движения;
− обозначить роль глаголов движения в художественном произведении;
− охарактеризовать произведение Виктора Петровича Астафьева «Затеси»;
− проанализировать произведение на предмет глаголов движения как средства создания динамичности природы.
Методами исследования являются:
− описательный метод;
− метод компонентного анализа;
− дескриптивный метод;
− анализ научного, художественного, лингвистического материала;
− метод сплошной выборки.
Теоретическую базу исследования составили труды таких известных исследователей как: Е.С. Кубрякова, Е.С. Яковлева, Р.И. Сиротина, А.Х. Востоков, Г.П. Некрасов, А.А. Потебня, Г.А. Битехтина, Л.С. Муравьева, Л.П. Юдина, А.П. Пешковский, А.А. Шахматов, Н.И. Греч, Т.К. Донской и другие.
Практическая значимость курсовой работы заключается в повышении профессионального уровня исследователя. Конечные результаты могут быть использованы на практических занятиях по русскому языку, языкознании, филологии, литературоведении. Полученные исследования являются хорошей подоплекой для дальнейшего изучения роли глаголов движения в системе русского языка и в художественных произведениях в частности.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Глаголы движения в системе русского языка
1.1.Глаголы движения как объект лингвистических исследований
Русская речь является многоплановым явлением, охватывающая все сферы грамматики, лексики, стилистики, различные условия контекста и экстралингвистические факторы. Показ вышеперечисленных составляющих или тех или иных грамматических форм и категорий глаголов движения должен реализовываться с учётом всех лингвистических факторов и их взаимодействия на всех уровнях.
Глаголы движения являются предметом исследования большого круга ученых-лингвистов, которые обращают внимание на изобилие и разнообразие грамматических форм глаголов движения, их стилистические возможности, широкие связи с другими лексико-грамматическими категориями слов. Интерес к глаголам движения объясняется их сложностью, противоречивостью и употребительностью в разных функциональных стилях.
Следует сказать, что глаголы движения имеют достаточно непростую природу. С одной стороны, она с давних времён была центром внимания исследователей, с другой стороны, считалась одной из причин отсутствия единого мнения на данную категорию слов. В качестве объекта исследования, глаголы движения выступали в трудах таких лингвистов, как: А.Х. Востоков, Н.И. Греч, Н.П. Некрасов, А.А. Потебня, В.В. Виноградова и другие.
Так, русский филолог XIX века, А.Х. Востоков, обозначил глаголы движения как одно из уникальных явлений русского языка, как коммуникативно актуальную микросистему глаголов движения. Он выделил отличительную особенность глаголов движения – это их парная лексико-грамматическая соотнесённость. Исследователь установил, что наряду с лексической близостью члены бинарных отношений внутренне противопоставляются друг другу. Именно внутривидовые отличительные особенности послужили основным критерием глаголов движения на протяжении всего XIX века [1, с.233-234].
Академик А.А. Шахматов обратил внимание на глаголы движения и его учения связаны с их видами. Основополагающим способом образования видовой оппозиции в сфере глаголов движения является, по мнению исследователя, префиксация. Шахматов разделил глаголы движения на две большие группы: глаголы типа движения «идти», он отнёс к «моторно-некратному» виду, а глаголы типа «ходить» к «моторно-кратному» [2, с.190].
Другой исследователь, В.В. Виноградов, рассмотрел глаголы движения с точки зрения шахматовской концепции глагольного вида, при этом обозначая другими терминами «подвиды», а именно: «неопределённо-моторные» и «определённо-моторные» глаголы движения. По мнению лингвиста, члены соотносительных пар имеют отчётливые различия: во первых, отношением к префиксации как способу образования видовой оппозиции; во вторых, способностью или неспособностью форм изъявительного наклонения выразить значение повелительного; в третьих, выборочным использованием частицы «не» [3, с. 188].
Следует сказать, что глаголы движения исследуются не только рамках современного русского языка, но и в лингвистической системе других языков, таких как: болгарский, тюркский, сербский и другие.
В современном русском языке исследованию структурно-семантических и мофолого-синтаксических особенностей глаголов движения русского языка посвящены работы А.И. Аверьяновой, С.И. Афифи, Г.А. Битехтиной, З.У. Блягоза, Н.С. Дмитриевой , Т.К. Донской, А.В. Исаченко, Л.С. Муравьевой, Л.Б. Пастуховой, Г.И. Рожковой, С.М. Сайкиевой, Л.П.Юдиной, В.В. Ямаловой, Н.А. Янко-Триницкой и др.
Во второй половине XX века языковед А.В. Исаченко сфокусировал своё внимание на том факте, что обозначая одинаковую реальность, каждый из членов глагольной пары представляет обозначаемый процесс по-разному. Отличительная особенность каждого из членов глаголов движения заложена в их структурах и так же связана с некоторыми общими чертами их лексической тематики [4, с. 136].
А.В Исаченко удалось разграничить уже намеченные ранее различия внутри каждой соотносительной пары глаголов движения: «Разницу между глаголами типа идти и ходить следует рассматривать как разницу в характере действия». Исследователь отмечает, что члены, участвующие в противопоставлении однонаправленности - ненаправленности, не равноправны: «Сильным» членом являются глаголы с однонаправленным характером действия (тип идти), «слабым» членом - глаголы ненаправленного характера действия (тип ходить). В «сильном» члене содержится однозначное указание на то, что движение протекает в одном направлении. В «слабом» члене противопоставления не содержится указания на направленность движения» [4,с.170].
Необходимо обратить внимание на то, что понятие «глаголы движения» освещены в научной литературе достаточно хорошо, но как бы оно парадоксально не звучало, до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, какие глаголы входят в состав группы глаголы движения. Среди исследователей на протяжении многих десятилетий ведутся дискуссии по данному поводу, что и обуславливает отсутствие единой терминологии.
В современной научной литературе существует два подхода к обозначению понятия «глаголы движения»: «глаголы движения» и «глаголы перемещения». При определённых обстоятельствах их употребляют как равнодействующие, а иногда, объединяют два понятия в один термин, называя глаголами «движения- перемещения». Как правило, понятия «движение» и «перемещение» не равнозначны. Понятие «движение» включает в себя все происходящие в мире процессы, начиная от простого перемещения и заканчивая мышлением, иными словами, понятие «движение» шире, чем «перемещение». В результате, к семантически широкой и количественно неограниченной группе глаголов движения целесообразно будет отнести глаголы, выражающие всякое движение, движение вообще. Перемещение же в пространстве - частный случай движения, и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Востоков А.Х. Русская грамматика.1831. – 480с.
2. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка.СПБ.,2001.−350с.
3. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова.М.,1977с
4. Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка. СПБ.,2003. .− 259с.
5. Морозова В.Ю. Глаголы движения в художественных текстах английского языка.М.,2019. .− 269с.
6. Белова Н.М., Холина Н.Н. Глаголы движения: Учеб. пособ.-Л.: Изд-во ЛГУ,1972. −355с.
7. Боброва А.Н. Развитие речи при изучении глагольных форм: Из опыта работы: Пособ. для учителей.-Л.: Учпедгиз,1963.−148с.
8. Бондарко А.В. Функциональная грамматика.-Л.: Наука, ЛО, 1984.−136с.
9. Винокур Г.О. О задачах истории языка // Избранные работы по русскому языку/Предисл. С.Г. Бархударова.-М.: Учпедгиз,1959.−292с.
10. Ганжа Р.С. Изучение глагольной семантики // Русский язык в школе.-1970.-№4.-С.32-39.
11. Бархударов С.Г. Словаре современного русского литературного языка. 1965.− 619 с.
12. Бочкарева Т. А. Способы передачи глагольного действия в языках разных типов; Автореф. дис... канд.филол.наук. Саратов, 1993.
13. Бондарев Ю. Рассуждения о русском языке. М.,1995.− 350с.
14. Чехов А.П. Смерть чиновника.− 250с.
15. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. – Л., «Просвещение», 1967. – 123 с.
16. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – Спб.: «КомКнига», 2005. – 408 с.
17. Диденко С. Кое-что о глаголах. – Спб.1998.− 299с.
18. Кубасов А.В. «Затеси» А.П. Астафьева как тип сибирского текста.2012. – 149 с.
19. Астафьев В.П. Затеси. Красноярск, − 544 с.
20. Чаллмаев В.А. Исповедальное слово В.Астафьева. Журнал, ,,Литература в школе”, 2005г. ,